![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация пассажирских перевозок в дальнем сообщении
Одной из важнейших задач структурной реформы железнодорожного транспорта является развитие конкурентного сектора в сфере пассажирских перевозок, в том числе создание пассажирских компаний, владеющих собственным подвижным составом. До последнего времени в Российской Федерации фактически отсутствовал рынок железнодорожных пассажирских перевозок. Отрасль была монопольной с большой долей государственного регулирования. Создание в результате структурной реформы условий для недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта компаний-перевозчиков обеспечивает развитие конкуренции в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. К основным документам, регулирующим пассажирские перевозки, относятся: - Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утверждённое постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. №221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»; - постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности»; - распоряжение ОАО «РЖД» от 17 декабря 2007 г. №2369р «Об утверждении Положения о порядке организации продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования»; - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. №12 «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03»; - приказ МПС РФ от 26 июля 2002 г. №30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте». Перевозки пассажиров в дальнем следовании по инфраструктуре ОАО «РЖД» осуществляют следующие компании: - Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» (АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), ОАО «Пассажирская компания Сахалин» и ОАО «Кузбасс-пригород»). Доля в пассажирообороте в 2014 году – 97, 0 %; - Независимые перевозчики: ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс», ЗАО «ТрансКлассСервис». Их удельный вес в пассажирообороте в 2014 году составила 0, 9 %; - Дирекция скоростного сообщения. На ее долю в пассажирообороте в 2014 году приходилось 2, 1 %. АО «ФПК» является национальным пассажирским железнодорожным перевозчиком Российской Федерации, субъектом антимонопольного регулирования. АО «ФПК» осуществляет железнодорожные пассажирские перевозки во всех регионах, где существует железнодорожная инфраструктура (за исключением Сахалинской области и Республики Крым). АО «ФПК» осуществляет деятельность в сфере перевозки пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях с 1 апреля 2010 года. АО «ФПК» является абсолютным лидером на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров в поездах дальнего следования. Доля ОАО «ФПК» в общем пассажирообороте всех видов транспорта дальнего следования во внутригосударственном сообщении составляет около 50%. Ежегодно услугами АО «ФПК» пользуются около 100 миллионов человек. АО «ФПК» является субъектом естественной монополии: приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России от 27 мая 2010 г. №190-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «ФПК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок. Деятельность АО «ФПК» на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». По регулируемым тарифам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. №643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» осуществляются перевозки: - пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории СВ и купе); - багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении. Тарифы устанавливаются ФСТ России в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок и в виде индексов к действующим их уровням. Дифференцированные по календарным периодам года индексы изменения тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах устанавливаются ФСТ России для поездов АО «ФПК», следующих во внутригосударственном сообщении. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2007 г. №207 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем сообщении (в плацкартных и общих вагонах)» организациям железнодорожного транспорта предоставляются субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования. АО «ФПК» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования по территории Российской Федерации и в международном сообщении. Особенностью перевозок пассажиров в дальнем следовании является ярко выраженный и устойчивый характер неравномерности по календарным периодам года. Минимальный объём перевозок осуществляется в феврале, максимальный – в августе. Пиковый спрос на пассажирские перевозки наблюдается в период общегосударственных праздников и в преддверии выходных дней (пятница), во время проведения крупных спортивных мероприятий международного уровня и событий в регионах (например, форумы, юбилеи крупных городов, фестивали, концерты). В сложившихся экономических условиях зона конкурентных преимуществ пассажирского железнодорожного транспорта ограничена средними расстояниями перевозки. Основными критериями выбора пассажирами вида транспорта являются: безаварийность, цена, комфорт, сервис, скорость, удобство, точное соблюдение расписания. На дальних расстояниях конкурентоспособность авиационного транспорта повышается по стоимостным характеристикам и времени доставки пассажиров. По этим же показателям перевозки междугородные автобусные перевозки получают конкурентные преимущества на коротких расстояниях. Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок является одним из стратегических приоритетов ОАО «РЖД» в соответствии с указом Президента РФ от 16 марта 2010 г. №321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Студенты, разрабатывающие данный раздел курсовой работы должны провести сравнительный анализ деятельности АО «ФПК» и частной компании, выполняющей пассажирские перевозки в дальнем сообщении, по следующим основным направлениям: - организационная структура; - структура управления; - виды бизнеса; - конкурентное окружение; - маркетинговые акции и инициативы; - стратегия развития; - качество и безопасность продукции и услуг; - имущественный комплекс. Преподаватель, являющийся руководителем курсовой работы, определяет для студентов, выполняющих данный раздел курсовой работы, частную компанию, выполняющую пассажирские перевозки в дальнем сообщении, деятельность которой они будут сравнивать с деятельностью АО «ФПК».
|