Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отпор словесной агрессии
Не каждый вопрос заслуживает ответа.
Сайрус
Труднее всего ответить на тот вопрос,
ответ на который очевиден.
Бернард Шоу
Публичное выступление – это не просто монолог выступающего, который доносит до слушателей свои мысли, а практически всегда оно подразумевает вопросы из аудитории, которые далеко не всегда бывают ожидаемыми, уместными и корректными. Умелый оратор не только хорошо и убедительно говорит, но и в случае необходимости может дать отпор словесной агрессии слушателей, оппонентов или противников. Для этого существуют определенные приемы. Конечно, предусмотреть все случаи словесной агрессии невозможно, но знание приемов очень часто оказывается полезным и вполне срабатывает.
И.А. Мальханова делит словесную агрессию на три типа:
ü каверзные вопросы;
ü предвзятая критика идеи, предложения, решения, предложенных оратором;
ü личные нападки на выступающего.
Р. Гандапас выделяет еще один дополнительный тип:
ü интеллектуальный терроризм.
Нами были обобщены и систематизированы основные приемы отпора словесной агрессии и соответствующие им словесные клише (таблица 1.). Словесных клише существует очень много, и все их запомнить нереально, поэтому лучше осваивать их постепенно или же выбрать несколько, наиболее понравившихся, соответствующих вашему стилю или просто легче запоминающихся.
Таблица 1
Типы словесной агрессии и способы ее нейтрализации
Способы нейтрализации
| Словесные клише
| Каверзные вопросы
| Задать контрвопрос
| ü Почему вы интересуетесь именно этим?
ü Будет ли новый закон гарантировать тайну вкладов? А она у нас есть? (В.В. Путин)
ü Хороший вопрос! А как бы вы сами ответили на него?
ü По-моему, в данной ситуации логичнее было бы задаться совсем другим вопросом: «…?». Ведь именно от него зависит все остальное.
| Разбить один вопрос на 2-3 части и отвечать лишь на ту часть, которую вы хорошо знаете или которая не представляет для вас опасности
| ü Я думаю, что будет лучше разделить ваш вопрос на две части и начать отвечать на первую (вторую)
ü Если я вас правильно понял, то смысловая нагрузка вашего вопроса заключена именно во второй части, поэтому я хочу ответить только на нее.
| Под благовидным предлогом вообще отказаться отвечать на заданный вопрос. Вы можете не ответить на вопрос не только потому, что не знаете ответа, а и потому, что считаете нецелесообразным отвечать на него.
| ü Этими вопросами у нас занимается Иван Иванович, и я думаю, что он более компетентно ответит на заданный вопрос, поэтому я советую обратиться именно к нему.
ü Я думаю, что гораздо полнее смогу ответить на этот вопрос не здесь и не сейчас, а через несколько дней, когда я просмотрю соответствующие материалы.
ü Вы знаете, дать исчерпывающий ответ на подобный вопрос мог бы только сам Бог!
ü Мне не хотелось бы сейчас выдавать непроверенную информацию.
|
Предвзятая критика идеи, предложения, решения, предложенных оратором
| Нельзя теряться и сразу выглядеть побежденным, побитым – надо защищать свою идею. Необходимо заранее представить характер нападок и прорепетировать ответы на них.
| ü Чаще всего диссертанта упрекают в том, что в его работе нет того-то и того-то.
Варианты ответа: вы знаете, немножко странно предъявлять претензии к тому, чего нет; Ни одна диссертация (проект) в мире не может содержать буквально всего, чего кому-то хочется. В этом случае она просто превратилась бы в многотомную энциклопедию. Поэтому я очень прошу перейти к обсуждению того, что действительно имеется в моей работе.
ü Вместо предложенного вами проекта или решения, предлагается совсем другой, а ваш полностью отвергается или формально не отвергая ваши идеи, указывают на трудность их воплощения и т.д.
Варианты ответов: это слишком примитивный подход; у сложной проблемы не бывает простых решений; просто проблемы решаются только в сказках
| Личные нападки на выступающего
| Не опускаться на уровень «сам дурак».
| ü Я просто не знаю, что на это сказать! Я не могу позволить себе отвечать на этом же уровне.
| Объяснить нападающему и всем остальным, что надо обсуждать дело, а не лично вас.
| ü Я не выдвигаю свою кандидатуру в президенты (на конкурс «Мисс мира», не набиваюсь к вам в приятели), поэтому давайте все-таки поговорим о деле, а не обо мне лично.
| Использовать прием некоторой лести к критикующему вас.
| ü Я никак не ожидал от вас такого резкого, а главное, не по существу, выступления против меня, ведь я всегда очень уважал вас, и до сих пор мы успешно сотрудничали.
| Интеллектуальный терроризм
(задающий вопрос вовсе не хочет получить ответа, его интересуют лавры оратора)
| Нет лучшего способа воодушевить террориста, чем начать с ним публичную борьбу. Станьте с ним союзником. Обратите внимание зала на глубину, широту познаний задавшего вопрос.
| ü Представьтесь, пожалуйста! Прекрасный вопрос, только человек, полностью владеющий этой проблемой, мог его задать. Вы вселяете в меня надежду скорого ее решения.
| Игнорирование выпада
| ü Ну, это уже старая новость! Следующий вопрос.
|
Список рекомендуемой литературы
Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2005.
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2006.
Гандапас Р. Камасутра для оратора. М., 2005.
Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2005.
|