Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Облегчить понимание.
Человек, которому кажется, будто он очень ясно излагает мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идет от мыслей к словам, а слушатель – от слов к мыслям Н. Шамфор В истории остаются фразы максимум из семи слов Х. Штейнхаус М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявляется в четкой логической последовательности, теория иллюстрируется примерами, материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития. Доступность и доходчивость речи. Умение сказать доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. По этому поводу существует афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело». Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории. Усложнение речи, «обнаучивание» ее без учета состава слушателей ведет к потере внимания, снижению интереса, а порой – к полному выключению и соответственно к непониманию. «Каждый слышит только то, что понимает», – сказал в свое время еще И. Гете.К сожалению, у некоторых начинающих ораторов бывает соблазн показать аудитории свою ученость. Кое-кто порой спешит удивить людей новым термином, который ему самому стал известен только вчера.
Можно ли истолковать сказанное выше как рекомендации отказаться от сложных, новых иностранных слов и терминов? И да, и нет. В ряде случаев их применение просто необходимо, если они являются научными терминами, имеющими международное значение, или если этим словам нет замены. Важнейшее условие обеспечения доходчивости устной речи – соответствие языка оратора уровню образования, профессиональной направленности, жизненному опыту тех слушателей, перед которыми он выступает. Исходя из этого, следует выделять в своей речи те понятия и термины, смысл и практическую значимость которых необходимо объяснить. «Люди думают, – писал А. Герцен, – что достаточно доказать истину как математическую теорему, что достаточно самому верить, чтобы другие поверили. Выходит совсем иное: одни говорят одно, а другие слушают их и понимают другое оттого, что их развития разные». Не упустить эту разницу в развитии – задача оратора. Для этого рекомендуется: – хорошо знать степень подготовленности данной категории слушателей к пониманию конкретной проблемы; – при этом не опускаться до уровня развития слушателей, а поднимать его, пополнять знания собеседников; – с этой целью обеспечить достаточно высокую научность своего выступления и вместе с тем понятность своих мыслей. Простота речи. Сложный синтаксис, многочисленные придаточные предложения, причастные, деепричастные обороты и различные вставные конструкции затемняют смысл высказываний, делают речь запутанной, тяжелой для понимания. Как правило, легкодоступные к пониманию сообщения обычно отличаются тем, что содержат в основном короткие и простые предложения. Рекомендуется отдавать предпочтение коротким предложениям (14-17 слов). При этом каждая новая мысль требует нового предложения. Целесообразно использовать больше глаголов и меньше прилагательных. В качестве украшения прилагательные утяжеляют речь. П. Сопер писал: «Преодолеть многословие – все равно, что произвести прополку сада, где полезное растение не отличить от сорняков». Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких. Точность построения фразы. Слово, поставленное не на свое место, может исказить смысл. Каждый из нас может привести множество курьезных случаев, произошедших из-за неточно построенной фразы, которые вызывают недоумения или в лучшем случае улыбку.
Выделение известного и соотношение известного и неизвестного. Если человеку ранее незнакомо строение атомного ядра и условия протекания ядерных реакций, то его понимание сообщения на тему «Управляемый термоядерный синтез» будет стремится к нулю.
|