Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическое резюме






 

Основной причиной активного использования в отечествен­ной периодической печати жанра, определяемого как «социоло­гическое резюме», стала бурная политическая жизнь в России в последние десять лет, сопровождающаяся перманентными опро­сами населения, его анкетированием, интервьюированием и т.д.

Социологическое резюме представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

 

Из публикации «" Медведь" в думской берлоге» (АиФ. № 4. 2000)
Союз КПРФ и фракции «Единство» («Медведь»), вре­менно расколовший депутатов на большевиков и меньшеви­ков, вызвал повышенный инте­рес к новому думскому «зверю». Из кого же состоит «медвежья» фракция, представляющая по­чти 20 миллионов избирателей и ставшая парламентской опо­рой для и.о. президента В. Пу­тина? Из 81 члена фракции 64 избраны по списку, 17 — в одномандатных округах, в том числе трое прибивших­ся к «Единству» членов НДР (В. Черномырдин, В.Рыжков и В. Язев). Большин­ство фамилий неизвестны широким массам. Исключение составляют олимпийский чем­пион по греко-римской борь­бе А. Карелин и теледива ОРТ А. Буратаева. К слову, женщин во фракции набралось всего 7. Средний возраст: 46 лет. Самый пожилой «медведь» 67-летний Р. Храмов, самый юный - 27-летний В. Семенов. Образование: у 98% - выс­шее. Половина по профессии — инженеры, у 10 чел. — во­енное образование, у 9 — юри­дическое, у 6 — экономичес­кое. Встречаются также филологи, врачи, физик, математик и биолог. Социальный статус: боль­ше всего в «Единстве» бизнес­менов — 24 чел., а также чи­новников и депутатов всех уровней — 32 чел. Следующие по численности — функционе­ры различных общественных организаций — 14 чел. и фон­дов — 6 чел. До избрания за­нимались наукой, культурой, образованием и здравоохране­нием. Богато представлено те­левидение — 3 чел. Замыкают список спортсмен и пенсио­нер. Место жительства: среди «медведей» 22 москвича и 6 питерцев. Относительно мно­го представителей Кемеровс­кой, Ростовской и Ивановской областей (в сумме 12 чел.). Материальное положение: самым богатым оказался эндээровец В. Язев. В 1998 г. он заработал, согласно деклара­ции, 4, 3 млн. руб., при этом имеет 5 квартир общей пло­щадью 485 кв. м. Другие мил­лионеры — В. Резник (годо­вой доход 1 млн. 670 тыс. руб.), В. Кузнецов (1, 04 млн. руб.). Несколько скромнее обеспечен В. Карелин. В 1998 г. чемпион заработал только 255 тыс. руб., зато он может гордиться своим движущимся имуществом — «Мерседесом-Бенц», «Мицубиси-Паджеро» и мотоциклом «Харлей-Дэвидсон». На этом фоне лидер Российского союза ветеранов Афганистана Ф. Клинцевич (14, 5 тыс. руб.), телевизион­щики А. Буратаева (32, 4 тыс. руб.) и В. Комиссаров (6, 6 тыс. руб.) выглядят бедняками. Идеология: прагматизм, если это можно назвать идео­логией. Некоторые эксперты также называют «медведей» центристами и государствен­никами. Происхождение: «крестным отцом» «Единства» считается Б. Березовский, который сам, однако, не вошел в состав фракции. Список составлялся при участии администрации президента и губернаторов (Л. Горбенко, А. Тулеева, Д. Аяцкова, А. Руцкого и др.). Из-за спешки не обошлось без накладок. Так, членом партии власти едва не стала «русская Чиччолина» — скандально из­вестная журналистка Д. Асламова, но в последний момент ее вычеркнули из списка. Впрочем, доля политической экзотики в «Единстве» оста­лась — в лице трех молодых депутатов, лидеров «Поколе­ния свободы» (В. Коптев-Дворников, В. Семенов, А. Баранников). По слухам, эта молодежная организация создавалась на деньги шоу-бизнеса и в числе прочего про­поведует свободу однополой любви. Схема принятия решений: замыкается на Кремль. Внутрифракционная демократия почти отсутствует. Позиция «медвежьих» депутатов выра­батывается на встречах руко­водителя фракции Б. Грызлова (кстати, знакомого В. Пу­тина еще по Питеру) и зам. главы администрации В. Суркова. Иногда в консультациях участвует лидер «Единства» С. Шойгу. Перспективы: зависят от воли Кремля и готовности де­путатов «Единства» играть роль лояльной фракции (а только в этом качестве она нужна отцам основателям). Не исключено, что «Медведь» не захочет оставаться вечно руч­ным и начнет показывать зуб­ки своему дрессировщику. Тогда его ждет печальная судьба предшественника — НДР. Впрочем, у «Единства» есть шанс превратиться в нор­мальную правоцентристскую партию, которая станет осно­вой будущей двухпартийной системы власти в России. И последнее: Можно пред­положить, что союз «Един­ства» с коммунистами не ста­нет долговечным. Он разва­лится, как только Дума начнет решать принципиальные воп­росы — принимать Земельный кодекс, Закон о государствен­ной символике (гербе, гимне), ратифицировать договор СНВ-2.
Что отличает данный материал от аналитических публикаций иных жанров? Во-первых, предмет отображения. Таким предметом в нем вы­ступает так называемое массовидное явление — новое политическое движение в послевыборный период своего развития. Во-вторых, цель публикации, которая заключается в том, чтобы дать аудитории крат­кую, но достаточно всеобъемлющую (многоаспектную), теоретически выверенную характеристику нового феномена. В-третьих, методы по­лучения информации (ими стали, судя по всему, методы социологи­ческого исследования, из которого сделана «выжимка»). В данном мате­риале активнейшим образом использована группировка данных, ста­тистика, характеризующая наиболее важные стороны нового политического феномена. Однако, при всем при этом, данная публика­ция не является (в представленном виде) научной публикацией (какой может быть публикация того исследования, на основе которого созда­но резюме, в его полном виде).

 

Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, причем в нем часто не указывается, какими методами оно осу­ществлялось (что присуще и данному резюме), насколько слож­ным было по содержанию. Можно заметить, что социологическое резюме в какой-то степени приближается к научно-популярным жанрам. Однако научно-популярное выступление служит пропа­ганде научных достижений, но не целям выяснения расстановки политических сил или характеристике какой-то политической силы (что, например, является целью проанализированной публикации). По степени своей «развернутости», сложности конкретные ре­зюме могут значительно отличаться одно от другого. Но это все же не мешает объединению их в единую жанровую группу.

в начало

 

АНКЕТА

 

В журналистике наряду с такими методами сбора информации, как наблюдение, интервьюирование, опрос и пр., применяется метод анкетирования. Данный метод пришел в журналистику из социологии и применяется для получения сведений по определен­ным вопросам от широкого круга людей. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие свое­образными чертами, позволяющими объединить их (публикации) в самостоятельную жанровую группу.

Название этого жанра может быть образовано от названия ме­тода получения информации, выступающего главным жанрообразующим фактором. Иначе говоря, этот жанр может быть назван «анкетой» по образцу жанра «интервью», тоже получившему свое название от наименования соответствующего метода.

Анкетирование дает в распоряжение журналиста достаточно сложный и разнообразный материал. Такой характер его объясня­ется, как минимум, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что анкета, как правило, включает в себя достаточно много разных вопросов, нацеленных на выяснение тех или иных сторон явле­ния, которое становится центром внимания анкетируемых. При этом организатора анкетирования (или журналиста) могут инте­ресовать как характеристики самого предмета (т.е. сведения о сущ­ности предмета, его количественных и качественных характерис­тиках), так и отношение анкетируемых лиц к тому предмету, ко­торый они рассматривают.

Во-вторых, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких (порой десятков) вопросов. В итоге создается большой объем разнообразной инфор­мации, которая требует своего упорядочения. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и струк­туре конкретное журналистское произведение.

 

Из публикации «Дикий запад» (Вечерняя Москва. 1999)
«Вечерняя Москва» регулярно проводит в столичных школах анке­тирование и опросы на разные волнующие темы. Сейчас весь мир следит за трагическими событиями в Югославии. Ученикам 8-го «А» класса школы № 1233 они также далеко не безразличны. Подтверждение тому ответы двадцати трех ребят на следующие вопросы «ВМ»: 1. Из-за чего самолеты НАТО начали бомбить Югославию? 2. Кто прав, а кто виноват в этой войне? 3. Задела ли ситуация на Балканах вас лично? 4. Пошли бы вы сражаться на эту войну, а если да, то на чьей стороне? 5. Изменилось ли ваше отношение к США в связи с военной опера­цией на Балканах? 6. Как вы оцениваете позицию России? 7. Стоят ли так называемые принципы государств — членов НАТО человеческих жертв? Далее излагается основной материал.
«Американцы вытерли ноги о югославцев» Если не считать одного эк­стравагантного мнения, со­гласно которому война нача­лась из-за того, что раньше Югославия была территорией США и теперь американцы хо­тят возвратить ее себе, в целом восьмиклассники проявили в первом вопросе солидную ос­ведомленность. Девять ребят причиной войны назвали кон­фликт между сербами и косовскими албанцами, в котором страны блока приняли албан­скую сторону. Шестеро вось­миклассников убеждены в другом. «Мне кажется, что США хотят испробовать свое усовершенствованное войско и оружие на слабой стране, где этот вид промышленности очень слабо развит, а потом перейти на более сильную страну»; «НАТО нападает, а Югославия защищается. Аме­рика искала козла отпущения и причину для нападения. С таким же успехом они могли напасть и на Россию из-за Чечни»; «Мне кажется, что Америка лезет не в свое дело. Она думает, что она самая главная в мире. Видимо, аме­риканцев что-то не устроило в Югославии и они вмешались в гражданскую войну, хотя ни­какого права на это не имели»; «Кто-то из властей Америки захотел еще большей власти в мире. И этот кто-то начал с наименее сильной страны»; «Американцы всегда считали себя самыми крутыми»; «Аме­рика хочет показать свою силу и доказать, что она есть жан­дарм мира. Еще Америка хо­чет развязать ядерную войну и использует Югославию как полигон для испытания ору­жия, по силе почти равного ядерному». Четыре восьмиклассника ответили на первый вопрос приблизительно так: «Прези­дент Югославии Милошевич не захотел, чтобы на террито­рию его страны были введены натовские войска, а это не по­нравилось Америке и она на­чала бомбить Югославию». А вот еще одно эмоцио­нальное мнение: «Американцы вытерли ноги об югославцев». Сила есть, ума не надо. Кто виноват и кто прав в войне между НАТО и Югосла­вией? Ответы на второй вопрос анкеты разделились таким об­разом: 13 восьмиклассников категорически обвиняют в войне НАТО и Америку. 3 ученика, наоборот, их счи­тают правыми, а оставшиеся 7 человек считают, что в этой войне нет правых и виноваты обе стороны. «Зачем применять силу? После бомбовых ударов кон­фликт только обострился. Сколько пострадало мирных жителей! Сколько беженцев! Македония уже не в состоя­нии принять всех бегущих от войны...»; «Америка обвиняет Югославию в кровопролитии, а сама убивает мирных жите­лей. США пришли в чужую страну и развязали войну»; «Америка не имеет права вме­шиваться во внутренние дела Югославии»; «Это территория Югославии, и американцы не имеют права ее бомбить»; «США, конечно, виноваты. Оставили бы они Югославию в покое, всем было бы только лучше. А то еще Россия туда вмешается, если не вмеша­лась»; «Теперь уже никто не поверит в цивилизованность Америки. Она бомбит ни в чем не повинных мирных жите­лей»; «В конце XX века ре­шать политические вопросы таким доисторическим спосо­бом — проливать кровь невин­ных людей! Нет, Америка не права!»; «США однозначно виноваты, они развязали вой­ну, втянув в нее и ряд евро­пейских стран»; «Наглость из Америки так и прет!» Теперь прислушаемся к сторонникам НАТО и Амери­ки, у них тоже есть свои аргументы: «Американцы правы, потому что они преуспевают всегда и везде»; «Мне кажет­ся, что правы американцы, они предупреждали югославов, те отказались». Третья группа — «взве­шенные» восьмиклассники — высказывается следующим образом: «США от имени НАТО действует по принци­пу «сила есть, ума не надо», а Югославия, вернее Милоше­вич, просто глупо и упрямо не соглашается на переговоры»; «Обе стороны не правы. Юго­славия могла бы пойти на ус­тупки и прекратить граждан­скую войну. А Америка могла бы не начинать эту войну, а попробовать решить эту про­блему другим способом»; «В этой войне правых нет, есть только жертвы и агрессоры. Действия США и НАТО на­рушают устав ООН о между­народном праве. Действия Милошевича тоже нельзя на­звать правильными, так как он никого не слушает»; «Правых в этой войне нет. Ни в коем случае нельзя было допускать, чтобы гибли невинные люди, вне зависимости от нацио­нальности». Обидно, что с мнением России не считаются. Только одну девочку из 8-го «А» война на Балканах никак не задела. Остальные двад­цать два ее одноклассника не скрывали своей тревоги, оза­боченности. «Возмущаюсь не­дальновидной позицией НАТО. Значит, за любое не­согласие можно идти войной на любое государство?»; «Я эту войну еще не понимаю, но почему-то я ее боюсь»; «Чув­ствую себя задетым, потому что все люди братья»; «Мы с Югославией одна семья, по­этому мне за нее больно»; «Россия будет помогать Юго­славии, и прольется кровь рус­ских солдат»; «Жалко невин­ных людей, но разве можно что-то сделать?»; «Югославы тоже славяне, тоже православ­ные, и вообще так американ­цы и до нас доберутся, если вовремя их не поставить на место»... Многие ребята считают, что балканский кризис рано или поздно коснется России, и очень переживают по этому поводу. В ответах сквозит оби­да за державу: «Особенно за­девает то, что с мнением Рос­сии не считаются!»; «Если Америка навязывает свою волю одной стране, то почему это не может произойти с Рос­сией? И разве можно принять то, что более сильный без вся­кого на то права командует более слабым?»
Лучший из всех, наверное, этот ответ: «Поскольку я живу на этой планете, то меня волнует все, что на ней происходит». В данном отрывке — примерно половина текста журналистки Мари­ны Мацкявичене, но и он дает возможность судить о публикации как об особом жанре печати, который мы обозначили именем «анкета». В чем своеобразие представленной публикации? Во-первых, она представляет собой совокупность мнений разных людей по важным, с точки зрения составителя анкеты и журналиста, вопросам. И в этом плане публикация является не чем иным, как ком­ментарием, но комментарием достаточно своеобразным, поскольку свое мнение высказывают двадцать три человека (т.е. это «массовый коммен­тарий»). Во-вторых, публикация имеет сложную и своеобразную структуру. Она состоит из энтимем (так в логике определяются сокращенные формы умо­заключений, которые обычно применяются в повседневном обыденном мышлении), иначе говоря — логических отрезков, каждый из которых содержит ряд высказываний «реципиентов» (т.е. ответов школьников на вопросы анкеты), и эти ответы служат либо аргументами в пользу какого-то тезиса, либо посылками, из которых вытекают определенные умозак­лючения. И тезисы и умозаключения едины в одном, а именно в том, что они являются суждениями самой журналистки. Таким образом, из отдель­ных энтимем создается цепь силлогизмов, возникает то, что называется доказательным рассуждением. А это уже — свидетельство осмысления пред­мета отображения (войны в Югославии), его причинно-следственный, оценочный анализ, что и позволяет относить данную публикацию к ана­литическим жанрам (и в частности — к жанру «анкеты»).

 

Публикации в жанре «анкеты» в настоящее время появляются на страницах многих газет и журналов («Независимой газеты», «Литературной газеты», «Вечерней Москвы» и т.д.). Популярность этого, относительно трудного с точки зрения подготовки жанра объясняется тем, что он позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

в начало

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал