Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.1 Инновации и инновационная деятельность предприятий






1.Сущность и виды инноваций

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкрет­ный объект или мероприятие, внедренные в производство по ре­зультатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествую­щего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Нововведением называют

♦ неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

♦ неизвестный метод производства продукции или услуг;

♦ разработку новых материалов и элементов;

♦ получение нового источника сырья и энергии;

♦ организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в орга­низационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усо­вершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии.

Инновации можно раз­делить на два основных вида:

1. технические

2. организационные.

К техническим нововведениям относятся: новые продукты, но­вые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия опре­деляется совместным эффектом, получаемым при внедрении но­вого продукта, новой технологии и новых услуг. Технические но­вовведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влия­нию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные но­вовведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и кодификационные нововведения. Наиболее радикаль­ное влияние на успех предприятия и экономики в целом оказыва­ют базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике про­мышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.

Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые техни­ческие возможности и новые потребности, на которых базируются соответствующие модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в раз­личных отраслях и странах указывает на то, что новая потребность играет более важную роль в развитии инновационных процессов на предприятии, чем новые технические возможности. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходи­мо учитывать обе первопричины и использовать соответствующие инновационные модели.

Организационные нововведения окупаются, как правило, быст­рее технических нововведений и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят нововведения в организацию производства, новые методы осуществления марке­тинговой деятельности, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относя­щиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и др.

Инновации бывают двух основных форм:

1) эволюционная форма, воплощающаяся в насыщении промышленности традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;

2) революционная форма, воплощающаяся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации – это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации (внешние) разработаны в других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходит путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации в отличие от приобретаемых не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий-конкурентов.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи конкретного нововведения до его практической реализации и включает:

♦ научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организа­ции производства;

♦ научные исследования и разработку новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разра­ботки;

♦ создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

 

2.Инновационная деятельность предприятий

Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикой предприятия. Научно-техническая политика включает в себя:

1) разработку планов и программ инновационной деятельности;

2) контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

3) изучение проектов создания новых продуктов;

4) проведение единой инновационной политики всеми подразделениями предприятия;

5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведений;

6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Инновация является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении ее эффективности принадлежит менеджменту.

Непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в общественном производстве, т. е. непрерывный процесс внедрения инноваций, называется научно-техническим прогрессом.

Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

Субъекты – государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются:

1) аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

2) координация инновационной деятельности;

3) стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

4) создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование инновационной инфраструктуры;

7) институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8) обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10) регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития; проведении комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

Инновационная политика предприятий направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта товаров. Также учитывается не только рациональное природопользование, но и развитие на предприятиях малоотходных технологий, проведение природоохранных мероприятий.

Побудительные мотивы развития инноваций – это стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности.

Используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

 

Для комплексного отражения всего времени существования изделий от зарождения идеи до возникновения необходимости в его утилизации при исследованиях используют понятие жизненный цикл изделия – совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции. Начиная от формирования исходных требований до окончания ее эксплуатации или потребления.

ЖЦ состоим из ряда стадий, выполняемых последовательно:

Идея – НИР – ОКР – Технологическая подготовка производства - Производство

 

НИР делится на:

1.теоретическая (фундаментальная). Ее результат – открытия, под которыми понимается установление не известных ранее объективно существующих явлений, свойств и закономерностей материального мира. Занимается АН РБ,

2.Поисковая НИР – поиск практического применения теоретических открытий.

3.Прикладная НИР – начинается с того, что на основании рекомендаций поисковых исследований осуществляется конкретное практическое применение теоретических и поисковых исследований.

ОКР – включает комплекс работ, направленных на проектирование и создание комплекта конструкторской документации. Стадия заканчивается изготовлением опытного образца изделия, его испытанием и передачей комплекта конструкторской документации предприятию-изготовителю.

Технологическая подготовка производства – связана с разработкой комплекта технической документации применительно к каждому заводу-изготовителю.

Организационная подготовка производства – выбор методов и моделирование процесса выпуска новых изделий.

Пр-во изделий. Сначала серийное и мелкосерийное. Затем изделия реализуются и эксплуатируются. Эффективный срок эксплуатации зависит от физического и морального износа этих изделий.

На всех стадиях ЖЦ должен осущ-ся расчет экономической эффективности этих изделий. Чем точнее определяется, тем меньше затем потерь в производстве.

 

Изобретением признается техническое решение, являющееся новым, имеющее изобретательский уровень и промышленное применение.

Изобретениями признаются технические решения, отвечающие следующим требованиям:

1.оригинальность

2. нейтральность (необычность и основанность на результатах специальных исследований)

3.выраженной практической полезности.

Право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом, который подтверждает приоритет изобретения и исключительное право на его использование.

Автором изобретения признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы, этому лицу принадлежат все имущественные и неимущественные права.

 

Рационализаторское предложение – техническое решение, предусматривающее создание или изменение конструкции изделия, применяемой техники или технологии, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливно-энергетических и др. материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Право авторства на рационализаторское предложение принадлежит гражданину, создавшему его своим творческим трудом.

Патент – регистрация 1 400 000 р. + 200 000 р ежегодно

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал