Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовая природа ШОС
По своей правовой природе ШОС является международной межправительственной организацией, государства-члены которой обязались, в частности, придерживаться в достижении общих целей следующих основополагающих принципов: а) взаимного уважения суверенитета; б) территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; в) невмешательства во внутренние дела; г) неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; д) мирного разрешения разногласий между государствами-членами; е) добросовестного выполнения международно-правовых обязательств, вытекающих из документов, принятых в рамках ШОС. В особенности необходимо отметить, что уставный документ ШОС подчеркивает принцип суверенного равенства государств, указывая, в частности, что деятельность организации будет базироваться на поиске совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из государств-членов (ст.2 Хартии ШОС).Принцип суверенного равенства государств в полной мере отражается в институциональной структуре организации и в процессе принятия решений в ней (которые разительно напоминают СНГ).Так, высшим органом ШОС, определяющим основные направления деятельности организации и решающим принципиальные вопросы ее функционирования, является Совет глав государств, который принимает все свои решения на основе консенсуса (единственным исключением являются решения о приостановке членства или об исключении из организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос обсуждаемого государства-члена». Также следует отметить, что в Хартии ШОС закрепляется, что «в случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов» (ст.16 Хартии ШОС). Консенсуальный характер принятия решений лежит в основе и других органов ШОС: Совета глав правительств; Совета министров иностранных дел; Совещаний руководителей министерств и/ или ведомств; Совета национальных координаторов; и Региональной антитеррористической структуры. Суверенное равенство государств проявляется также и в том, что исполнительный секретарь организации (который возглавляет Секретариат - административный орган, расположенный в Пекине) назначается Советом глав государств из числа граждан государств-членов на ротационной основе сроком на три года). Также следует выделить то, что ШОС заинтересована в тесном сотрудничестве с другими субъектами международного права. В настоящее время Шанхайский альянс установил и активно развивает плодотворные партнерские отношения с такими международными организациями, как ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС. Кроме того, ШОС пополнилась целым рядом стран-наблюдателей и стран, имеющих статус партнеров по диалогу. Странами-наблюдателями в настоящее время являются Монголия (с 2004г.), Пакистан, Индия, Иран (все с 2005г.) и Афганистан (с 2012г.), а странами, имеющими статус партнеров по диалогу, - Беларусь, Шри-Ланка (с 2009г.) и Турция (с 2012г.).Также следует отметить, что совсем недавно, в августе 2012г., свое желание получить статус наблюдателя при ШОС изъявила Украина. Таким образом, можно констатировать, что формат ШОС дает Республике Казахстан возможность на равноправных началах обсуждать со своими непосредственными соседями (среди которых великие державы Китай и Россия) вопросы относительно поддержания глобальной и региональной безопасности, а также развития экономического, социального и культурного сотрудничества и принимать по ним решения, отвечающие интересам всех сторон.
|