Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бани на р. Серебрянке
Во дворе вырывались погреба и ледники, а над ними делались надпогребницы. Ледники - это вырытая яма, в которую клали лёд, а на лёд продукты. Главным украшением домов были образа. Чем зажиточнее был хозяин, тем больше было в доме образов. Их ставили в жилых покоях, в сенях, амбарах. Трудно определить, иконы каких святых встречались чаще. Образа ставились в переднем углу покоя. Этот угол задергивался застенком (занавесом). Каждый образ поодиночке задергивался убрусцем (кусочком материи, сшитым как шторка), внизу отпускался кусок материи - пелена, которая богатых людей украшалось драгоценными камнями. В доме все было укрыто и покрыто. Полы были покрыты коврами, рогожками или войлоками. Стены обивались материей, лавки обивались той же материей, что и стены. На них клались кучки материй - полавочники. В будние дни полавочники были из сукна, в праздники - из шелка. На подоконники тоже клались куски материи наоконники. Столы были большие и малые. Большие столы покрывали подскатертникамм и скатертями. Для хранения хозяйственных припасов употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема. Дом москвича Х1У-ХУ1 веков поражает нас разнообразием построек и внутренним убранством. У каждой вещи было своё предназначение. Окна в простых русских избах были малы - для сохранения тепла. На них натягивали кожу, и поэтому днем в доме было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие (красные) и малые. Изнутри они заслонялись втулками, обитыми красной тканью, а снаружи железными ставнями. Вместо стекол употребляли слюду. Чтобы вставить слюду в окно требовалось большое умение. Иногда ее расписывали красками. Окна делались не только четырехугольной формы, но еще с дуговыми верхами. Стены и потолки обивались прочным тесом. Сверх теса богатые обивали стены прочной кожей. Двери делались деревянные. Кроватями в XVI веке служили две сдвинутые лавки или скамьи. Постель состояла из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья: нижнее и верхнее. Нижнее подкладывалось под верхнее, а сверху клали обычно три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелка, сверху одеяло. Колыбели делали широкие и висячие. Внутрь клали иконы и крестики. Для хранения домашних вещей служили скрыни (комод с ящиками), сундуки. Посуду ставили в поставцах: столбах, уставленных полками. Женские украшения хранились в ларцах, которые передавались от матери к дочери, расписывались узорами. Богатые люди раскладывались в домах драгоценные безделушки: серебряные яблоки, серебряный мужичок. Дома освещались восковыми или сальными свечами. Они вставлялись в подсвечники, которые были настенные, стоячие или ручные. Их делали из меди, железа или глины. Делали с ручкой или на ножках, добавляли украшения, например, закручивали ручки. Для хранения хозяйственных припасов употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема. Дом москвича Х1У-ХУ1 веков поражает нас разнообразием построек и внутренним убранством. У каждой вещи было своё предназначение.
2. С первого взгляда старинная русская одежда очень сложна и разнообразна. Но одежда была одинакова у всех слоев общества, отличалась только степенью убранства, Бояре носили одежду из роскошных тканей - бархата, шелка, парчи. Посадские люди носили одежду из кумача, бязи, ткали, холста, самотканые сукна.
Чуни. Поршни Горожане в Х1У-ХУ веках носили не лапти а кожаную обувь - сапоги, башмаки и ичереги. Спереди на башмаке небольшой разрез, который завязывается кожаными шнурками. Высотой этот башмак до щиколотки. Сапоги же были до колен и служили вместо штанов на нижней части ног. Под сапоги надевали ноговицы - сафьяновые чулки. Ноговицы делились полные, т.е. до колен и полуполные. Сапоги были цветные, желтые, голубые, зеленые, но чаще красные. Украшались, особенно, женские сапоги и башмаки жемчугом и изображениями единорогов, листьев, цветов. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубахи у посадских были холщовые, у городских и богатых - шелковые. Красные рубахи считались нарядной одеждой. «Домострой» советует обращать особое внимание на стирку красных рубах. По подолу и краям рубахи окаймлялись тесьмами шириной в два пальца. Некоторые рубахи вышивали и поэтому оставляли открытой верхнюю одежду. Вышитые рубахи назывались пошевными. Воротник рубахи, выпущенный из под верхних одежд назывался ожерельем. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали. Ходить без пояса считалось позорным. Для прочности у рубах нашивался второй слой ткани подмышками и на груди. Порты шились без разрезов, с узлами, чтобы можно было сделать уже или шире. У бедных горожан делались из холста, сермяги (грубой шерстяной ткани), у зажиточных и богатых из сукон. Летом богатые иногда носили порты из шелка. Сверху на рубаху и порты надевались три верхних одежды одна на другую. Поверх рубахи и портов надевался зипун - узкое с пуговицами до колен платье. Его надевали, если надо было принимать гостей.
З ипун У простых людей зипуны делались из крашенных и сермяги. У богатых - из тафты. Воротники делались узкие и маленькие. Иногда к зипунам пристегивались воротники, украшенные жемчугом. Такие воротники назывались обнизью. Вместо зипуна иногда надевали сарафанец. Он был чуть длиннее зипуна. На зипун надевали кафтан, который по длине был до пят или до икр. Рукава у кафтанов были длинные, до земли и собирались в складки. В зимнее время эти рукава служили вместо муфты от стужи. Нижняя часть рукава называлась запястьем. У нарядных кафтанов украшалось золотом, жемчугом. Разрез на кафтане был спереди. Вдоль по кафтану, параллельно с разрезом, по обеим сторонам делались нашивки из другой ткани. Кафтан до XVI века застегивался завязками по правой стороне. После XVI века начали употреблять пуговицы. Воротники были узкие и малые, а из-под них выпускали обнизь зипуна или ожерелье рубахи. Изнанка кафтана подбивалась более дешевой материей. Зимние кафтаны делались на мехах и назывались кожухами. Бедные люди вместо кафтана надевали тёплые зипуны. В поход одевали другой вид кафтана - чугу. Он был короче обыкновенного, рукава у него были по локоть. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложка. Сверху на кафтан одевали ферязь. Ферязь имела длинные рукава, была шире в плечах, чем кафтан, но уже в подоле. Летом из легкой материи, зимой - из теплой ткани на меху. Кроме кафтана, чуги и ферязей носили армяк - тоже самое, что и ферязь, но с вышитым воротником; тегиляй - одежда со множеством пуговиц и терлик - платье для езды, как и чуга.
Кожух Верхние накидные одежды были опашень, охабень, ферезь и епанча. Опашень - широкая летняя одежда, длинною до пяток. Охабень - плащ с рукавами с капюшоном сзади. Ферезь - дорожный плащ. Епанча была двух видов: дорожная - из верблюжьей шерсти или сукна и нарядная - из дорогой материи. Епанча делалась без рукавов и без прорезей для рук. Ее накидовали на плечи и застегивали завязками или пуговицами. Епанча Шубы были самой нарядной одеждой. У бедных были овечьи шубы или заячьи тулупы. У богатых шубы покрывались дорогим сукном или шелковыми тканями, на которых помещались по бокам разреза нашивки с завязками или пуговицами. Разрез окаймлялся металлическим кружевом. Для всех мужских одежд люди среднего состояния использовали сукна, иногда заграничные. В праздничные дни носили одежды из шелка. У богатых людей даже будничные одежды были иногда из шелка. Во время праздников все люди одевались в яркие разноцветные одежды.
|