Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Видимые контактные функции 2 страница






Это один из сложнейших и важнейших моментов в консультировании, и в известной степени, один из ключевых вопросов гештальт-консультирования. В какой момент лучше вторгнуться в раскрывающийся процесс клиента? Простого ответа нет, надо учиться экспериментировать, постоянно исследуя последствия ваших интервенций при помощи феноменологического метода.

2.3 Теория поля

Все описанное выше опирается на теорию поля (см. Рекомендуемая литература). Три области феноменологического исследования: внутренний мир клиента, внешний мир, или окружающая среда (включая терапевта) и постоянно меняющиеся отношения между ними — могут быть названы общим контекстом, или «полем». С этой точки зрения, индивидуум никогда не бывает независимым или изолированным (хотя иногда именно изолированность воспринимается как проблема), но всегда в контакте и очень реальной связи со всем остальным. В клиническом контексте клиент всегда рассматривается как единство психологических и физических факторов в конкретном окружении. Следовательно, значение каждой появляющейся фигуры полностью зависит от контекста. Представьте, например, насколько по-разному вы воспримете звонок в дверь, если вы: а) ждете друга, б) ждете клиента, в) ждете пиццу, г) никого не ждете, а на часах 3 ночи. В то время как термин «поле» означает «все» — любой объект, ситуацию или отношения в (известном!) мире, в клинической практике он используется в более узком смысле, в зависимости оттого, что вы и ваш клиент считаете важным в каждой конкретной ситуации. На практике используются два значения. Первое - «эмпирическое поле, осознаваемое клиентом. Это метафора того как клиент организует свой опыт Это его реальность, или его феноменологическое поле, оно уникально для него. Другое поле — «актуальное», или «большое», это более широкий контекст существования клиента, включающий широкий мир объектов. Он включает и то, что в данный момент клиентом не осознается, например, скрытые возможности, в том числе и возможности самовыражения. Плавно переходить.от одной точки зрения к другой может оказаться очень сложным, но развивать эту способность исключительно важно. Это означает переключать внимание между фигурой, важной для клиента на данной момент; и фоном; между эмпирическим полем клиента и «большим полем» — оставаясь постоянно открытым для взаимодействия и воздействия.

Эксперимент: Возьмите большой лист бумаги и напишите в центре свое имя (или имя клиента, которого вы пытаетесь понять). Вокруг нарисуйте 3-4 концентрических круга. В первом 1 изобразите (цветом, формой или какими-то знаками) семью (свою или клиента), как теперешнюю так и в исторической перспективе. В следующем кругу -друзей, коллег и других значимых людей, виды деятельности и интересы. В следующем - культуру, национальность или религию. В следующем — страну, окружающую среду или еще какой-то глобальный контекст. Затем изобразите другие источники влияния, которые вам представляются важными. Теперь подумайте, какой смысл для вас имеет изображенное поле. Если вы рисовали карту клиента, подумайте, основывались вы на том, что он вам говорил или на том, что вы думаете. Это как бы мгновенная фотография условий, которые в данный момент вы определили как значимые. Эта картина будет меняться с течением времени, и, конечно, не описывает скрытых или неосознанных влияний.

С точки зрения теории поля, клиент постоянно активно организует поле, ориентируясь как на свои актуальные потребности, так и на предыдущие, «исторические» поля, застывшие гештальты, неоконченные дела из прошлого. Консультанту нужно понять, как клиент делает это, какие смыслы он создает, какие застывшие или, наоборот, гибкие паттерны он использует в общении, и что находится за пределами его осознавайия в «широком» поле влияний и возможностей. На первых стадиях терапии работа часто состоит в том, чтобы привлечь внимание клиента к тому, что он всегда организует или интерпретирует свое поле и, следовательно, эффективно участвует в создании собственного опыта. Это с необходимостью означает, что он может делать это по-разному (при правильной поддержке).

Заключение

Феноменологический подход и исследование субъективного мира клиента будет основной частью каждой сессии. Они могут использоваться при исследовании любого случая. Это основная техника для усиления осознавания, углубления опыта, понимания того, как клиент конструирует мир, исследования смыслов, выборов и последствий. Применение феноменологического подхода — это способ как понять клиента, так и пригласить его в здесь-и-сейчас.


Глава 3. Осознавание

Осознавание-замечание похоже на жар угля, порождаемый его собственным сгоранием. То, что дано в интроспекции, похоже на свет, отражающийся от объекта, когда освещение направлено на него.

Поощрение и поддержание полного и свободного осознавания — краеугольный камень гештальт-практики. Однако слово «осознавание» имеет множество значений. Иногда оно используется в негативном смысле, и связано со смущением и стеснительностью или с интроспекцией, излишней склонностью к самокопанию. В гештальте это слово используется совершенно иначе и никак не связано с думаньем, рефлексией или самооценкой.

«Осознавание — это форма опыта, которая при-близительно может быть определена как нахождение в контакте с собственным бытием, с тем, что есть... осознающая личность знает, что она делает, как она это делает, знает, что у нее есть выбор и что она выбирает быть такой, какова она есть».

В своей лучшей ипостаси осознавание — это не-вербальное чувство или знание того, что происходит здесь и сейчас. Это в основе своей положительное и необходимое условие здорового существования. Это источник энергии для усвоения нового и роста на границе контакта, для самопознания, выбора и твор-чества. Один из способов понять, что такое осознаваниение — представить себе континуум. На одном конце континуума — сон (тело дышит, осуществляет другое жизненные функции и готово проснуться в случае опасности). Здесь осознанность минимальная и только автоматическая. На другом конце континуума-полное само-осознавание (иногда называемое еще полным контактом или пиковым переживанием). Вы ощущаете себя полностью живым, абсолютно осознающим данный момент, спонтанным и свободным. В разные дни, в разные моменты мы находимся на разных промежуточных точках континуума — иногда это скучно и рутинно, иногда ново и возбуждающе.

Порой кажется, что дети живут в мире безграничного осознавания и воодушевления, и что с годами живость и спонтанность пропадают. Потеря эта про-исходит в основном из-за застывших гештальтов, ограничивающих осознавание, а также из-за того, что в настоящее вторгаются мысли и воспоминания о прошлом и предвкушение будущего. Если я целиком поглощен каким-то делом или мыслью и не осознаю себя, я нахожусь вне контакта со средой и с самим собой. Однако когда я начинаю осознавать, то даже если я продолжу свои занятия, ситуация неуловимым образом изменится. Я осознаю сейчас, хотя думаю о тогда. Осознавание можно назвать сознанием собственного существования, здесь, сейчас, в этом теле. Это аксиома гешталь-та — мы можем вернуть себе эту непосредственность, даже будучи взрослыми, и для этого существует множество способов. Развитие осознавания — первая задача в гештальт-консультировании и гештальт-терапии. Важно помнить, что осознавание — это и знание и бытие. Если я предлагаю клиенту обратить внимание на дыхание, я подразумеваю, что, во-первых, он «знает», что он дышит, и, во-вторых, что время от времени он имеет «опыт» дыхания. Этот постоянный исцеляющую силу. Для этого терапевту следует выделить и распознать, каким образом клиент прерывает, ограничивает или теряет осознавание жизненных аспектов своего функционирования. Ограничение или блокирование осознавания часто обозначает недостаток энергии или жизнеспособности, или же ригидность. Восста-новление здорового саморазвития происходит тогда, когда поведение и отношение становятся осознанными и переживаются непосредственно.

«В своих лучших формах осознавание — это всегда имеющееся средство сохранения себя в происходящем. Этот непрерывный процесс можно «включить» в любое время, он работает лучше, чем случайные или единичные озарения-инсайты, которые возникают только в определенные моменты и при определенных условиях. Осознавание же существует всегда, как подводное течение, готовое «выплеснуться», когда это необходимо, освежая и оживляя чувства. Более того, когда концентрация на осознавании поддерживает интерес к актуальной ситуации, повышается интенсивность не только терапевтического, но и жизненного опыта»5.

Таким образом, одна из важнейших задач терапевта — пробуждать в клиенте осознавание; осознавание того, что он чувствует и что думает, как он себя ведет, что происходит с его телом и с его ощущениями: осо-знавание того, как он вступает в контакт — осознава-ние его отношений с другими, того, как он влияет на окружение и как окружение влияет на него.

опыт осознавания может иметь огромную

3.1 Исследование осознавания

Самый простой, очевидный и естественный путь к пробуждению собственного осознавания — это рассказать о себе человеку, который выслушает нас с полным осознаванием. Сознательно фокусировать свое осознавание, «обращать внимание» — это и есть основная терапевтическая активность гештальт-консультанта. Внимание может быть сосредоточено на каком-то конкретном аспекте функционирования (например, на дыхании или напряжении в каком-то участке тела) или же направляться более широким потоком, создавая тем самым целостную перспективу (например, концентрация внимания на способах реагирования). Относясь к мыслям и чувствам клиентов серьезно и внимательно, мы предлагаем им поступать также. Рассказывая клиенту, что мы услышали в его словах, спрашивая его о его чувствах, исследуя вместе с ним его систему ценностей, мы приглашаем его послушать самого себя, с полной осознанностью подойти к тому, как он опирается на свой опыт и осмысливает мир. Сохраняя «уравнивание» и принимая во внимание все поле, мы можем помочь клиенту увидеть все аспекты себя, даже, те которые он привык игнорировать или пропускать.

Говоря в целом, консультант старается поощрять клиента__

Оставаться здесь и сейчас

Усиливать и расширять осознавание происходящего

Сосредоточиваться на том, что клиент склонен преуменьшать или избегать

Обдумайте следующие интервенции консультанта:

Сосредоточьтесь на своем дыхании...

Можете ли вы ощутить, что вы чувствуете прямо сейчас...

Вы осознаете свои мысли...

Какие части своего тела вы не осознаете?

Я заметил. что ваше тело стало жестким, а дыхание поверхностным.

Цель этих интервенций — помочь клиенту осознать, что находится за пределами его сознания. Интервенции не имеют целью изменить опыт клиента, а лишь восстановить или усилить целостное осознавание здесь-и-сейчас. Важно также понимать, что при отсутствии неподдельного интереса со стороны консультанта интервенции могут стать сухими и механическими. Они должны исходить из глубокого, активного и постоянного любопытства.

Пример

Бен: Я не совсем понимаю, о чем говорить на этой встрече [выглядит скованно]

Терапевт: Попробуйте увидеть, что вы осознаете прямо сейчас, сидя здесь, со мной.

Бен: Ничего не осознаю.

Терапевт: Что вы чувствуете прямо сейчас?

Бен: Пустоту [молчание]

Терапевт: Можете ли вы описать вашу пустоту?

Бен: Я напряжен и не знаю, что делать.

Терапевт: Откуда вы знаете, что вы напряжены?

Бен: Я чувствую зажатость в плечах и смущение.

Терапевт: Смущение?

Бен: Да [молчание]

Терапевт: Мне интересно, как вы ощущаете свое смущение.

Бен: Я стесняюсь.

Терапевт: А потом что происходит?

Бен: Я начинаю бояться вашей критики.

Так Бен начинает фокусироваться на своих телесных процессах, начинает осознавать свою скованность в контакте с терапевтом, и видит, что страх критики вторгается в его отношения.

3.2 Зоны осознавания

Теперь обратимся к тому, что Перлз называл тремя зонами осознавания. Существует Внутренняя Зона, Внешняя Зона и Средняя Зона. Недостаток этой теории в том, что она может создать ложное впечатление, что внутренний и внешний опыт существуют раздельно. Осознавание же всегда цельно. Однако в качестве метафоры эти зоны могут быть очень полезны как терапевту, так и клиенту. Рассмотрим их одну за другой.

Внутренняя Зона

Внутренняя Зона осознавания относится к внутреннему миру клиента, часто невидимому для консультанта. Она включает

такие субъективные феномены, как ощущения во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца,

дыхание, а также ту смесь телесных чувств и ощущений, которая называется телесно-эмоциональным состоянием. К этой же

зоне относятся и эмоции (хотя их можно отнести и Средней Зоне).

Самый очевидный способ усилить осознавание Внутренней Зоны- обращать внимание клиента к его телу и ошущениям.

Для этого можно задавать вопросы: «Что вы чувствуете сейчас»? «Что вы ощущаете сейчас?» или комментировать то. что мы видим «Я замечаю, что вы дышите поверхностно». «Обратите внимание, как-напряглись у вас мышцы ноги».

Эксперимент: Если вам кажется, что клиент находится вне контакта со своей Внутренней Зоной, вы можете предложить ему следующее упражнение: Представьте, что ваше осознавание — это прожектор, который вы можете медленно перемещать по телу. Некоторое время осознавайте ваши стопы — сначала одну, потом другую (NB консультант выдерживает паузу 5-10 секунд)... и ноги (пауза 5-10 секунд)... и вашу спину... и плечи... ваши половые органы... и живот... вашу грудную клетку... и руки... запястья... и кисти... вашу шею... голова... глаза... лицо... рот... Заметьте, какие области напряжены, а какие расслаблены. Заметьте, какие еще ощущения присутствуют в вашем теле. Какие эмоции стоят за этим? Какие чувства вы замечаете? Где именно они находятся? Если вы ничего не ощущаете или ощущаете очень мало, осознавайте это. Позвольте этим ощущениям стать более глубокими, а затем повторите исследование.

Внешняя Зона

Это осознавание контакта с вне ш н и м миром. Сюда входит все наше поведение, речь и действия Сюда же относится то, что называется контактными функциями, слух, речь, вкус, осязание, обоняниеи движение), то есть все наши способы контакта с миром. Обращая внимание на наши контактные функции, мы учимся осознавать настоящее, замечая цвета, формы, звуки, фактуры и т.д. Мир вокруг нас становится богаче и оживает, а это, в свою очередь, может изменить наш опыт. Однако есть и другая причина обратить внимание на нашу Внешнюю Зону. Чтобы осознавать свой выбор, менять свое поведение, а возможно и чтобы получать разнообразную обратную связь от других людей, нам надо научиться осознавать, что мы делаем и как это влияет на нас самих и на окружающих. Нужно научиться замечать, что происходит вокруг нас. И опять же самый простой способ усилить осознавание клиентом его Внешней Зоны -это обращать внимание на его действия, движения, поведение в его окружении и на внешние раздражители. «Попробуйте осознать мир вокруг вас, что вы замечаете?», «Что вы слышите?», «Могу я поделиться с вами своими впечатлениями от вас?» и т.д.

Эксперимент: Возможно, вам захочется пред-ложить клиенту следующее упражнение: Передвигайте прожектор вашего осознавания внутри тела. Делайте это медленно. Что вам удается увидеть, услышать, унюхать? Как вы ощущаете внешний мир? Стул, на котором вы сидите, одежда, прилегающая к телу. Посмотрите вокруг и увидьте, сколько цветов и форм вам удается различить. Что за звуки вы сльшште? Осознайте расстояние между нами, что вы замечаете во мне? (и тд.)

Средняя Зона

Средняя Зона состоит из мыслей, воспоминаний, фантазий и ожиданий. Сюда же относятся все способы осмысления внутренних и внешних сигналов. Средняя Зона является-как бы посредником между Внутренней и Внешней. Одна из основных ее функций—организовывать наш опыт так, чтобы возникало некое понимание — интеллектуальное и эмоциональное. Другие функции — предсказывать, планировать, фантазировать, творить и делать выбор. Убеждения и воспоминания также принадлежат Средней Зоне. Тем не менее, Средняя Зона неизменно является основным источником наших проблем и страданий, поскольку именно здесь находятся ограничивающие нас взгляды, привычные способы познания мира и наша склонность заполнять настоящее мыслями о прошлом и будущем. Здесь же мы категоризируем наш опыт, тем самым, определяя наше дальнейшее отношение к нему.

Усиление осознавания Средней Зоны — пожалуй, самая сложная задача. Важно избегать делать пред-положения относительно того, о чем человек думает или фантазирует. Мы можем спросить: «Что вы себе говорите о происшедшем?», «Какой вы видите в этом смысл?», «Если бы это было правдой, что это означало бы для вас?», «Что вы об этом думаете, или предполагаете, или фантазируете, или надеетесь?» и т.д. Или можно сказать: «Я слышу, как будто вы говорите, _что так поступать нехорошо?»

Эксперимент: Теперь предложите клиенту по-рефлексировать относительно предыдущих упражнений на осознавание (или относительно ваших предыдущих интервенций): Что вы об этом думаете? Как вы отнеслись к тому, что вам предложили понюхать окружающий мир? Какие еще у вас были реакции? Теперь поочередно задавайте вопросы, относящиеся то к Внешней, то к Внутренней Зонам. Делайте это мягко, чтобы по-настоящему позволить себе осознать, что вы чувствуете, думаете, видите, представляете и т.д. Еще раз почувствуйте, что происходит у вас в теле, и как вы к этому относитесь. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что это могло бы означать? Что вы замечаете вокруг себя — как вы откликаетесь на это?

В реальности здоровая личность постоянно перемещается между тремя зонами осознавания. Если осознавание зависает в какой-то одной зоне, в функционировании появляется дисбаланс, а иногда и серьезные проблемы.

Пример ы

Молли была чрезмерно сосредоточена на внешнем мире и мнении окружающих. Свои чувства и суждения она совершенно не ощущала. На терапии она сказала, что она никогда не знала, что делать, или даже чего ей хочется, и что она всегда полагалась на кого-то еще, кто принимал решение за нее (доминирование Внешней Зоны). Хэри постоянно пребывала в состоянии беспокойства (доминирование Средней Зоны), тогда как Диана была настолько поглощена своими телесными ощущениями, что почти не замечала ничего другого и часто впадала в бессловесную и совершенно неуправляемую панику (доминиро-вание Внутренней Зоны).

3.3 Осознавание отношений

Способ контактирования клиента и терапевта так-же может стать прекрасным полем для исследования всех трех зон осознавания. По тому, как клиент раз за разом отвечает терапевту, можно судить и о том, как он осознает и о том, что он не осознает. Важнейший инструмент терапевта – это он сам, то, как он отзывается клиенту и как осознает собственное здесь и сейчас. Не пытаясь объяснять иди интерпретировать, терапевт может помочь клиенту своим присутствием и умением наблюдать. Терапевт реагирует по-своему, комментирует, как он воспринимает клиента, его процессы, области, которые он, возможно, игнорирует или преуменьшает, а также различия, например, между тем, что он чувствует и что выражает его тело. Терапевт готов исследовать реакции и проекции клиента относительно него (терапевта), всегда имея своей целью помочь клиенту осознать свой собственный опыт.

Терапевту также необходимо научиться отслеживать и распознавать, как влияют на клиента его присутствие и интервенции. Например, есть разница между клиентом, краснеющим от беспокойства и клиентом, краснеющим от воодушевления. Повышение осознанности часто ведет к физическому возбуждению во время исследования и к расслаблению после, к более раскованным движениям, изменениям в энергии, увеличению разнообразия реакций, оживлению внимания и самовыражения. Консультант стара-ется быть внимательным к этим знакам и чутко следовать за приливами и отливами осознавания у клиента. Конечно, консультант не всеведущ. В любой ситуации, всегда лучше спросить клиента.

Цикл опыта

«Цикл опыта» — традиционная метафора для распознавания и называния, к осмыслению, к выбору способа ответа, к действию с полным осознанием контакта с ситуацией к завершению и свертыванию внимания потока осознавания. Иногда его называют цикл осознавания, цикл контакта, цикл взаимозависимости организма и окружающей среды. Это простой и мощный инструмент для отслеживания формирования прерывания и завершения проявляющихся фигур. Он определяет стадии от момента возникновения ощущения, к его энергии для использования ее в следующем цикле.

Циклы опыта могут быть простыми или сложными. Например, терапевт понимает, что сессия подходит к концу, мобилизуется, обращает внимание клиента на окончание, прощается, клиент уходит, терапевт пересматривает сессию, отключается от нее и готовится принять следующего клиента. Более сложный цикл: социальный работник осознает растущий интерес к области консультирования. Исследует возможности обучения и выбирает курс гештальта. Через много лет, выполнив все многочисленные требования, получает, наконец, диплом. Удовлетворенный, он отключается от учебы и отправляется на духовный ретрит в Индию (ну, или хотя бы устраивает бешеную вечеринку!) Однако сложность использования данной схемы в качестве терапевтического инструмента состоит в том, что часто человеческий опыт слишком сложен, чтобы быть разделенным в соответствии с ней. Она не подходит например, к тем случаям, в которых присутствует несколько фигур или циклов и необходимо выбирать между ними. С другой стороны, ее можно отлично использовать тогда, когда нужно исследовать шаг за шагом простой единичный опыт или фигуру, понять, на какой стадии происходит «застревание» или уклонение. Особенно это полезно в работе с клиентами, склонными постоянно прерывать цикл в одном и том же месте. Тревожный клиент обычно за-стревает между мобилизацией и действием, а успешный трудоголик — между контактом и удовлетворением. Глядя на эту схему, можно задать вопрос: на каком этапе происходит прерывание или изменение? Вот некоторые возможные сценарии:

· Клиент, переживший травму или оскорбление, мо-жет быть не в контакте со своей Внутренней Зоной или телесными ощущениями (Прерывание перед ощущением)

· Человек склонный к перееданию, вероятно, пре-рывается на стадии распознавания своих эмоций, ошибочно принимая свой эмоциональный голод за обычный. (Прерывание между ощущением и распознаванием).

· Тревожный, перевозбужденный клиент мобилизует избыточную энергию, но не способен к эффективному действию. (Прерывание между мобилизацией и действием).

· Неразборчивый в связях клиент предпринимает действия, постоянно завязывая новые знакомства, но неспособен вступить в реальный контакт. (Прерывание между действием и контактом). Трудоголик способен вступить в контакт и завершить рабочий проект, но неспособен получить удовлетворение, и вместо этого немедленно приступает к новому проекту. (Прерывание между контактом и удовлетворением).

· Тревожный клиент, который постоянно боится смерти, не может заснуть, даже будучи усталым. Он неспособен отключиться и предаться неизвестности сна. (Прерывание между удовлетворением и отключением).

· Ориентированный на результат бизнесмен всегда ищет новые возможности и неспособен созерцать или сидеть в тишине, боясь неопределенности пустоты. (Прерывание между удовлетворением и благодатной пустотой).

Во всех этих примерах клиенту было бы полезно осознать, где именно он «прерывается», и затем за-вершить цикл. Однако случаи бывают разные. Знание того, что должно быть на следующей стадии, складывается из осознания клиентом своих потребностей и «подталкиваний» со стороны терапевта, но только, клиент знает, что именно для него является завершением цикла и сколько, на это требуется времени. На завершение одних циклов потребуется одна сессия, на завершение других -годы. Некоторые будут изменены клиентом, от некоторых он просто откажется, чтобы пойти в другом направлении.

Прежде чем двигаться дальше, мы хотим обратить ваше внимание на завершающий этап цикла (кото-рым обычно в литературе пренебрегают), на переход от Отключения к Ощущению, когда один цикл уже завершился, а другой еще не начался. Иногда эту стадию называют «Благодатной Пустотой». Это название подчеркивает ценность простого пребывания здесь и сейчас, полного осознавания себя в мире. Для консультанта это также является местом творческого слияния с клиентом, когда консультант внимателен и доступен и готов отозваться на проявляющуюся фигуру без предварительного плана. Это время для того, чтобы не иметь направления и познавать неизвестное. Здесь может произойти поворот как к первичной организмической саморегуляции, так и к духовным аспектам.

3.4 Экзистенциальное измерение

Человеческий род не может вынести слишком много действительности.

Люди проводят много времени, стремясь к комфорту и стараясь избегать осознавания экзистенциальных реалий: смерти, одиночества, неопределенности, разделения, объединения, свободы и ответственности. Многие застывшие гештальты, по сути, являются творческими попытками приспособиться к этим экзистенциальным данностям. Например, лишившийся матери ребенок решает никогда больше не вступать ни с кем в близкие отношения, чтобы избежать страха потери и боли. И будучи взрослым, он продолжает следовать этому решению. Женщина бесконечно подвергает себя пластическим операциям, чтобы не подпускать к себе реальность старения и смерти. Мужчина решает никогда не прикладывать усилий ради чего бы то ни было, поскольку для него невыносимо чувствовать собственное несовершенство. Ответственность — экзистенциальная реальность, и_гештальт-терапия уделяет этому особенно много внимания. По мере роста сознавания, мы все больше понимаем, что хотя мы не можем отвечать абсолютно за все происходящее с нами, но мы отвечаем за то, как мы это переживаем, какой придаем этому смысл и как обращаемся с этим. Мы действительно выбираем наш опыт, даже если нам кажется, что это не так. Принимая ответственность за свой опыт и ответственность перед нашим окружением, мы становимся по-настоящему взрослыми, а наша жизнь-наполняется подлинными контактами. Полное осознавание реальности жизни в мире ведет к тревоге, которую экзистенциалисты считают нормальным состоянием. Поэтому прежде чем приступать к работе по осознаванию глубинных экзистенциальных материй, важно убедиться, в том, что клиент располагает соответствующей поддержкой (см. Главу 7 о самоподдержке). Кроме того, необходимо отличать невротическую тревогу от экзистенциальной. Первая является помехой для функционирования здесь-и-сейчас, последняя же является обратной стороной возбуждения — неприятный, но неизбежный спутник полного и подлинного пребывания в настоящем.

3.5 Парадоксальная теория изменений

Теперь обратимся к другой важнейшей идее гештальт-терапии, во многом вытекающей из сказанного выше. Хотя Beisser назвал свою парадоксальную теорию изменений именно теорией, более точно было бы называть ее принципом. Он состоит в следующем: «Изменения происходят, когда человек становится тем, что он есть, а не тогда, когда он старается стать тем, чем он не является». Принцип базируется на идее о том, что у всех клиентов появляется ресурс для роста и изменений в том случае, если они позволяют происходить естественному процессу организмической саморегуляции.

Клиенты часто приходят на терапию с верой, что они могут измениться согласно некоему плану или с желанием избавиться от каких-то конкретных неприятных ощущений, мыслей или суждений. Они верят, что им помогут достичь некой идеальной картины или идеи собственных изменений (например, «освободиться от тревоги» или «нравиться всем»). Парадоксальная теория изменений утверждает, что вместо того, чтобы пы-таться изменить себя, нужно как можно более полно погрузиться во все аспекты собственного опыта и полностью осознавать его. Как только клиент сделал это, как только он доверился организмической саморегуляции, изменения начнут происходить сами собой. Другими словами, когда клиент подлинно и глубоко принимает себя, он, в реальности, совершает радикальный поворот к нормальному отношению к самому себе. Это сформулировал Перлз7, когда он ввел различие между актуализацией себя и «актуализацией образа себя».

Эта фундаментальная идея парадоксальна, поскольку предполагает, что, чтобы измениться, надо отказаться от попыток измениться. Вместо этого утверждается, что существует естественный процесс роста и изменений через постоянное осознавание, контакт и ассимиляцию. Клиент (и консультант) должен быть подготовлен к этому, иметь достаточную поддержку, доверять организмической саморегуляции и полностью отдаться поискам более полной и аутентичной жизни.

3.6 Творческое безразличие

Для облегчения этого процесса, консультанту полезно усвоить отношение, называемое творческим безразличием. Корни этой идеи — в восточных учениях, она близка буддистской невозмутимости или «безупречному воину» Кастанеды. Творческое безразличие не означает, как можно было бы предположить из названия, отсутствия заботы. Оно означает лишь, что терапевт ни в коей мере не заинтересован в каком-либо конкретном результате. Это еще один способ встретиться с экзистенциальной неопределенностью неизвестного — непростая задача. Для этого консультанту надо испытывать неподдельный интерес и абсолютно не стремиться к какому-либо конкретному итогу. Консультант готов принять все, что бы ни произошло. Это перекликается с повлиявшим на гештальт дзен-буддизмом, утверждающим, что принимать и отдаваться тому, что есть — необходимое условие духовного роста. Эту модель роста можно увидеть в физическом мире. Например, садовник обеспечивает нужное количество света, тепла и воды, удаляет сорняки, защищает растения от болезней и паразитов. И тогда цветы естественным образом растут, зреют и достигают полной «цветочности». Садовник не навязывает им свою волю, не пытается сделать цветок иным, нежели он есть. Консультирование и терапия также требуют «доверия к процессу» клиента и отсутствия стремления к какому-то конкретному результату. Это означает, что консультант может с открытым сердцем вступать на любую выбранную клиентом тропинку. Этот же принцип является центральным для теории поля, феноменологического метода и принятия экзистенциального выбора клиента. Это вера в здоровую основу организмической саморегуляции и в мудрость пребывающую в глубине каждого из нас. Главное же, это вера в то, что когда мы, консультанты, обеспечиваем нужные условия, клиент в процессе терапии сам выберет свой собственный верный путь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал