Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТАКТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ






Она обращена прежде всего к актуальным практическим про­блемам промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Ав­тор практико-аналитической статьи ставит перед собой цель выя­вить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере про­изводства, на ряде предприятий, в социальной сфере и т.д., оце­нить эти ситуации, определить тенденции их развития, назвать проблемы, стоящие на пути решения тех или иных практических задач, по возможности найти пути эффективного разрешения этих задач, вынести на суд общественности какие-то конструктивные предложения.

Если автор общеисследовательской статьи мыслит такими ка­тегориями, как «страна», «мир», «планета», «общественное уст­ройство», «политика», «экономика», «благосостояние народа», «цели правящей элиты», «парламентское решение», «международ­ные договоренности», «тенденции развития взаимоотношения стран», «цивилизация», то автор практико-аналитической статьи обращается к категориям типа «задачи обрабатывающей промыш­ленности», «парк машин», «взаимосвязи предприятий», «ситуа­ция, сложившаяся в отрасли», «план реконструкции завода», «прибыли АО», «ценообразование», «учреждение», «предприни­матели», «атмосфера в коллективе» и т.п.

Подготовка проблемной статьи начинается с изучения проблем­ной ситуации, конфликта, существующего в реальности между желаемым и возможным. Проблема встает перед журналистом че­рез осознание им противоречия, существующего между имеющимся у него знанием о заинтересовавшем его явлении и непознанной стороной данного явления. Это противоречие отражается автором в формулировке проблемы.

 

Спрашивая: «Почему растут цены на продукты питания?», он демонстрирует, что: 1) знает, что цены на продукты питания растут; 2) но не знает, почему они растут. Именно на выяснение причин роста цен, т.е. на устранение незнания о явлении, он и нацеливает потом свое выступление.

 

Чем больше журналист знает о том предмете, который иссле­дует, чем компетентнее он в той сфере, которую освещает и счи­тает «своей темой», тем больше у него шансов выступить с инте­ресным проблемным материалом. Правильная постановка пробле­мы возможна только на основе достоверного знания. Если журналист, не имея данных о современной ситуации в стране или опираясь на знания двадцатилетней давности, задаст вопрос: «Чем обусловлен рост населения России?», то в нем отразится непра­вильно понятая проблема. Выбор конкретной проблемы из той их совокупности, которая может существовать в интересующей жур­налиста области, первоочередное освещение ее обусловлены прежде всего наиболее актуальными потребностями аудитории, на кото­рую «работает» данное издание.

Уточнение проблемы осуществляется в ходе анализа существую­щей проблемной ситуации. А для этого необходимо добыть соответ­ствующую информацию. Начинается поиск с выявления конкрет­ных действующих лиц ситуации. Определив их, далее следует узнать конкретные ответы на следующие вопросы: что было (будет) пред­принято и кем? К каким социальным группам относятся участники? Какие цели они преследуют? При каких условиях они действуют? Какие противоречия есть между общественными требованиями и личными интересами участников? Какие проблемы возникают при этом? Как реагируют на это участники? Какие средства и методы применяют? С кем и против кого они действуют? Почему действуют так, а не по-другому? К чему это может привести? Что это значит для общества? Какие пути выхода из ситуации можно использовать? Получив подобную информацию, автор может сформулировать ос­новную проблему для обсуждения в будущем выступлении.

В современной журналистике встречается достаточно много статей, претендующих на статус проблемных, однако по сути ими не являющихся: иногда речь в них идет о вопросах, не заслужива­ющих общественного внимания, или же рассматриваются «проблемоидные» ситуации. В этих случаях проблемы предстают в формулировках такого типа: «Как стать брюнетом?», «Почему Моисе­ев не нравится Жирику?», «Как взять автограф у Пугачевой?» и пр. Порой формулировки отражают псевдопроблемы: «Почему инопланетяне не идут на контакт с землянами?», «Как сделать человечество счастливым?», «Как построить вечный двигатель?» и пр. Подобного рода «проблемы» журналисты называют «проблемоидами». Увидеть такой «проблемоид» помогает доказательство неразрешимости поставленного вопроса (например, открытие за­кона сохранения энергии поставило за грань реальных проблем человечества вопрос о создании вечного двигателя).

Настоящая проблема всегда связана с потребностью в реше­нии задач, важных для общества. Чем большего числа людей каса­ется проблема, тем она важнее, тем больше заслуживает внима­ния серьезного журналиста.

В журналистской среде существует ходячее мнение, что пра­вильная постановка проблемы чуть ли не наполовину означает ее решение. Конечно же, это преувеличение. Точнее будет сказать, что решение проблемы обязательно обусловлено ее правильной постановкой. Решение проблемы журналистом — это ответ на тот вопрос, который содержится в ее формулировке. Получить необ­ходимое для этого знание можно различными методами — как эмпирическими, так и теоретическими. Все они подчинены дости­жению основных целей проблемного выступления:

1) описанию и оценке проблемной ситуации;

2) выяснению причин возникновения проблемы (барьера, пре­пятствия, задачи);

3) установлению программы и поиску путей устранения (т.е. решения) проблемы, т.е. формулирование действий.

Напомним, что под описанием в журналистике понимается фик­сация результатов наблюдения, интервью, беседы, изучение журна­листом документов, т.е. результатов эмпирического исследования, а при необходимости и их группировка, типологизация. Оценка — это отношение человека к анализируемому предмету. Часто именно с описания и оценки автор начинает свое проблемное выступление.

 

Из публикации «Как погибают самолеты» (АиФ. № 12. 1998)
Старый, видавший виды «Икарус», доставляющий пас­сажиров от здания аэропорта к трапу самолета, лихо развернулся на полосе и взору пас­сажиров предстал Ил - 18. На нем нам предлагалось лететь по маршруту Москва-Львов. На плохо покрашенном фюзе­ляже проступал герб города Берлина и флаг ГДР. Теперь самолет принадлежал компании «Украинские авиалинии», и на борту красовался жовтоблакитный флаг. «Не боитесь летать на таком " гробе"?» - спросил я стю­ардессу. «Что вы! Это наш лучший самолет. Все остальные гораз­до хуже». Те, что хуже, - это Ан-24 и Як-42, ресурс большинства ко­торых давно уже выработан...
Как правило, описание проблемной ситуации существует в единстве с оценкой разных ее сторон. В приведенном выше отрывке оценочную нагрузку несут вопрос журналиста, обращенный к стюардессе: «Не бои­тесь летать на таком " гробе"?», и ее ответ: «Что вы! Это наш лучший самолет. Все остальные гораздо хуже», и последующее уточнение авто­ром ее ответа. В данной статье автор пытается также найти ответ на вопрос: почему так часто в последние годы разбиваются самолеты? Ему удалось выявить пять причин: 1) созданные на базе прежнего «Аэрофлота» 466 авиакомпаний стре­мятся выкачать как можно больше денег из перевозок, но не выделяют средства на ремонт самолетов; 2) летчики очень плохо (в основной массе) подготовлены, так как учебные полеты сокращены до минимума; 3) все российские аэропорты, наземное оборудование, взлетно-по­садочные полосы устарели; 4) диспетчерский состав, аэродромные службы подготовлены пло­хо, часто не выполняют инструкции; 5) отечественные авиадвигатели малонадежны. У другого автора этот перечень, вероятно, был бы несколько иной и причины сформулированы были бы хотя и отчасти, но по-другому. Это Предопределено не только тем, что автор — «другой» человек, что он может получить другую информацию из других источников, но и тем, что он может нацеливать себя на другой уровень анализа причин авиака­тастроф, его детализации. Каждая из названных выше причин аварий российских самолетов при желании и возможности может быть «развернута». Так, говоря о пер­вой причине, автор мог бы назвать те авиакомпании, скаредность кото­рых привела к наибольшему числу авиакатастроф. Кроме того, он мог бы, например, привести статистику, показывающую зависимость кру­шений от изношенности авиалайнеров. Говоря о второй причине, мог бы назвать те денежные суммы, которые необходимы для хорошего обу­чения летчиков, и те, которые реально выделяются. Он мог бы также указать нормативы по налету часов курсантами и то количество часов, которое получается на практике. Усугубляя причинно-следственный анализ гибели самолетов, автор мог бы попытаться установить: 1) по какой причине авиакомпании не стремятся и не могут обеспе­чить надежность авиаперелетов? 2) кем и почему не выделяются необходимые средства на обучение летчиков? 3) кто виноват в том, что не подготовлен и плохо работает диспет­черский состав? 4) в чем причина плохого содержания аэропортов? 5) почему не все самолеты снабжены радарами? 6) почему сегодня в России не созданы надежные (по мировым мер­кам) авиадвигатели? Конечно же, автор должен определить конечную точку движения «в глубь» причин. Иначе истинную причину того же бедственного состоя­ния российских самолетов он может увидеть в неправильных действиях Сталина или Николая II, или Петра I, или в российском менталитете, или в происках Запада и т.д.

 

Важно выявление тех причин, на которые в современных усло­виях можно повлиять так, чтобы изменить что-то к лучшему. Если же причины лежат за пределами воздействия на них, то они пред­ставляют скорее теоретический интерес. Для журналистики, заня­той актуальными практическими проблемами, излишняя глубина анализа в известной мере противопоказана.

Очень часто бывает необходимо прогнозировать развитие про­блемной ситуации. Ведь именно прогноз дает «модель» будущего состояния исследуемого явления.

 

Приведенная нами статья также содержит прогноз развития исследу­емой ситуации: «И тем не менее нынешний «самолетопад» многие про­фессионалы старого «Аэрофлота» считают только «цветочками». В буду­щем по вине экипажей самолеты будут падать гораздо чаще, если не из­менить систему подготовки личного состава...»

 

Практико-аналитическая статья нередко включает в себя и программу действий, которые могут изменить ситуацию в авиа­ции. Конечно, серьезную программу могут составить только спе­циалисты в соответствующей сфере деятельности. Дело журналис­та в таком случае изучить программу и толково рассказать о ней аудитории. Но журналисты иногда выступают и со своими предло­жениями по обсуждаемым в статье вопросам. В этом случае журна­лист, как правило, ограничивается выражением краткого мнения «по поводу». Само же решение остается за соответствующими служ­бами, учреждениями, организациями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал