Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс запуска двигателяСтр 1 из 13Следующая ⇒
Лекция 2 НЕЛИНЕЙНАЯ ДИНАМИКА
К нелинейным динамическим процессам относятся нестационарные процессы в двигателе, сопровождающиеся изменением параметров двигателя в широком диапазоне, возникающие на режимах запуска, т.е. в процессе выхода на режим малого газа, на приемистости двигателя т.е. в процессе перехода с режима малого газа на режим близкий к номиналу, а также при действии больших по величине возмущений на входе в двигатель. На всех этих режимах проявляется существенная нелинейность характеристик двигателя. ПРОЦЕСС ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ Это процесс, происходящий в соответствии с программой подвода мощности от пускового устройства (ПУ + ВСУ) и законом подачи топлива в КС может быть разбит на этапы: - раскрутка ротора турбокомпрессора пусковым устройством до начала подачи топлива и его воспламенения; - раскрутка ротора пусковым устройством и турбиной на участке работы автомата запуска, дозирующего подачу топлива в КС; - раскрутка ротора ПУ и турбиной при вступлении в работу регулятора частоты вращения с выходом двигателя на режим МГ; Требования к процессу запуска обычно предъявляются к его времени, что связано с выполнением ТТ к ЛА, с запуском остановленного в полете двигателя и другими. Лимитирующими факторами в этом процессе являются максимальные значения температуры газа перед турбиной, запасы ГДУ компрессора и величина ускорения ротора турбокомпрессора. Значения этих параметров в процессе запуска определяются мощностью ПУ, законами дозирования топлива и возможностью изменения геометрии проточной части двигателя.
Рис.2 Изменение n в процессе запуска в зависимости от времени запуска и мощности ПУ
Зависимость времени запуска от мощности ПУ Основной параметр пусковой системы – мощность ПУ – определяет запуск. Однако следует учитывать, что масса турбостартеров увеличивается пропорционально их мощности - нужен оптимизированный компромисс. Закон изменения подводимой мощности от ПУ к валу ротора запускаемого двигателя. NПУ = 2NПУ · max n пу /n пу max (1-0, 5n пу /n пу max), где n пу, n пу max – текущее значение частоты вращения и значение частоты вращения, при которой мощность ПУ достигает максимального значения т.е. В этом случае имеет место линейная зависимость изменения крутящего момента от частоты вращения: MПУ = MПУ P · (2 – nK/nKP)
MПУ P – крутящий момент ПУ при частоте вращения, соответствующей расчетной мощности ПУ. Для n к= 0 M ПУ 0 = 2MПУ P Снижение уровня превышения ТГ при увеличении N ПУ объясняется тем, что при более интенсивной раскрутке ротора и неизменной программе подачи топлива в КС воспламенение и процесс сгорания происходит при большем GВ через двигатель. Существенное влияние на величину подводимой от ПУ мощности в процессе запуска оказывает передаточное отношение привода от ПУ к валу двигателя. Значение n ПУ ОТКЛ. (в момент отключения) ограничено обычно из соображения прочности элементов турбины ПУ, но должно обеспечивать надежный выход двигателя на режим МГ. Аналогично мощность изменяется и по частоте вращения ротора турбокомпрессора запускаемого двигателя. Оптимальным передаточным отношением i при заданном n к откл. является i = f(pдв), при котором ПУ все время работает при n ПУ = n ПУ Р. Такой режим может быть обеспечен применением бесступенчатых редукторов или путем ступенчатого изменения передаточного отношения.
Рис.3
Влияние параметров системы управления подачей топлива на характеристики процесса запуска Процесс запуска в значительной степени зависит от закона подачи топлива в основную камеру сгорания, который выбирается с учетом границ устойчивости работы камеры сгорания по богатой и бедной смеси, обеспечения запасов ГДУ компрессора, максимально допустимой ТГ и требуемой продолжительности запуска. Последнее сводится к реализации предельно допустимой избыточной мощности турбины во всем диапазоне частот вращения на пусковых режимах с момента подачи топлива в камеру сгорания. Выбранная программа подачи топлива реализуется автоматом запуска двигателя с двумя коллекторами: при определенной частоте вращения ротора двигателя начинается подача топлива автоматом запуска (АЗ) в камеру сгорания по закону: GT АЗ = КАЗ РТ – давление топлива перед форсунками пускового коллектора РТ = РТП + КТ АЗ (РК-РН АЗ ) РТП = f (РН) – начальное давление топлива РК = f (РК*, РН/ РК*) – редуцированное давление воздуха за компрессором, следовательно GT АЗ = f (РК*, РН) Воспламенение топлива в КС приводит к первоначальному превышению ТГ. В дальнейшем характер ее изменения зависит от GT, определяемого в том числе коэффициентом КАЗ. При более интенсивном увеличении GT автоматом запуска наблюдается более раннее (по n турбокомпрессора) вступление в работу второго топливного коллектора, что приводит к возникновению повторного заброса ТГ (макс. значение ТГ достигаемое в период работы АЗ в дальнейшем обозначается ТГ аз max). В период работы АЗ вследствие небольших величин давления воздуха за компрессором, пологости напорных ветвей его характеристики на этих режимах реализуются достаточно большие запасы DКУ и ограничение расхода топлива автоматом запуска определяется допустимым уровнем ТГ. Закон подачи топлива автоматом запуска должен обеспечивать реализацию допустимого уровня ТГ. При достижении в период работы АЗ величины GT, соответствующего подключению второго коллектора, начинается его заполнение. До конца заполнения Gт практически остается неизменным, затем возрастает скачкообразно до GT min и дальнейшая дозировка топлива осуществляется автоматом приемистости (АП). Один из возможных законов работы АП: GТАП = f (КАП, nК, РК*, ТВХ*) Этот этап запуска характеризуется наибольшими уровнями ТГАП*, снижением DКУ, поэтому является наиболее напряженным с точки зрения приближения к границам области допустимых режимов работы.
Рис.4
Увеличение GT автоматом приемистости существенно влияет на избытки мощности, развиваемые турбиной, и является эффективным средством сокращения времени запуска. Вследствие возрастания pК* и GB через двигатель на этапе работы АП улучшаются условия охлаждения деталей горячей части двигателя, что позволяет допустить на этом этапе больший уровень температур, чем на начальном этапе запуска. На величину Gт в процессе запуска, а следовательно на характер изменения ТГ и времени запуска оказывает влияние начальное давление топлива перед форсунками РТО и режим двигателя, на котором начинается подача топлива в камеру сгорания. При изменении частоты вращения ротора, соответствующей началу подачи топлива в камеру сгорания, время запуска не изменяется, так как на этом этапе турбина практически не развивает положительной мощности и время раскрутки ротора определяется характеристикой ПУ и моментом сопротивления двигателя. ВЫБОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ nк НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ ПУСКОВЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ И ДОПУСТИМЫМ УРОВНЕМ НАЧАЛЬНОГО ПРЕВЫШЕНИЯ TГ*. На величину превышения ТГ* при подключении второго коллектора влияет также процесс его заполнения. С увеличением объема коллектора, а следовательно времени его заполнения, увеличивается время запуска и уменьшается ТГ* (из-за увеличения GB во время заполнения). Это должно учитываться при решении вопроса о предварительном заполнении коллектора. Для минимизации времени запуска система управления подачей топлива должна обеспечить процесс с МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫМ УРОВНЕМ ТГ* с учетом МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ЗАПАСА ГДУ(DКУ). Организация запуска при ТГ* = ТГ*ДОП. МАКС.= const может сократить время запуска на несколько секунд по сравнению с другими законами дозирования.
Рис. 5 Рис. 6
Влияние конструктивных параметров двигателя на характеристики запуска
Ряд конструктивных параметров влияет на пусковые свойства:
|