Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчет собственных частот и форм колебаний лопаток на основе теории стержней.
Система координат. Начало основной системы координат расположено в центре масс корневого сечения лопатки (рис. 1.1), ось Z совладает с радиальным направлением (осью r), ось X направлена вдоль оси вращения (по 'потоку газа), ось Y лежит в плоскости вращения и образует с осями X и Z правую систему координат. Рис. 1.1. Схема и оси координат закрученной рабочей лопатки Рассматривается также местная система координат с началом в центре массы поперечного сечения лопатки (точке O 1 ). В ней оси Х1, Y1, Z1 параллельны осям основной системы, оси , лежат в плоскости поперечного сечения и являются главными осями; они повернуты на угол а по отношению к осям X, Y (или Х1, Y1). Ось лопатки можно считать прямолинейной и совпадающей в не деформированном состоянии с осью Z. При деформациях центр масс сечения получает перемещения вдоль осей X, Y, Z соответственно и, u, w; сечение поворачивается на углы х, y и относительно центральных осей Х1, Y1, Z1. Уравнения равновесия составляются для элемента лопатки, выделенного двумя близко расположенными поперечными сечениями (рис. 1.2). На элемент объема dFdz в точке А действуют силы инерции при колебаниях - ; - ; - , где dM= rqdFdz; ; ; , и центробежные силы при частоте вращения ротора w dCr== rw2(r+wA) dFdz; dCY = rw2(y1 + uA) dFdz. (1.1) Рис. 1.2. Усилия, действующие на колеблющуюся вращающуюся лопатку При строгом учете инерционных сил следует принимать во внимание кориолисовы силы инерции, однако при расчетах частот и форм колебаний ими можно пренебречь. Смещения точки A, считая поперечное сечение «жестким», будут uA = и — q y1; vA = v + q x1; wA= w + f Xy1 -f yx1 (1. 2) Предполагается приближенно, что центры массы и центры жесткости сечении совпадают. Равнодействующие усилия qx, qy, qz и моменты тх, my, rnz инерционных сил на единицу длины лопатки запишутся так: qx = - r qy= - r ; qz = - r mx = ; (1.3) my = ; mz= . В последних уравнениях JX, JY, J XY осевые и центробежный моменты инерции сечения лопатки относительно осей Х1 Y1 JP — полярный момент инерции относительно оси Z1 (здесь и в дальнейшем используем запись JX вместо JX1 и тх вместо тХ1 и т. д.). Анализ показывает, что при колебаниях лопатки можно пренебречь инерционными усилиями, связанными с осевым перемещением w, а в большинстве задач — и инерцией поворота относительно осей Х1 У1. Учитывая это, запишем уравнения равновесия элемента лопатки в виде ; (1.4 ) , где Qx, QY и N — перерезывающие и нормальная силы в сечении лопатки; МX, MYt MZ — составляющие момента в сечении. Усилие N с точностью до малых членов определяется действием центробежных сил, и в дальнейших соотношениях его следует считать заданным, как и постоянную составляющую крутящего момента rw2JXY. При собственных колебаниях лопатки перемещения и усилия изменяются по гармоническому закону: u(z, t) — u(z) cos pt; Qx(z, t) = Qx(z) cos pt и т. д. (1.5) где р — круговая частота колебаний в рад/с; частота колебаний в герцах (1/с) f = p/(2p). С учетом выражении (1.5) условия равновесия для амплитудных значений переменных факторов записываются так:
(1.6) где обозначено и т. д. Заданная центробежная сила N определяется третьим уравнением (1.4), откуда N = . Соотношения упругости. При изгибных деформациях незакру-ченной лопатки смещение точки А поперечного сечения с координатами x, h) вдоль оси лопатки Z на основании гипотезы плоских сечений будет wA= w + jxh - jhx где w — смещение центра тяжести сечения; jx, jh — углы поворота сечения. Деформация (1.7) Выражение (1.7) приближенно справедливо и для не сильно закрученных лопаток. Принимая напряженное состояние одномерным (s = Еe), где s — нормальное напряжение в поперечном сечении, E - модуль упругости, и учитывая связь между силовыми факторами и напряжениями (1.8) здесь Mx, Mh — изгибающие моменты относительно главных осей x, h, найдем деформацию e0 и составляющие упругой кривизны оси e0 = (1.9) где Jx, Jh — главные моменты инерции сечения. Составляющие кривизны упругой линии лопатки по осям X и У cX = (1.10) cY = причем Мx = MX cos a + MY sin a; Mh = — MX sin a + MY cos a. (1.11)
Автоколебания(флаттер) - самовозбуждающияся (без внешних периодических воздействий) колебания рабочих лопаток, возникающие в определенных условиях обтекания их воздушным потоком. В основе автоколебательных процессов лежат обратные связи, т.е.силы возникающие вследствие колебательных движений упругих тел и поддерживающие эти движения. В лопаточных венцах обратные связи имеют аэродинамическое происхождение, а колебания связаны с упругими деформациями лопаточного венца, такие автоколебания называют аэроупругими. Необходимую для поддержания колебаний энергию лопатки получают от обтекающего их потока воздуха. Автоколебания представляют большую опасность для лопаток из-за быстрого нарастания напряжений до недопустимо высоких значений. Поэтому важно знать границу их возможного возникновения и условия влияющие на ее положение (испытания с тензометрированием). Автоколебания лопаток имеют общие черты с автоколебаниями крыла, но принципиально отличаются от них, т.к. представляют собой колебания лопаточного венца как единой динамической системы. Типы автоколебаний: - срывные автоколебания, возникающие на больших углах атаки, когда происходит отрыв потока и производная коэффициента нормальной к профилю силы С по углу атаки становится отрицательной; - низкочастотные автоколебания (наибольшая опасность для компрессоров), возникающие на ступенях без антивибрационных связей и происходящие по основной форме изгибно-крутильных колебаний лопаток. Эти автоколебания происходят с общей для всего венца частотой, близкой к средней частоте собственных колебаний лопаток по первой форме. Между колебаниями соседних лопаток всегда имеется некоторый сдвиг фаз. В однородном венце сдвиг фаз постоянен и равен = 2 m/ n m -число волн деформаций венца по окружности колеса n -число лопаток. Неоднородность лопаточного венца - разночастотность отдельных лопаток сильно влияет на аэроупругую устойчивость. Венцы с неодинаковыми по собственной частоте лопатками более устойчивы, чем однородные, но повышение неоднородности сверх некоторой величины уже не дает улучшения (Роmax- Роmin), имеет значение и расстановка лопаток по венцу. Прогнозирование границ автоколебаний осуществляется: - путем теоретического анализа критериев, определяющих аэроупругую устойчивость лопаточных венцов при различных типах колебаний; - использованием вероятностно-статических оценок, основанных на обработке экспериментального материала. Частотная отстройка от резонансов - средство эффективного снижения динамических напряжений для двигателей с узким диапазоном рабочих частот вращения. Для двигателей с широким диапазоном рабочих частот вращения полезно переводить сильные резонансы на малоиспользуемые или переходные частоты вращения. Разброс частот устанавливается по результатам виброиспытаний не менеетрех комплектов лопаток серийного изготовления, но и расчетным путем с учетом допусков на размеры лопаток, обеспечивающих min и max частоты. Уменьшение интенсивности возбуждения от газовых сил. Неравномерности потока, возникающие в воздухозаборнике, имеют интенсивные низкие гармоники, которые могут возбуждать повышенные резонансные напряжения по низким формам в различных, но особенно, в первых ступенях компрессора. Неравномерность может усилиться при работе двигателя на стоянке, при боковом ветре, при попадании газов из реактивного сопла на вход (особенно на вертолетах) и в других нерасчетных условиях. Уменьшение возбуждения достигается путем общего выравнивания поля давлений по окружности или путем уменьшения только опасных гармоник неравномерности потока. Неподвижные элементы конструкции в проточной части приводят к возмущениям, которые передаются по потоку и против него. За Н.А. и стойками возникают кромочные следы - участки с пониженными скоростями и давлением по сравнению с ядром потока. Возбуждение уменьшают путем улучшения обтекания, введением разношагости, увеличением осевого зазора между вращающимися и неподвижными решетками и др., при этом увеличивается аэродинамическое демпфирование на лопатках. (Испытание - снятие полей Р и тензометрирование.) Камеры сгорания являются источниками неравномерностей по окружности полей Т и Р, зависящих как от процессов горения так и от неравномерности потока воздуха за компрессором, от блочной конструкции элементов к.сг. и газосборника, от местных отборов и подводов воздуха и др. Амплитудные и фазовые спектры неравномерности Т и Р обычно не совпадают, что приводит к неодинаковым зависимостям от них суммарных переменных газовых сил для различных гармоник.
Особенности колебаний дисков с лопаточными венцами. На рис. 3.4 показана зависимость, первых трех частот собственных колебаний диска с лопатками от числа волн при опирании диска по ободу [69] B данном случае диск относительно слабо взаимодействуетс лопатками в спектре частот четко различаются лопаточные частоты, не зависящие от числа волн (горизонтальные участки кривых 1—III), и частота диска с жесткими лопатками
(участки IV). Сильное взаимодействие этих форм и изменение частот проявляются только при тех числах волн, где парциальные частоты лопаток и диска пересекаются. С изменением числа волн меняется порядок чередования форм. На рис. 3.4 и др. зависимости f(m) представлены условно в виде непрерывных кривых, хотя физический смысл они имеют только при целых числах т. В некоторых случаях наблюдается более сильное взаимодействие элементов системы, охватывающее ряд чисел волн. Из-за фазовых сдвигов между отдельными составляющими соответствующие им узловые точки оказываются на разных радиусах, т. е. строго говоря, в системе нет узловых (неподвижных) линий, как это присуще элементарном задачам. Узловые «диаметры» на диске также оказываются искривленными [43]. Хотя такие искажения узловых линий невелики, они приводят к определенному «размытию» картины колебаний при ее экспериментальном изучении. Натяг по антивибрационным (бандажным) полкам существенно влияет на спектр колебаний колеса. На рис. 3.5, а приведены результаты расчета частот колеса турбины с полочными лопатками, имеющими зазор между полками, на рис. 3.5, б - того же колеса, но с натягом между полками, образующими сплошное бандажное кольцо. Первая форма колебаний изолированных лопаток в плоскости меньшей жесткости, интенсивно взаимодействовавшая с диском при малом числе волн, при наличии натяга исчезла; вторая форма, связанная в основном сколебаниями диска и лопаток в плоскости их большей жесткости (аксиальные колебания колеса) почти не изменилась; появилась новая форма связанных колебании системы в целом. Экспериментальные значения частот, полученные спектральным анализом осциллограмм (см. гл. IV), хорошо совпали с расчетными. Если для отдельного осесимметричного диска положение узловых линий при данном числе волн произвольно, то для колеса с лопатками их положение относительно лопаток для каждой формы колебаний вполне определено, апроизвольным является лишь положение лопатки i =1, относительно которой выбирается начало отсчета координаты q. Так же как для отдельного диска, для колеса в целом кроме форм колебаний Ym по уравнению (3.28) существуют ортогональные им формы (r, q) = m(r) sin mq— m(r)cos mqс независимыми амплитудами и фазами. Колеса с неоднородными лопаточными венцами. Лопатки реальных колес всегда.имеют некоторые отличия в пределах чертежных допусков на изготовление. Не вполне одинаковы размеры и расположение полок, шаги лопаток и другие параметры. Это проявляется, в частности, в разбросе собственных частот лопаток, выполненных по одному и тому же чертежу. Разброс частот необходимо учитывать при сопоставлении расчетных и экспериментальных данных и при отстройке лопаток от резонансов. Различие между лопатками влияет на положение точек с максимальными напряжениями и на соотношение напряжений в различных точках лопаток, что должно учитываться при проведении тензометрирования и анализе его результатов. Неодинаковость лопаток делает венец не строго однородным и нарушает его циклическую симметрию. В этом случае общее число форм собственных колебаний при данном числе волн не меняется, но вместо каждой пары ортогональных форм с одинаковыми частотами появляются две различные формы с близкими, ноуже не строго одинаковыми частотами; происходит «расслоение» спектра частот [38]. Расчеты показывают, что практически возможная для колес газотурбинных двигателей расстройка частот незначительна. Однако, связанные с нею фазовые сдвиги и наложение расслоившихся форм колебаний являются одними из основные, источников неравномерности распределения напряжений по лопаточному венцу при его колебаниях на двигателе. В однородных колесах положение узлов по окружности определяется условиями возбуждения колебаний; в неоднородных каждая из двух близких форм колебаний имеет свою конфигурацию.
|