![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Электробезопасность при обслуживании электрических сетей
Электробезопасность при обслуживании электрических сетей регламентируется Правилами техники безопасности, а также Правилами Регистра. В соответствии с послед- ними, установлены следующие значения безопасного напряжения на судах: 1. 55 В между полюсами постоянного тока; 2. 55 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе. При этом под безопасным понимают напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Степень поражения человека электрическим током зависит от ряда факторов, глав- ными из которых считают силу тока, его род и частоту, продолжительность воздействия приложенного напряжения и др. Смертельно опасной силой тока обычно считается 100 мА при частоте 50-60 Гц. Электрическое сопротивление человеческого организма при чистой и сухой поверхности кожи составляет десятки кОм, а при загрязненной и влажной коже уменьшается до 0, 6-1, 0 кОм. Наибольшую опасность представляют также контакты с токоведущими частями, при которых ток проходит через важнейшие жизненные центры организма - сердце, лег- кие, мозг. Опасность поражения электрическим током во многом зависит от характера поме щения, в котором находятся или работают люди. В этом отношении судовые помещения делят на 3 категории: 1. помещения с повышенной опасностью, которым присуще одно из следующих условий: повышенная влажность (более 75 %); высокая температура (более 30 °С); токо- проводящие палубы и настилы; возможность одновременного контакта человека с метал- лическими корпусами электрооборудования и металлическими предметами, заземленными на корпус судна. К таким помещениям относятся камбузы, провизионные кладовые, МКО и румпель ные отделения. 2. помещения особо опасные, которым присущи одновременно 2 или более перечис ленных выше условий, а также при наличии сырости (при относительной влажности до 100 %) или химически активной среды (едких паров, газов, жидкостей), способных разру- шить изоляцию токоведущих частей. К таким помещениям относятся коффердамы, танки, цистерны, прачечные, бани и др. 3. Помещения, не имеющие условий, создающих повышенную или особую опас- ность. Для надежного обеспечения электробезопасности на судах предусматривают целый комплекс мероприятий: 1. ограничение напряжения в главных цепях и цепях управления до 230 В постоян- ного тока и 400 В переменного тока (кроме судов с ГЭУ), до 42 В для переносных инстру- ментов, до 12 В для ручных переносных светильников. 2. ограничение выбора систем распределения электроэнергии. На судах применяют 3-проводные системы с изолированной или компенсирован- ной нейтралью. При 1-фазном касании токоведущих частей в системе с изолированной нейтралью значение тока, протекающего через тело человека, меньше, чем в системах с заземленной нейтралью (оно определяется в основном электрической емкостью электросети относи- тельно корпуса). При компенсации нейтрали сила тока значительно уменьшается. 3. Использование СЭО в морском исполнении, а также надежную изоляцию и за- крытие токоведущих частей. 4. Применение защитного заземления, т. е. электрического соединения с корпусом судна корпусов электрических машин, металлических частей кожухов, корпусов пускоре гулирующей аппаратуры и распределительных устройств, светильников, измерительных приборов и др., работающих при напряжении свыше 12 В. Человек, прикоснувшийся к заземленному корпусу электродвигателя М, оказавше- муся под напряжением, окажется включенным параллельно замыкающей перемычке X (рис. 6.19).
Рис. 6.19. Схема защитного заземления корпуса приемника электроэнергии
Сопротивление перемычки во много раз меньше сопротивления тела человека. Поэтому основная часть тока замыкания будет проходить через перемычку в виде тока I На схеме резисторами r 5. Использование защитных устройств, снимающих напряжение при проникнове- нии человека в опасную зону; применение индивидуальных защитных средств и изолиро- ванного инструмента, а также устройств защитного отключения и замыкания, компенсато ров токов замыкания и др. Для защиты от статического электричества используют материалы, имеющие удель ное электрическое сопротивление не более 106 Ом*см, т. е. не являющиеся диэлектриче- скими, и тщательно заземляют оборудование на корпус судна. Перед началом работ с частичным или полным снятием напряжения электротехни- ческий персонал обязан выполнить следующие мероприятия: 1. осуществить необходимые отключения; 2. вывесить запрещающие плакаты " Не включать - работают люди! "; проверить отсутствие напряжения на токоведущих частях заведомо исправным индикатором (при этом отсутствие напряжения должно быть проверено между фазами и на каждой фазе по отношению к заземленным частям); 3. непосредственно после проверки отсутствия напряжения, в необходимых случа- ях, наложить переносные заземления; 4. вывесить плакат " Работать здесь". При аварийных работах на неотключенных токоведущих частях необходимо: 1. работы выполнять только вдвоем (со страхующим). 2. токоведущие части, на которых не предусматриваются работы, оградить диэлектрическими матами и.др.; 3. работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, в головном уборе, диэлектрических галошах или стоять на диэлектрическом коврике; 4. пользоваться электроинструментом с изолированными рукоятками. 8.3. Пожарная безопасность при обслуживании электрических сетей Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением ПТЭ СТС и правил техники безопасности. Температура отдельных частей электрооборудования и оболочек кабелей и прово- дов не должна превышать допустимую классом изоляции. Необходим систематический контроль состояния сопротивления изоляции электро оборудования и электрических сетей. Категорически запрещается использовать бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости для протирания коллектора, щеток и других частей электрических машин, нахо- дящихся под напряжением. В коммутационно-защитных аппаратах должны быть исправные дугогасительные устройства. Токи уставок расцепителей АВ и плавких вставок должны соответствовать расчет- ному току нагрузки. В аккумуляторных помещениях нельзя пользоваться открытым огнем, в них следу- ет применять светильники взрывобезопасного исполнения с вынесенными наружу выклю- чателями. Включают вентилятор до начала заряда АБ и выключают спустя некоторое время после окончания заряда, что позволяет избежать образования взрывоопасной смеси выделенных при заряде газов и воздуха. Необходимо тщательно проверять состояние опрессовки, пропайки кабельных нако нечников и плотность их закрепления на контактных шпильках. Следствием неплотной опрессовки или некачественной пропайки является плохой контакт между жилой и наконечником. В таких местах резко увеличивается переходное сопротивление и количество выделяемой в нем теплоты, что может привести к пожару электрооборудования. На нефтеналивных судах, помимо обычных защитных заземлений, применяют за- земление корпуса судна, т. е. электрическое соединение корпуса с заземлением на берегу или с корпусом другого судна. После постановки судна к причалу заземляющий кабель подают на берег и надежно соединяют с береговым трубопроводом. Затем включают рубильник в цепи заземляющего кабеля, тем самым уравнивая потенциалы корпуса судна и берегового трубопровода. Отключают заземляющий кабель в обратном порядке. Таким образом, соединение и рассоединение трубопроводов проводятся при зазем ленном корпусе судна, что позволяет избежать искрообразования между фланцами обоих трубопроводов в момент их касания или разделения вследствие разности потенциалов берегового трубопровода и корпуса судна. Контрольные вопросы 1. В чем заключаются достоинства и недостатки радиальной, магистральной и смешанной систем распределения электроэнергии? 2. Чем отличаются судовые кабели от проводов? 3. Почему для защиты АД предпочтительнее применять АВ, а не предохранители? 4. Назовите общие требования к защитным устройствам. 5. Каким образом обеспечивается избирательность защиты электрических сетей по времени и току? 6. Как влияют на сопротивление изоляции судовой сети длина кабельных трасс и количество включенных приемников электроэнергии? 7. Почему стрелка мегаомметра типа М1101 отклоняется в разные стороны при из мерении R 8. Каким образом исключается влияние исполнительной части блока БКИ-2 на результат контроля сопротивления изоляции? 9. Каковы основные особенности автоматической системы диагностирования изоляции? 10. Перечислите методы сушки электрических машин. В чем особенность каждого из них? 10. Каким образом подавляются высокочастотные помехи радиоприему при заземлении оболочек кабелей? 11. Перечислите основные меры электро- и пожаробезопасности при обслуживании электрических сетей.
|