Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы Шанхайской Организации Сотрудничества
На основе вышеизложенного представляется очевидным, что ШОС стала одной из самых значительных международных организаций современности. Важность Шанхайского альянса определяется прежде всего тем, что эта организация внесла существенный вклад в обеспечении безопасности по всему периметру бывшей советско-китайской границы, которая еще несколько десятилетий назад была одной из наиболее опасных очагов напряженности в международных отношениях. Более того, ШОС заложила основы для развития стратегического партнерства между своими государствами-членами, двое из которых (Китай и Россия) являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Естественно, что Казахстану как стране, обладающей огромным потенциалом для дальнейшего роста и укрепления своих позиций в международном сообществе и кровно заинтересованной в дружественных отношениях между всеми странами региона, следует и дальше содействовать развитию ШОС, тем более что данная организация испытывает в своей деятельности целый ряд существенных проблем. Во-первых, следует отметить, что, несмотря на декларируемое единство, государства - члены ШОС (и прежде всего Китай и Россия) имеют различные видения дальнейшего развития организации. Если Россия заинтересована прежде всего в поддержании региональной безопасности, в выработке совместной позиции относительно вопросов глобальных политики, а также в осуществлении конкретных проектов экономического (а также социального и культурного) характера, то Китай (также желая сотрудничать по вопросам региональной и глобальной безопасности) стремится не только к осуществлению отдельных проектов, но и к созданию полномасштабной зоны свободной торговли (тем более что Хартия ШОС предусматривает в качестве одного из направлений сотрудничества постепенное осуществление свободного передвижения не только товаров, но и капиталов, услуг и технологий).Таким образом, если Россия заинтересована (как можно в большем) сохранении статус-кво в регионе, при котором она, в частности, имеет наибольшее влияние в Центральной Азии, то Китай, несомненно, желает расширения своего присутствия в остальных странах ШОС путем большего использования своей «мягкой силы», основанной прежде всего на растущем экономическом могуществе. Разногласия между Китаем и Россией ярко проявляются относительно вопросов расширения организации. Ввиду того, что ШОС доказал свою жизнеспособность и добился очевидных успехов, полноправное членство в данной организации стало привлекать и ряд других стран, которые в настоящее время являются государствами - наблюдателями ШОС (Индия, Иран и Пакистан).В то же время государства - члены ШОС (несмотря на многолетние переговоры) так и не смогли разработать правовую базу расширения состава участников организации. Хотя уже в июне 2010г.они договорились, что Совет национальных координаторов подготовит типовой меморандум и другие документы, регламентирующие юридические, организационные и финансовые аспекты вступления в ШОС заинтересованных государств, данные документы так и не были приняты. Причиной тому, несомненно, является разногласие между прежде всего Китаем и Россией относительно приема новых членов в ШОС. Данное разногласие проявляется, в частности, в том, что Россия поддерживает вступление в организацию (своего традиционного союзника) Индии и в этой связи согласна на присоединение (традиционно дружественного Китаю Пакистана), в то время как Китай относится к подобным планам довольно настороженно. Очевидно, что подобное расширение (и прежде всего ввиду вступления Индии) создаст значительный противовес Китаю и, несомненно, надолго затормозит любые планы по созданию зоны свободной торговли в рамках ШОС. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что ШОС с самого начала своего возникновения отражал стремление, по крайней мере, части его государств-членов (в т.ч., безусловно, Китая и России) не допустить наметившуюся после окончания «холодной войны» и крушения биполярного мира гегемонию США в международных отношениях и обеспечить функционирование системы т.н. многополярного мира, предполагающей наличие в мире нескольких полюсов силы. Данное стремление четко проявляется в уставном документе ШОС, согласно которому государства - члены организации совместными усилиями стремятся «внести вклад в укрепление мира, обеспечение безопасности и стабильности в регионе в условиях развития процессов политической многополярности» (Преамбула Хартии ШОС).Более того, как уже отмечалось выше, несмотря на то, что ШОС провозгласил свою «ненаправленность против других государств и международных организаций», государства - члены организации договорились осуществлять свою политику на основе недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов организации (ст.2 Хартии ШОС). В этой связи в особенности следует отметить, что в июне 2011г.(накануне саммита ШОС в Астане) Президент Казахстана Н.А. Назарбаев заявил, что желание ряда стран - наблюдателей ШОС стать полноправными членами организации является «вполне обоснованным», но в то же время «грядущее расширение ШОС не должно становиться самоцелью, а тем более идти в ущерб организации или подменять подлинный смысл ее существования»/4/.Данное видение нашло понимание и у других стран Шанхайского альянса, и, как следствие, на своем следующем саммите в Пекине государства-члены организации приняли, в частности, решение, что страны, находящиеся под санкциями Совета Безопасности ООН (как, например, Иран), не могут стать членами ШОС. Не вызывает никаких сомнений важность дальнейшего развития тесного сотрудничества с Индией, Ираном и Пакистаном. В то же время, по нашему мнению, наиболее оптимальным образом формированию подобного сотрудничества в настоящее время служило бы не расширение ШОС, а усиление эффективности СВМДА.
|