Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 10
Динамика прочностная.
Большинство дефектов авиационных ГТД связано с действием переменных нагрузок, поэтому повышение динамической прочности двигателя является одним из важнейших условий эффективности применения авиации. Динамическая прочность двигателя определяется возникающими в его деталях перемеными напряжениями и конструкционной прочностью их материалов. Динамическая прочность деталей авиационных двигателей обеспечивается путем правильного сочетания механических свойств материала при действии переменных напряжений с уровнем переменных напряжений в рабочих условиях. Чем ниже переменные напряжения, тем легче обеспечить высокую надежность и большой ресурс работы двигателя. Однако значительное уменьшение напряжений ведет к утяжелению двигателя и требует длительной и сложной доводочной работы. Поддержание переменных напряжений на допустимом уровне обеспечивается комплексом расчетно-экспериментальных работ, проводимых на всех этапах конструирования, доводки, производства и эксплуатации. Особо важно- правильный расчет основных частот собственных колебаний деталей и узлов двигателя. Частота гармонических колебаний - собственная частота, зависит от упругих и массовых (инерционных)свойств элемента, а также от условий его закрепления (Р). При воздействии на элемент переменной силы Р(t)=Р0 соs р t Ро -амплитуда, р- круговая частота возникают вынужденные колебания. Масса М, имеющая упругую связь с др.элементами. При малом отклонении x на такой элемент действует упругая восстанавливающая сила
Рупр.=-сх с - коэффициент жесткости
и движение массы описывается уравнением Мх = -сх (х = dx/dt, х = d х/dt) х- скорость
х- ускорение при начальном х =0 и условии х(0) =0 получаем вид уравнения х(t)=х(0)cosp t где p = с/м т.е.каждый элемент при малых начальных отклонениях начинает совершать гармонические колебания с определенной круговой частотой. Ро - собственная частота колебаний. Если начальное отклонение вызвано случайной причиной или постоянной (статической) силой Рст, то под влиянием сил трения собственные колебания быстро затухают и тело занимает новое равновесное положение. При воздействии на элемент переменной силы Р(t)=Ро cos pt Ро-амплитуда р-круговая частота возникают вынужденные колебания Xo cos pt X(t)= ------------- где Хо=Ро/с 1-(p/Po)
когда частота возбуждения р совпадает с собственной частотой Ро, наступает резонанс. При демпфировании через воздействие сил трения Ртр= -Кх Хрез = Ро/(РоК)
АВТОКОЛЕБАНИЯ - колебания, возникающие в результате появления при некоторых условиях работы переменных сил, порождаемых в результате обратной связи между колебаниями деталей (лопаток, дисков, лабиринтных уплотнений) и действующими на них газодинамическими нагрузками, при недостаточном демпфировании. При автоколебаниях напряжения могут быстро развиваться до недопустимого уровня. Динамика (прочностная) авиационных ГТД включает в себя главное: -расчетное и экспериментальное определение собственных частот и форм колебаний деталей и узлов, -анализ источников возбуждения колебаний, -анализ условий возникновения резонансов и мер по их устранению, -исследование демпфирования колебаний и способов его повышения, -исследование автоколебаний и средств их устранения, -определение критических частот вращения роторов, в том числе многовальных, -исследование способов снижения вибраций двигателя и оптимизации упруго-демпферных опор, -разработка экспериментальных методов регистрации и анализа переменных процессов в деталях и узлах двигателя в рабочих условиях, -разработка методов вибрационной диагностики тех. состояния двигателя.
|