Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность политики. Основные теоретические подходы






Слово «политика» возникает в середине первого тысячелетия до н.э. Оно происходит от греческого слова «полис», что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления государством.

Слово «политика» введено в оборот Аристотелем. Он видел в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек – животное политическое, т.е. общественное. Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, с разложением первобытного строя, усложнением социальной структуры, возникновением экономического неравенства. В таком обществе появляются новые механизмы властных отношений, господство одних социальных групп над другими.

Политическая власть должна была выразить интересы целого общества через согласование групповых интересов. Так появляются государство и право. Задача политики состояла в том, чтобы обеспечить целостность и эффективность функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности, учета интересов различных социальных слоев и классов.

Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика – это процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. В политическом процессе определяются цели политики, принимаются решения, осуществляется контроль и анализ полученных результатов, определяются новые цели.

Политика – это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном обществе.

В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. Например, политика фирмы, политика руководителя какой-либо организации. В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из нескольких подходов: социологического, субстанционального и системного.

1. Социологический – основывается на характеристике политики через другие общественные явления: экономику, право, мораль, культуру.

2. Субстанциональный (сущностный) – ориентирован на раскрытие первоосновы внутренней сущности политики.

3. Системный – политика – это не застывшее законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

Политический процесс зачастую сравнивают с борьбой за власть.

Политика – это сфера деятельности и поведения лиц, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ.

Компоненты политики:

1. Организационный компонент – в него входят политические институты как центры управления общественными процессами и их регулирования (президент, правительство, парламент, партии, СМИ).

2. Политические отношения – характеризуют особенности деятельности, направленность на власть, отношения властвования и подчинения.

3. Содержательный компонент – политические ценности, цели, мотивы политической деятельности, политические проблемы, механизмы принятия решений.

4. Политическое сознание – политика выступает механизмом реализации социальных проектов.

5. Политические процессы – связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Функции политики:

· Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности

· Выражение и защита социально значимых интересов различных слоев и групп общества

· Структурирование политической системы общества

· Предотвращение и регулирование социальных конфликтов

· Формирование политического сознания граждан.

8. Власть как системообразующая категория политической науки. Легитимность и легальность власти.
Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы им есть политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”. Самым приемлемым является определение ее как способности, права и возможности распоряжаться кем-нибудь или чем-либо, решающе влиять на доли, поведение и деятельность людей с помощью авторитета, воли, принуждения, силы и тому подобное.

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Большинство ученых считают, что источником власти является политическое господство, которое появляется как господство интереса, имеет много форм, основной из которых власть.

Качество взаимоотношений власти и подвластных выражают понятия легитимность и легальность.
Политическая легитимность - это общественное признание власти и ее права на управление. Легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. Первое понятие носит более оценочный, этический характер, второе - юридический.
Легитимность имеет свои степени и никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима. В мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство граждан, в той или иной степени убежденных в легитимности власти.
Понятие легитимность было введено в политическую науку М.Вебером. Он предложил различать три «идеальных типа» легитимности и признавал смешанную легитимность.
Первый тип легитимности, по М.Веберу, - традиционная легитимность, которая основывается на вере в обычаи и традиции, нередко освящается авторитетом патриархальных устоев.
Второй тип - харизматическая легитимность. Слово «харизма» в переводе с греческого языка означает «божественный дар». Этот тип легитимности основан на популярности политического деятеля, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.
Третий тип легитимности - рациональная легитимность. Она опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Первые два типа легитимности политической власти - традиционный и харизматический - характерны для государств с неразвитой политической системой. В этих государствах и уровень экономического развития невысок. Процветание некоторых из них обусловлено главным образом природными богатствами. Так, Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт богаты нефтью, экспорт которой позволяет обеспечить благополучие части общества. Рациональная легитимность характерна для государств с высокоразвитой политической системой и эффективной экономикой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал