Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие экономического, социального и культурного сотрудничества
Является очевидным, что всемерное укрепление региональной безопасности и стабильности возможно только при условии установления динамичного многостороннего взаимодействия по таким ключевым направлениям, как расширение экономического сотрудничества, углубление связей в области культуры, образования, науки и здравоохранения. Понимание данной истины нашло свое отражение в следующих целях ШОС: а) координация подходов государств-членов при интеграции в мировую экономику; б) развитие сотрудничества в экономической (в частности, энергетической, транспортной и кредитно-финансовой), социальной, культурной и других областях, представляющих общий интерес; в) содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов. Относительно цели обеспечения координации государств-членов при их интеграции в мировую экономику следует отметить, что на момент принятия Шанхайской декларации от 15 июня 2001г. среди государств, подписавших данный документ, только Кыргызстан являлся членом Всемирной торговой организации (ВТО).Однако уже 11 декабря 2001г.членом ВТО стал также Китай, который впоследствии способствовал вступлению в ВТО и других государств - членов ШОС прежде в целях облегчения доступа своих товаров на их рынки. Совсем недавно, 22 августа 2012г., к данной организации присоединилась и Россия, а вскоре ожидается и вступление Казахстана. Ведут переговоры о вступлении в ВТО также Таджикистан и Узбекистан, которые (как в настоящее время и Казахстан) являются наблюдателями при ВТО. Вполне возможно, что по мере вступления всех своих государств-членов в ВТО, ШОС сменит цель интеграции в мировую экономику на цель тесного взаимодействия в рамках глобальной торговой системы. Огромное значение имеет также развитие регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС, которое объединяет в своем составе страны, обладающие, в частности, значительным транзитным потенциалом, являющиеся крупнейшими экспортерами энергоресурсов и их крупнейшими потребителями. В этой связи следует отметить, что еще 23 сентября 2003г.была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов организации. Данной программой ставилась задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарентные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества. В целях осуществления данной программы 26 октября 2005г.было создано Межбанковское объединение ШОС, а 14 июня 2006г.Деловой совет ШОС с целью налаживания диалога между финансовыми и предпринимательскими кругами государств - членов ШОС для создания благоприятной инвестиционной среды и реализации крупных совместных экономических проектов. Следующий значительный шаг был сделан 16 августа 2007г., когда был заключен Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, призванный способствовать налаживанию стратегического партнерства между государствами - членами ШОС как по вопросам укрепления безопасности и стабильности, так и в области экономического, социального и культурного сотрудничества. В целях реализации данного договора и дальнейшего развития экономического взаимодействия 30 октября 2008г.в Астане была утверждена обновленная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС. Также следует отметить, что ввиду разразившейся осенью 2008г.мировой рецессии стороны решили принять меры для минимизации последствий экономического спада и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Именно в этот период отчетливо проявился факт, что движущей силой организации в сфере развития экономического сотрудничества, несомненно, является Китай. Так, 16 июня 2009г. Китай принял решение о выделении странам ШОС кредита на 10 млрд.долл. на преодоление последствий кризиса, а 14 октября 2009г.в Пекине была принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи заслуживает внимания тот факт, что с 2001 по 2011 гг. размер товарооборота только между КНР и другими участниками ШОС увеличился почти в 10 раз - с 12, 1 млрд. до 113, 4 млрд. долларов/3/.При этом Китай заинтересован и в дальнейшем расширении торгово-экономических связей, и 7 июня 2012г.эта страна заявила о своей готовности выделить 10 млрд.долл. для кредитования проектов экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай уже превратился в ведущего торгового партнера нашего государства (в 2011г. на КНР приходилось 21, 7% экспорта и 30, 2% импорта Казахстана, что соответствовало в денежном отношении 19, 3 и 12, 7 млрд.долл., соответственно).При этом нет никаких сомнений, что данные внешнеторговые показатели (также как и аналогичные индикаторы взаимной торговли всех других стран ШОС) будут неуклонно расти вверх ввиду огромного потенциала экономического сотрудничества в рамках ШОС.В настоящее время на стадии обсуждения находятся создание Энергетического клуба ШОС (в целях содействия выработки единой стратегии в области топливно-энергетического комплекса), подписание Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (в целях содействия создания единой транспортной инфраструктуры и улучшения использования огромного потенциала региона в области транзитных перевозок), а также создание Специального счета (Фонда развития) ШОС (средства которого пойдут на финансирование совместных проектов). Большое внимание уделяется также сотрудничеству в социальной и культурной сферах (прежде всего в области образования и науки, развития культурных и молодежных обменов) как одному из ключевых факторов неуклонного укрепления дружбы, добрососедства и взаимопонимания между народами стран ШОС. В культурном аспекте деятельность Казахстана в ШОС ведется также еще с периода существования «Шанхайской пятерки». На четвертой встрече глав государств в 1999 г. особое внимание было уделено вопросам восстановления значения Великого Шелкового пути, проходившего по территории всех государств «Шанхайской пятерки», что означало принятие усиленных мер по исследованию богатства культуры Великого Шелкового пути. Необходимо отметить принятую на саммите ШОС в Астане в 2005 г. «Концепцию сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которую можно расценить как попытку теоретического обоснования борьбы с «тремя силами зла». Другим не менее важным событием, в частности для Казахстана, является проведение в 2008 г. международной конференции «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества для смягчения их последствий». В конференции приняли участие представители международных и региональных организаций, финансовых организаций, финансовых институтов, известные ученые и специалисты в области экологии, изменения климата и управления водными ресурсами из 20 стран мира, в том числе из государств Центральной Азии, Германии, Израиля, Индии, Китая, Нидерландов, России, Японии. В рамках конференции прошли также параллельные сессии. Были детально рассмотрены такие важные вопросы, как перспективы совершенствования управления водными ресурсами в Центральной Азии, влияние экологии на генофонд и здоровье населения и пути решения задач в этой области, меры по повышению уровня жизни в Приаралье. Представители казахстанской стороны выразили готовность принятия немедленных мер по данным вопросам. По итогам встреч была принята Ташкентская декларация согласно теме международной конференции. Считаем необходимым отметить событие, затронувшее рассматриваемые нами вопросы в сфере сотрудничества в ШОС, которым является четвертое заседание Форума 18-19 мая 2009 г. в городе Чолпон-Ата (Кыргызстан) с участием заместителя генерального секретаря ШОС В. Захарова [5]. На заседании были обсуждены следующие вопросы: 1. Мировой финансово-экономический кризис и роль ШОС в формировании нового экономического порядка. 2. Роль ШОС в поисках решения проблем, связанных с эффективным использованием водных и энергетических ресурсов. 3. Перспективы сотрудничества в области культуры и образования. 4. Содействие ШОС в решении афганской проблемы. 5. Участие государств-наблюдателей в сотрудничестве в рамках ШОС. Следующий, 2010 г. характеризуется как неспокойный период в процессах ЦАР в целом. В данном контексте Генеральный секретарь ШОС М.Иманалиев выразил обеспокоенность Шанхайской организации сотрудничества в связи с событиями в Кыргызской Республике, повлекшими за собой человеческие жертвы. 18-21 апреля 2010 г. Генеральный секретарь ШОС М.Иманалиев находился с рабочим визитом в Кыргызской Республике для ознакомления с текущей ситуацией в стране. В рамках визита состоялись встречи Генерального секретаря ШОС с Председателем Временного правительства Р. Отунбаевой и другими руководителями Временного правительства. Временное правительство подтвердило приверженность всем обязательствам Кыргызской Республики в рамках ШОС, была выражена готовность в полной мере участвовать в запланированных мероприятиях в рамках организации. В данном контексте ШОС усилило работу по обеспечению мира и безопасности на территории стран-участниц. 3-14 мая 2010 г. в городе Душанбе (Республика Таджикистан) состоялось пятое заседание Форума Шанхайской организации сотрудничества. Оно было подготовлено и проведено Национальным исследовательским центром ШОС Республики Таджикистан — Центром стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан. На заседании были обсуждены следующие вопросы: 1. Афганский вопрос и проблема безопасности в Центральной Азии. 2. Поиск эффективных механизмов рационального использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии между странами-участницами ШОС. 3. Борьба с последствиями мирового финансового кризиса, интенсификация экономического сотрудничества стран ШОС. 4. Сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере: потенциальное привлечение стран со статусом наблюдателя и партнера по диалогу при ШОС. 5. Развитие культурного и международного сотрудничества ШОС. 6. Перспективы расширения ШОС: конкретизация проекта «Положение о принятии новых членов в ШОС». Отметим, что в данной тематике обсуждаемых вопросов вновь делается упор на решение вопросов, влияющих на интенсивное политическое развитие региона в целом. 11 июня 2010 г. Казахстан принял обязанности председательствующего в ШОС. После обсуждения главами стран-участниц ШОС вопросов региональной безопасности была принята итоговая декларация, а также подписан ряд документов. Выступая на саммите организации, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что оказание помощи Кыргызии станет одним из приоритетов председательства. В связи с этим Глава республики призвал страны ШОС помочь Кыргызии «преодолеть нынешние трудности, сохранить мир и стабильность, двигаться по пути улучшения в социальноэкономической сфере». Первая половина 2011 г. характеризуется активной деятельностью Казахстана как председателя организации. В период председательства уделялось особое внимание мероприятиям, нацеленным на обеспечение безопасности и стабильности в Центральной Азии. Государства-члены ШОС оказали гуманитарную и финансовую помощь Кыргызстану. Миссия наблюдателей ШОС осуществляла мониторинг за ходом парламентских выборов в Казахстане. Важной инициативой в период председательства Казахстана стало создание нового механизма сотрудничества — Совещания министров здравоохранения ШОС. Продолжено плодотворное взаимодействие в области культуры и образования, запущен проект «Университет ШОС», состоялся форум ректоров высших учебных заведений государств-членов организации. В этой связи особенно следует отметить принятое 15 июня 2006г. Соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с которым был образован Университет Шанхайской Организации Сотрудничества. В целях реализации данного соглашения 24 октября 2008г. в Астане министрами образования государств - членов ШОС была подписана концепция, согласно которой университет предполагалось построить в качестве сети уже существующих университетов в странах ШОС, а также странах-наблюдателях организации. При этом подготовку кадров в рамках Университета ШОС следовало осуществлять по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества ШОС: история, компьютерные технологии, лингвистика, машиностроение, материаловедение, металлургия, строительство, транспорт, экология, энергетика). Сетевой университет ШОС начал свою деятельность в 2010г., и в его состав в настоящее время входят более 60 вузов стран ШОС. По предложению Казахстана, предприняты шаги по развитию сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Активная работа также проводится и по взаимодействию в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций. В целом ШОС накоплен большой опыт в деле противодействия современным угрозам и вызовам. Казахстанская сторона стремилась обеспечить качественное наполнение деятельности ШОС на основе сбалансированного развития всех направлений деятельности организации — в сфере безопасности, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Только в рамках Плана действий ШОС на 2010-2011 гг. и в соответствии с девизом председательства «10 лет по пути безопасности и сотрудничества» проведено более 100 совместных мероприятий. Важнейшим приоритетом Казахстана на посту председателя ШОС стало укрепление региональной и глобальной безопасности. При этом, конечно, учитывался тот факт, что ШОС не является военно-политическим блоком, направленным против третьих стран. Это, прежде всего, организация, добивающаяся реализации уставных целей и задач преимущественно мирными, не силовыми методами и средствами. В то же время ШОС не может игнорировать суровые реалии современного мира. Организация вынуждена принимать во внимание множество локальных и региональных «горячих точек», а также вопросы борьбы с «тремя злами» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. С учетом этих обстоятельств в период председательства Казахстана состоялись антитеррористические военные учения «Мирная миссия-2010», проведены совещания секретарей Советов безопасности, министров иностранных дел, обороны и внутренних дел стран-участниц ШОС. Следует также отметить, что 4 мая 2009г.состоялась учредительная конференция Молодежного совета ШОС, что существенно способствует установлению контактов между молодежью стран ШОС и наглядно показывает волю стран организации строить свои отношения на долгосрочной основе.В рамках ШОС созданы также механизмы сотрудничества в сфере здравоохранения и культуры.Развитию данных механизмов немало способствовали, в частности, проведенные в Астане совещания министров здравоохранения (18 ноября 2010г.) и министров культуры (18-19 мая 2011г.).В частности, стороны согласились усилить свое взаимодействие в отношении борьбы с инфекционными заболеваниями, что является жизненно необходимым для обеспечения условий устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения стран региона.Кроме того, страны ШОС решили расширить и укрепить сотрудничество в интеллектуальной и духовной сфере, а также в области туризма и спорта. Текущая деятельность ШОС и перспективы ее развития получают различные оценки со стороны международного экспертного сообщества. Мнения специалистов относительно эффективности деятельности организации сильно расходятся и в большинстве случаев противоречат друг другу. Критический анализ ШОС позволил выявить ряд нерешенных проблем, дальнейшее углубление которых, возможно, имеет негативные последствия для Казахстана и остальных государств членов. В этой связи казахстанская сторона, игравшая роль модератора в организации в 2010-2011, столкнулась со следующими проблемными вопросами, стоящими на повестке дня ШОС: 1. Возможности и перспективы участия ШОС в разрешении конфликтов в зоне своей ответственности. Один из главных вопросов в рамках ШОС — отсутствие четких механизмов реагирования на форс-мажорные обстоятельства, а также внятной позиции стран-участниц организации на экстраординарные события, происходящие на территории ее членов. 2. Проблема расширения организации. 3. Наличие конкурирующих интересов у России и Китая в ШОС Казахстан и ШОС последовательно выступают за скорейшее решение афганской проблемы, за укрепление Афганистана в качестве суверенного, мирного и нейтрального государства. ШОС выражает мнение, что в Афганистане, по большому счету, решается судьба всего региона. И хотя организация не вовлечена напрямую в военные действия, она оказывает силам международной коалиции в Афганистане ценную, а порой и незаменимую поддержку. В то же время страны ШОС реализуют целый ряд социально-инфраструктурных и гуманитарных проектов, без которых невозможно постконфликтное восстановление многострадального Афганистана. Не исключено, что именно ШОС придется взять на себя бремя многих проблем, которые могут иметь место в Афганистане после вывода войск международной коалиции из этой страны в 2014 г. В период председательства РК в ШОС было завершено формирование трехуровнего механизма взаимодействия по вопросам борьбы с наркотической угрозой в рамках ШОС. Казахстан внес существенный вклад в разработку Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2011-2016 гг. Именно во время казахстанского председательствования был подписан Протокол о взаимопонимании между Региональной антитеррористической структурой ШОС (РАТС ШОС) и ЦентральноАзиатским информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На стадии согласования находится вопрос о подписании Меморандума о взаимопонимании ШОС с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Для Казахстана существенным является тот факт, что взаимодействие с ШОС приносит нашей стране определенные успехи в геополитическом и стратегическом планах. Деятельность ШОС способствовала интеграции Китая в структуру регионального взаимодействия, тем самым Казахстан получил надежные гарантии безопасности, в том числе неприменения ядерного оружия, подписав ряд стратегических договоренностей с Китаем. Присутствие в ШОС двух региональных держав (Китая и России) объективно гармонизирует их интересы и влияние, прежде всего в торгово-экономической и военно-политической сферах. В рамках ШОС Казахстан ставит и более амбициозные цели: он стремится со временем выйти на лидирующие позиции. Эти амбиции республика подкрепляет своими успехами как во внешней, так и во внутренней, прежде всего экономической, политике. Собственно говоря, именно грамотная политика в области социально-экономического реформирования, проводимая Правительством Казахстана, уже позволила республике выйти в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств. Несколько лет назад такие влиятельные институты, как Конгресс США и Совет Европы признали Казахстан страной с рыночной экономикой, а ведущие международные рейтинговые агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг. Эти факты ярко свидетельствуют о том, что курс экономических реформ в полной мере себя оправдал.
|