Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория. В 1936 году, после убийства популярного в стране политика Сандино у власти в Никарагуа утвердилась диктатура семьи Сомоса






В 1936 году, после убийства популярного в стране политика Сандино у власти в Никарагуа утвердилась диктатура семьи Сомоса. Долгое время церковь занимала лояльную позицию по отношению к власти проамериканского режима. Однако по мере распространения «теологии освобождения» множество священников перешли к активным действиям. Они выступали с разоблачительными проповедями, участвовали в демонстрациях и митингах протеста. Некоторые вступили в ряды Сандинистского фронта национального освобождения и вели борьбу в партизанских отрядах. В стране начались гонения на церковь. Гвардейцы Сомосы расправлялись со священнослужителями, их бросали в тюрьмы, убивали в храмах вместе с верующими во время обличительных проповедей. Никарагуанский епископат опубликовал послание с осуждением криминальной диктатуры. В этом документе содержалось признание права верующих на насилие в ответ на насилие угнетателей.

На рост революционных настроений в молодежной среде несомненно повлияла победа кубинской революции.

Первый вооруженный отряд («колонна имени Ригоберто Лопеса Переса») был создан никарагуанскими революционерами в 1959 году и очень быстро разгромлен правительственными силами.

В 1960 году Карлос Фонсека и Сильвио Майорга выступили с обращением «Краткий анализ никарагуанской народной борьбы против диктатуры Сомосы», в котором изложили свои взгляды и приступили к поиску единомышленников.

23 июля 1961 года в столице Гондураса под их руководством радикально настроенные никарагуанские студенты-эмигранты создают «Фронт национального освобождения», в этом же году в Гондурасе был создан тренировочный лагерь для подготовки партизан.

В течение 1962 года происходила консолидация оппозиционных сил: в состав «Фронта» вошли три общественно-политические организации, в состав «Национального фронта революционной молодежи» — четыре молодежные организации[1]. Впоследствии, 22 июля 1962 года ФНО был переименован в «Сандинистский фронт национального освобождения» (СФНО).

Первоначально ведущую роль в движении играл Томас Борхе, позднее он уступил лидерство Даниэлю Ортеге.

[править]Сандинистская герилья (1962—1979)

В течение 1962—1963 года сандинисты провели несколько небольших операций в приграничных районах с Гондурасом.

22 марта 1962 года в Манагуа сандинисты захватили радиостанцию «Радио Мундиаль» и зачитали в прямом эфире свое воззвание.

31 мая 1962 года в Монтойя отряд сандинистов совершил налет на отделение банка «Америка», захватив денежные средства в сумме 50 тыс. кордоб.

В 1963 году — первые вооруженные выступления СФНО в северной части страны (Рио-Коко и Бокай)[2].

Тогда же, в 1963 году в столкновении с правительственными силами погиб один из основателей СФНО, Хорхе Наварро.

В мае 1964 года Карлос Фонсека был арестован.

18 октября 1964 года сандинисты совершают очередные налеты на отделения банков в целях революционной экспроприации.

В 1965 году в горах Панкасан (на территории департамента Матагальпа в центральной части страны) был создан первый партизанский отряд СФНО из 30 человек, в августе 1967 года здесь же был создан первый учебно-тренировочный лагерь СФНО.

В августе 1967 года в районе Панкасан в боях с правительственными силами погибли основатели СФНО Сильвио Майорга и Ригоберто Крус, а также командиры СФНО Отто Каско и Франсиско Морено.

В июле 1969 года Карлос Фонсека пишет обращение «К братьям никарагуанцам», в котором изложена политическая программа и цели СФНО.

В октябре 1970 года группа боевиков СФНО под руководством Карлоса Агюэро захватила самолет авиакомпании «Лакса», на котором находились четыре американских бизнесмена из компании «Юнайтед фрут». В обмен на них, властями были освобождены четыре находившихся в заключении лидера СФНО: Карлос Фонсека, Умберто Ортега, Руфо Марина, Плутарко Эрнандес.

27 декабря 1974 года — «операция Хуан Хосе Кесадо». группа из 13 боевиков СФНО, которыми командовал Эдуардо Контрерас («Маркос») захватила виллу одного из видных деятелей режима, министра сельского хозяйства, во время приема для государственной и бизнес-элиты (в ходе штурма ими были застрелены три охранника). В обмен на 20 высокопоставленных заложников, повстанцы получили крупный денежный выкуп, освободили из тюрем 18 соратников и 31 декабря отбыли на Кубу[3].

28.12.1974 — в стране введено военное положение[4]. Правительство объявило о создании в стране " запретных зон" (" free fire zones "), в пределах которых правительственные силы имели право открывать огонь на поражение по всем замеченным здесь лицам[5]

В период с апреля по ноябрь 1976 года отряды СФНО провели 24 боя с правительственными силами.

7 ноября 1976 года в бою с подразделением Национальной гвардии погиб Карлос Фонсека, отрезанную голову лидера СФНО доставили в столицу в качестве доказательства.

В 1977 году в стране начались полномасштабные боевые действия.

12.10.1977 силы СФНО атаковали гарнизоны правительственных сил в Окотале, Сан-Фабиан, Сан-Фернандо.

13.10.1977 силы СФНО атаковали тихоокеанский порт Сан-Карлос.

17.10.1977 силы СФНО атаковали казармы Национальной гвардии в городе Масайя.

10.01.1978 — по приказу Сомосы убит Педро Хоакин Чаморро, директор газеты «Пренса» и председатель оппозиционного «Демократического союза освобождения» (ДСО), в ответ в период с 22.01.1978 по 05.02.1978 под руководством ДСО в стране была проведена двухнедельная акция протеста (массовые забастовки, митинги, демонстрации), в которой приняли участие до 600 тыс. человек.

В феврале 1978 года вспыхнуло стихийное восстание в индейском квартале Монимбо (город Масайя)[6], одновременно силы СФНО атаковали гарнизоны в городе Ривас и городе Гранада.

В феврале-марте 1978 года было создано оппозиционное «Никарагуанское демократическое движение» (MDN, Movimiento Democrá tico Nicaragü ense), в которое вошли представители деловых кругов, интеллигенции, средней и мелкой буржуазии.

В апреле 1978 года на базе ДСО и MDN создан «Широкий оппозиционный фронт» (FAO, Frente Amplio de Opposició n), в который вошли 16 политических партий и 3 профсоюзных объединения[7].

29.06.1978 — была проведена всеобщая забастовка.

14.07.1978 — СФНО призвал всех противников режима Сомосы объединиться в единый фронт, 17.07.1978 было образовано «Движение единый народ» (MPU, Movimiento del Pueblo Unido), в которое вошли 20 массовых организаций.

22.08.1978 — отряд под командованием Эдена Пасторы захватил здание Национального Конгресса прямо во время заседания, замаскировавшись под личную гвардию Сомосы. Всего в заложники было взято более 300 человек, в том числе кузен Сомосы и ряд других его родственников. В обмен на их освобождение Сомоса согласился допустить оглашение по радио политического манифеста сандинистов, выплатить полмиллиона долларов выкупа (из запрошенных изначально десяти), освобождение 87 находившихся в тюрьмах сандинистов.

25.08.1978 — на всей территории страны началось восстание, одновременно была объявлена всеобщая бессрочная забастовка.

05.09.1978 — силы СФНО одновременно начали бои в городах Леон, Эстели и Чинандега.

09.09.1978 — силы СФНО полностью или частично удерживали города Манагуа, Леон, Масайя, Эстели и нескольких более мелких поселениях.

11.09.1978 — сторонники СФНО начали боевые действия в сельских районах Карасо, Дириамба, Хинотепе, Ривас, Пеньяс-Бланкас и Лас Манос.

14.09.1978 — правительство Сомосы объявило осадное положение на всей территории страны.

19.09.1978 — СФНО объявило о прекращении наступления и переходу к обороне, отряды сандинистов оставили ранее занятые населенные пункты.

29.05.1979 — СФНО объявило о начале «последнего наступления» (операция «Финал»).

июнь 1979 — в тюрьме в городе Типитапа началось восстание арестованных активистов СФНО, которых возглавил Карлос Каррион. Восставшие сумели занять здание тюрьмы и продержаться до подхода основных сил СФНО, в общей сложности, из тюрьмы было освобождено 250 активистов и сторонников СФНО, а также родственников и членов их семей[8].

15.06.1979 — восставшими создан Правительственный совет национальной реконструкции.

17.07.1979 — семейство Сомосы покидает страну.

19.07.1979 года — победа сандинистов[9].

Победа была завоевана достаточно дорогой ценой: в период с 1962 по 1979 годы в стране погибло до 50 тыс. человек; ранения получили 80-110 тыс. никарагуанцев, ещё 150 тыс. покинули страну и стали эмигрантами и беженцами[10].

В стране было разрушено 100 из 450 промышленных предприятий, общий ущерб от боевых действий составил около 1 млрд долларов США[11].

 

65.«Теология освобождения».

Теоло́ гия освобожде́ ния (исп. Teologí a de la liberació n, англ. Liberation theology) — христианская школа теологии, в особенности в Римско-католической церкви. Два главных принципа теологии освобождения: 1) вопрос об источнике греха; 2) идея о том, что христиане должны использовать во благо таланты, данные им Богом, включающие интеллект и, в частности, науку. Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха. В 60-х гг., когда начало развиваться это направление мысли, в социальных науках Латинской Америки доминировали марксистский активизм и методологии, основанные на историческом материализме и повлиявшие на развитие теологии освобождения. Этическим последствием прочтения Библии в новой перспективе стало то, что многие из теологов приняли активное участие в политической жизни и считали, что Иисус Христос — не только Утешитель, но также и Освободитель угнетенных. Христианской миссии дается особая роль защиты справедливости для бедных и угнетенных, особенно через политическую деятельность. Некоторые элементы теологии освобождения отвергаются католической церковью.

Изначально идеи теологии освобождения активно развивались преимущественно внутри католической церкви после Второго Ватиканского собора. Теология освобождения часто понимается как форма христианского социализма, получившая широкое распространение в Латинской Америке и среди иезуитов, однако её влияние в католицизме пошатнулось после того, как Кормас МакКрори издал акт об её официальном осуждении в 1980-х гг., а теологи освобождения стали преследоваться папой Иоанном Павлом II.

Действующий папа, Бенедикт XVI, также известен как противник некоторых течений теологии освобождения; он, будучи главой Конгрегации доктрины веры несколько раз вынес осуждение этих течений.

Социологические данные, открытые данные исследования базовых ценностей в мире (англ. World Values Survey), проведенного профессором Мичиганского университета Рональдом Инглхартом, свидетельствуют о том, что в последнее время среди регулярных прихожан католической церкви в среднем по планете сила левых убеждений по шкале значений от 0 до 10 составляет 3. Эти данные говорят о том, что христианский социализм и христианское левое движение до сих пор остаются значительным явлением во многих странах.

Самыми известными представителями теологии освобождения были священники Густаво Гутьеррес Мерино (Перу), выпустивший в 1973 г. первую книгу о теологии освобождения «История, политика и спасение в теологии освобождения» (Historia, polí tica y salvació n de una teologí a de liberació n), а также Леонарду Бофф (Бразилия). В пользу теологии освобождения высказывался и целый ряд видных церковных деятелей, включая архиепископа Сальвадора Оскара Ромеро, разоблачавшего олигархическую диктатуру и убитого правыми боевиками в 1980 г., и Мать Терезу(последняя, находясь на Кубе в 1986 г., так описала соотношение христианского и социалистического учений: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. Оно не противоречит даже марксизму-ленинизму»).

Теология освобождения ставит перед собой задачу ответить на вопрос, стоящий перед христианами Латинской Америки: как быть христианами на угнетенном континенте? Как сделать так, чтобывера не отчуждала, а освобождала? Многие священники и духовные наставники разделяют и практикуют положения теологии освобождения в разных странах Латинской Америки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал