Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитический опрос






 

Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. При этом, как в том, так и в ином жанре, структура текста образуется в ходе изложения «веера» полученных журналистом ответов «респонден­тов».

Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информаци­онного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария, который обыч­но относится к аналитическим жанрам. Это становится возмож­ным в результате «кумулятивного эффекта», возникающего при объединении в одном тексте нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос. Но аналитический опрос нельзя относить к жанру комментария, так же как нельзя к этому жанру относить, напри­мер, интервью, содержанием которого может быть, скажем, ком­ментарий какого-то интервьюируемого журналистом лица по по­воду определенных событий. Отнесение публикации в данном слу­чая к жанру интервью происходит по методу получения журналистом информации, изложенной в ней, но не по содержа­нию этой информации, которое может быть оценочным, коммен­тирующим по своей сути. Подобное можно наблюдать и при рас­смотрении публикаций некоторых иных жанров.

Аналитические опросы очень часто появляются на страницах «Литературной газеты». Журналисты обращаются к этому жанру, когда надо, например, выявить мнение известных артистов по поводу какой-то новой пьесы или мнение писателей по поводу современной художественной литературы и т.д. Охотно публикуют аналитические опросы и многие другие газеты и журналы.

 

Из публикации «Понравится ли Борису Ельцину новая Дума?» (Профиль. № 50. 1999)
Пожалуй, впервые думские выборы прошли под столь же­стким контролем и при столь явном участии администрации президента. На первый взгляд, опыт оказался удачным: пози­ции Кремля в нижней палате явно усилились. В связи с этим на вопрос, вынесенный в заголовок, отвечают руководи­тели регионов РФ: Геннадий Дюдяев, предсе­датель Кемеровского област­ного совета народных депутатов: «Я считаю, что результа­тами голосования президент приятно удивлен». Валерий Сердюков, губер­натор Ленинградской области: «Борис Николаевич еще во время голосования сказал, что Дума будет хорошей и рабо­тоспособной». Евгений Савченко, губерна­тор Белгородской области: «Безусловно, понравится. Ель­цин признался в этом еще в момент своего голосования, и удивляться подобной оценке не приходится. Еще несколь­ко месяцев назад, в Госдуме-99, даже не просматривалось, кроме, может быть, ЛДПР и НДР, проправительственной фракции. А теперь их факти­чески три с довольно прилич­ным числом мандатов. В прин­ципе цель, которую ставил перед собой Кремль, достигну­та. Теперь страна выходит на президентские выборы по схе­ме 1996 года, что обеспечива­ет преемственность нынешне­го политического курса». Минтимер Шаймиев, пре­зидент Татарстана: «Прези­дент России свое мнение на сей счет уже высказал. На мой взгляд, главный итог этих вы­боров в том, что основной ко­стяк Госдумы составит цент­ристское и правоцентристское большинство. Если бы в Думе по-прежнему остался едино­личный лидер — КПРФ, мы не смогли бы дать ответы на те вопросы, которые ставит перед нами дальнейшее разви­тие». Александр Попов, председа­тель Законодательного собра­ния Ростовской области: «Но­вая Дума должна понравить­ся президенту. Коммунистов ведь в ней меньше, чем в про­шлой». Анатолий Попов, вице-гу­бернатор Курской области: «С этой Думой Борису Ель­цину практически не работать: скоро президентские выборы. Так что новая Дума для Ель­цина будет как чужая невеста и, конечно, понравится». Равиль Гениатулин, губер­натор Читинской области: «Борису Ельцину должна по­нравиться новая Дума. Навер­няка президенту и правитель­ству будет работаться все-таки легче. Прошлая-то Дума была заранее, как бы по природе своей объективно ориентиро­вана на конфронтацию с пре­зидентскими структурами и всей исполнительной властью. Вновь избранная Дума будет толерантна, что ли. Она будет сговорчивее, фракции чаще будут находиться в одной уп­ряжке, чем в разных. Ведь сей­час опыт показал, что какой-никакой — но есть бюджет. И будь ты хоть коммунистом, хоть фашистом — из этого бюджета не выпрыгнешь». Борис Говорин, губернатор Иркутской области: «Вопрос не в том, нравится кому-то Дума или нет. Это из разряда вкусовых ощущений. Состав Государственной Думы — это выбор народа. А выбор наро­да надо уважать. Тем не менее надо заметить, что впервые за три избирательные кампании с 1993 года в Думе складыва­ется такая многочисленная проправительственная пар­тия». Эдуард Росселъ, губернатор Свердловской области: «Ду­маю, что понравится. Можно будет наконец-то создать кон­структивное большинство. Нам в Думе явно не хватает единства». Владимир Яковлев, губерна­тор Санкт-Петербурга: «Выби­раем тех, кого хотели избрать. Ни один социолог не угадал, как пройдут выборы. Жизнь подтвердит правильность по­лученных блоками процентов. А понравится это президенту или нет, спросите президента. Поживем — увидим» Юрий Дюкарев, вице-гу­бернатор Липецкой области: «Это просто какой-то рок, что коленопреклоненная поза «чего изволите?» сгибает Рос­сию во все времена. Не толь­ко при царях и вождях. Не только при диктаторах и узур­паторах. Не только при белых и красных. Но и при демокра­тах. При голубых и розовых. При самых записных вольно­думцах и правострадальцах. Как только на дворе потянет чем-то свеженьким, так сразу — точь-в-точь по Грибоедову: «Ах, боже мой! Что станет го­ворить княгиня Марья Алексевна?» Нынешней нашей все­российской Марье Алексевне трудно угодить. Но, полагаю, новый состав Думы ей по душе. Во всяком случае, он устраивает ее гораздо больше, чем предыдущий... Но вопрос-то уже стоит иначе. Кому нра­вится сама Марья Алексеевна? Или Грибоедова сменил Кры­лов? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Как видим, в данном случае роль автора свелась к тому, что он задал один и тот же вопрос нескольким политическим деятелям и записал их ответы. Однако данный материал можно отнести к аналитическим пуб­ликациям, что становится очевидным, если оценивать содержание отве­тов, последовавших на вопрос журналиста, как единое целое. Именно в этом случае можно заметить, что содержание выступления представляет единое целое, возникающее в ходе сопоставления разных точек зрения, объединенных одним и тем же вопросом. При этом разные позиции име­ют свое обоснование, свою аргументацию, хотя степень ее развернутос­ти колеблется от минимальной (нулевой), как в ответе Геннадия Дюдяева, до максимальной (в данном случае), как в ответе Юрия Дюкарева. А демонстрация доказательного рассуждения — это уже верный признак использования авторами ответов исследовательских действий, опреде­ленного анализа ситуации, о которой идет речь, что и позволяет отно­сить некоторые публикации подобного рода к группе аналитических жанров.

 

Степень аналитичности опроса во многом предопределяется правильной формулировкой вопроса. Если журналист, предполо­жим, задаст своим респондентам вопрос: «Любите ли Вы поесть?», то вполне вероятно, что он получит большинство ответов, кото­рые будут звучать так: «Да». Конечно, из таких ответов аналитичес­кий текст не возникнет. Поэтому при подготовке материала следу­ет избегать вопросов, предполагающих однозначный ответ. В дан­ном случае можно было бы задать вопрос, дающий отвечающему возможность обоснованно изложить свою позицию, проанализи­ровать предполагаемые возражения возможного оппонента и т.д. Разумеется, что для обсуждения стоит выбирать такой предмет, который пробудил бы интерес респондентов и позволил «вклю­чить» их наиболее важный информационный ресурс, которым они владеют (скажем, спортсменов лучше спрашивать о спорте, чем о способах добычи угля в шахтах).

в начало

 

БЕСЕДА

 

Беседа наряду с интервью, опросом является важным аналити­ческим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения ин­формации. Беседа достаточно широко использовалась на страницах прессы на протяжении многих лет. Искушенному знатоку журналист­ских жанров хорошо известны, например, «Беседы за «круглым сто­лом», которые многие годы велись на страницах (еще советских) «Литературной газеты», «Известий», других изданий. В настоящее время мы тоже можем встретить этот жанр в прессе.

Иногда жанр беседы отождествляется с жанром интервью. Од­нако это отождествление необоснованно, хотя у названных жан­ров и есть общие черты. Прежде всего — двусоставность текста. Одна часть его «принадлежит» одному участнику беседы (интер­вью), другая — другому. И в беседе и в интервью есть обмен мыс­лями, репликами. Однако между жанрами существует очень важное различие. И заключается оно прежде всего в той роли, которая отводится журналисту-интервьюеру и журналисту-собеседнику, что оказывает существенное влияние на содержание самих текстов интервью или беседы. Если в роли интервьюера журналист может ставить только вопросы, а отвечает на них интервьюируемый, то именно последний и формирует основное содержание публика­ции, ее характер (в частности, позитивный или критический).

Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать об­мен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями. Когда журналист берет интервью, то он может лишь задать направление размышлениям интервьюируемого. А то, будет ли реально содержание публикации фактологическим, оце­ночным или каким-то иным отображением обсуждаемого предме­та, предопределят главным образом ответы интервьюируемого.

Как бы ни старался интервьюируемый быть объективным, он в любом случае будет рассматривать предмет обсуждения со своей по­зиции, с позиции имеющихся у него знаний, представлений, сте­реотипов, установок. Поэтому он произвольно или непроизвольно будет вести речь о тех сторонах предмета, которые положительно коррелируются с этой позицией, и опускать то, что ей противоре­чит. Другой участник беседы также имеет свою позицию и рассужда­ет о предмете будущего выступления, исходя именно из нее. Однако то, что в беседе участвуют два равноправных партнера (или несколь­ко), повышает шанс объективного освещения предмета разговора. Это происходит в силу того, что журналист (или другие участники беседы) может находиться на своих особых позициях, которые бу­дут ориентировать его на освещение иных аспектов, иных качеств, достоинств, недостатков, связей обсуждаемого предмета.

Таким образом, в отличие от неизбежно одностороннего «монистического» освещения предмета обсуждения в интервью в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое виде­ние предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объектив­ность его освещения.

 

Из публикации «К вопросу о сексуальности гномов» (Всеобуч. № 1. 1999)
Насущные вопросы обсу­дил с Машей Мокровой Ник Перумов, наделавший много шума своим продолжением «Властелина колец». Кроме того, он выдумал свой собственный мир, Хьервард, на­селенный злобными хоботярами, стеноломами, ногогрызами и брюхоедами. Сейчас на его счету несколько серий («Коль­цо тьмы» - продолжение Толкиена, «Летописи Хьерварда», «Теномагия»...) и отдельных книг («Не время для драко­нов», «Планета Армагеддон», «Русский меч»...). Маша: У Вас нестандартное понимание Света и Тьмы. По ходу чтения возникает сочув­ствие тьме, а свет, наоборот, вы­ступает как нечто эгоистичное и жестокое. Вы такой умный или выпендриваетесь? Перумов: В традиционной фантазии правило «свет = доб­ро, тьма = зло» укоренилось очень прочно, главным обра­зом благодаря «Властелину колец» Дж. Р.Р. Толкиена. Признаюсь, мне довольно бы­стро наскучил этот стандарт. Кроме того, я люблю темноту и звезды. Как Блейк. Или Уайльд. Это упрощение, но в каждой шутке есть доля шут­ки. Мой принцип, которому я стараюсь следовать в своем творчестве, — нет изначально плохих, нет изначально хоро­ших. Добро не может быть с кулаками, иначе оно переста­нет быть добром. Поэтому Свет и Тьма у меня это ско­рее Сохранение и Развитие — которое, как известно, может быть весьма болезненным, как, например, роды. Должен сразу сказать, что я не принадлежу к поклонни­кам сатанизма, я атеист. Маша: Но ни во что не ве­рить нельзя. Во что же вери­те? Перумов: В справедли­вость силы. Маша: Вы очень реалис­тично описали характеры гно­мов, эльфов и прочих персо­нажей. Они были придуманы вами из головы? Перумов: Все, что мы спо­собны помыслить — так или иначе, продолжение нас самих. Эльфы — может быть, отраже­ние какой-то возвышенной части нашей души, которая боится смерти, которая стре­мится к консервации, к сохра­нению существующего поряд­ка вещей. «You want to live forever?», — как пел «Queen». Но, попутно, это и осознание того, что эта мечта бесплодна, что бессмертные существа, расплодившись, очень быстро заполнили бы нашу Землю. И они вынуждены были бы принимать какие-то драконов­ские меры по ограничению рождаемости. Гномы — это, наоборот, то, что наше земное, плотское, разгульное, основательное, Здравый смысл. Гномы друже­ственны людям в отличие от эльфов, которые всегда счита­лись непознанными, непозна­ваемыми, необычными и опас­ными. С гномами больше тор­говали... Маша: Вы пишите в «Зем­ле без радости»: «...Гномы, хотя ростом и не вышли, зато лучше их в постели никого нет, и даже самый здоровый хуторянин-бугай самому заху­далому гному в подметки не годится». Не гномы, а какие-то сексуальные спецназовцы... Идея суперсексуальности гно­мов основана на интуиции или на научных данных? Перумов: Отчасти на науч­ных. Как известно, избыток половых гормонов ингибирует рост костной ткани. В на­родной смеховой, скоморошь­ей культуре это нашло отра­жение: «Ростом мал, да в.... удал». Маша: Люди, которые от­зываются о ваших книгах, ча­сто замечают какие-то ошиб­ки в описаниях, например в описаниях боев... Перумов: Бывает. Предпо­ложим, в начале книги како­го-нибудь второстепенного ге­роя зовут одним именем, а ког­да он появляется второй раз, его имя слегка изменено, просто потому, что я его уже за­был. А редакторы сейчас ра­ботают спустя рукава... Заметив меня и фотогра­фа с кружками пива, Перумов возмутился: — Господа девушки пьют пиво! Во времена моей моло­дости... девушки не пили пиво. Предложить девушке пиво было смертельным оскорбле­нием. Маша: Вы полагаете, так было правильней? Перумов: Мы не оценива­ем обряды, в которых вырос­ли, тем более если они не по­давляют очень сильно лич­ность. Это по типу «оранжевые штаны» — три раза «ку!». Ци­тата не точная, но примерно, да? Это вот некое «ку!» того времени. Это некий обычай такой, этикет. Как при коро­лях дамам положено было де­лать реверанс разной степени глубины, в зависимости от положения дамы в обществе. А у нас положено было, если ты ухаживаешь за девушкой, ты должен был ее поить, в идеальном случае — коньяком, в реальном случае — хорошим сухим вином. Марочным, не крепленым, но ни в коем слу­чае не пивом! Предложить пиво — это было все! Развод и девичья фамилия!
В данной публикации журналистка и писатель, с которым она общает­ся, выступают, что вполне очевидно, как относительно равноправные, компетентные в обсуждаемом предмете собеседники. Здесь нет, так ска­зать, «авторитетного подавления» со стороны того, к кому обратилась за информацией журналистка. Ее реплики, хотя во многом лаконичнее выс­казываний Перумова, выглядят вполне достойными уровня проводимой беседы.

 

Беседа как аналитический жанр может оказаться незаменимой в том случае, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования». При этом чем кон­трастнее будут позиции собеседников, чем выше будет их стрем­ление «докопаться до истины», тем интереснее может получиться публикация. К тому же очень важно, чтобы собеседники с уваже­нием относились к точке зрения друг друга, не стремились прини­зить весомость доводов оппонента. В противном случае беседа пре­вратится в безрезультатный спор.

Жанр беседы требует достаточно высокой квалификации, ком­петентности журналиста в вопросе, который обсуждается в ходе беседы. Ведь он не может обойтись в отличие от интервьюера од­ними только вопросами, адресованными «источнику информации», но должен еще и продемонстрировать соответствующее понима­ние того предмета, который обсуждается.

в начало

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал