Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистская доктрина общественно-политического развития.






Одним из влиятельнейших направлений социально-политической мысли во второй половине XIX века стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс (1818—1883 и Фридрих Энгельс (1820—1895).
Для понимания марксистской политологической мысли чрезвычайно важно уяснение основных периодов в создании и развитии марксистского учения. В работе «Исторические судьбы учения Карла Маркса» В. И. Ленин выделил три основных периода в создании и развитии этого учения.
Первый период — возникновение марксизма — с 1842 года по 1848 год. Второй — от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны. Третий период — от Парижской коммуны до конца жизни и деятельности основоположников марксизма.
Первый период характеризовался тем, что в течение него произошел переход К. Маркса и Ф. Энгельса от революционного демократизма к социализму. К этому периоду относятся статьи К. Маркса в «Рейнской газете», статьи Маркса и Энгельса В «Немецко-французском ежегоднике», их совместные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Нищета философии».
Период формирования марксизма завершился написанием «Манифеста Коммунистической партии». В этой работе четко изложены основные идеи марксизма.
После появления «Манифеста Коммунистической партии» начался этап развития марксизма, который, в свою очередь, включает два периода: от революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны и после Парижской коммуны.
В период от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны учение К. Маркса и Ф. Энгельса изложено во многих работах, основными из которых являются следующие: «Обращение Центрального Комитета к Союзу коммунистов», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Революция и контрреволюция в Германии», «К критике политической экономии», «Капитал».
После Парижской коммуны марксизм получил развитие в таких работах К. Маркса и Ф. Энгельса, как «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Развитие социализма от утопии к науке» и других.
Краткое изложение марксистского учения дано самим Карлом Марксом в предисловии к работе «К критике политической экономии»- «В общественном производстве своей жизни — писал К. Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуpy общества, реальный базис, па котором возвышается юридическая и политическая надстройка... Способ производства материальной жизни составляет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще... На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социиальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., лье Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13. — С. 6—8). Центральное место в марксистском учении занимает социально-экономический анализ капитализма, раскрытие его структуры, функционирования. Анализируя капиталистическое общество. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что в недрах этого общества постоянно присутствуют и разрастаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, трудом и капиталом. Причина этих противоречий — в неравном отношении классов к средствам производства. Для устранения указанных противоречий, подчеркивали они, необходимо обобществление собственности на средства производства. Осуществление этого возможно в результате социалистической революции. Эта революция, по Марксу, — результат разрешения противоречий капиталистического общества. Капитализм создает не только соответствующие для социалистической революции условия, по и силу, способную ее осуществить — пролетариат. В отличие от прежних революций, которые сменяли одну форму эксплуатации другой, социалистическая революция, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, должна уничтожить частную собственность, утвердить общественную собственность, а тем самым ликвидировать всякую эксплуатацию. Эта революция, но их мнению, будет означать переход к уничтожению классового деления общества, утверждению нового общества.


7. Формирование многопартийности в Республики Беларуси
Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.
Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения.
На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было зарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов, 41 политическая партия,
38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активность населения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997 году зарегистрировано
421 объединение.
В результате объединения отдельных партий, а также их самоликвидации 6 политических партий были исключены Министерством юстиции из Государственного реестра политических партий.
В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6 политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29 политических партий.
Для сравнения:
В России на федеральном уровне зарегистрировано свыше 90 общероссийских партий, около 50 общероссийских политических движений, множество других общественных организаций, имеющих политические цели
При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.
К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в " мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и другие).
Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия " Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.
Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.
В чем особенность белорусской многопартийности?
Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.
Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться.
Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии и движения, претендующие на выражение и представительство в структурах власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием.
Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сути дела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не " звезды", а " карлики", многие из которых практически бездействуют.
По данным Министерства юстиции, опубликованным в газете " Звязда" 3 марта 1998 года, среди самых многочисленных партий — Партия коммунистов Белорусская (Калякин) — 10 429, Либерально-демократическая партия (Гайдукевич) — 3985, Коммунистическая партия Белоруссии (Чикин) — 7011, партия Белорусского Народного Фронта (Позняк) — 2338, Объединенная гражданская партия (Богданкевич) — 2500, Белорусская социал-демократическая партия " Народная Громада" (Статкевич) — 1729, Социал-демократическая партия народного согласия (Сечко) — 1795, Белорусская крестьянская партия (Лугин) — 1647, Белорусская патриотическая партия (Баранкевич) — 1342.
Необходимо отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале 1998 года о численном составе политических партий и их деятельности, количество членов почти всех партий в течение пяти лет уменьшилось в несколько раз. Например, на момент регистрации в рядах Белорусской крестьянской партии состояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической партии — 19, Партии БНФ — 5, Партии коммунистов Белорусской — 20 тысяч человек.
В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.
В-четвертых, становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь " О политических партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР " Об общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года, и " Временного положения о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР" (1990 год). Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия " политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.
В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.
Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. Понятно, это — болезнь роста, развития. К сожалению, она пока прогрессирует.
Как развивался процесс многопартийности в республике?
Весна 1991 года явилась социальным половодьем, вызвавшим появление ряда политических партий (ОДПБ, БСДГ, БХДС), которые, возникнув на волне эйфорической критики монопольно правящей КПБ, широко использовали митинговую практику работы.
Пик активности политических партий — 1995 год, когда проходили выборы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.
Парламентские выборы позволили выявить степень поддержки различных партий избирателями на данном этапе. В высший законодательный орган страны своих представителей сумели провести 16 партий. Депутатские мандаты распределились следующим образом: Партия коммунистов — 45, Аграрная партия — 33, Партия народного согласия — 8, Объединенная демократическая партия — 5, Гражданская партия — 2, Белорусская социал-демократическая партия — 2, Партия всебелорусского единства и согласия — 2. По одному депутату было избрано от Белорусского патриотического движения, Партии " зеленых", от партий труда и справедливости, социалистической, крестьянской, народной, социально-спортивной, экологической, труда. В новый парламент было избрано также 96 беспартийных депутатов.
Необходимо отметить, что левое крыло политических сил Беларуси по итогам парламентских выборов выглядело достаточно весомо.
Парламентские партии продемонстрировали тогда некоторую политическую зрелость и умение приходить к согласию. В результате взаимодействия лидер Аграрной партии С.Шарецкий был избран Председателем Верховного Совета, а председатель Партии коммунистов Белорусской В.Новиков — его первым заместителем.
В составе Верховного Совета 13-го созыва было сформировано пять парламентских фракций: коммунистов (45 человек), аграриев
(49 человек), " Гражданское действие" (18 человек), " Согласие"
(61 человек), социал-демократическая фракция " Союз труда"
(15 человек).
В 1994 году в нашей стране была принята Конституция, измененная и дополненная путем референдума 1996 года. За это время политический процесс в Беларуси резко изменился, что в свою очередь повлияло на партийные взаимоотношения в стране. Если до лета 1996 года отличительной чертой развития партий Беларуси являлся антагонизм двух ведущих среди них — ПКБ и БНФ, то с осени 1996 ситуация резко изменилась. Партии- антагонисты объединились по ряду принципиальных положений в единую оппозицию.
Как должны взаимодействовать органы государственной власти с политическими партиями и общественными движениями?
В России, например, есть опыт функционирования Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, в который вошли члены партий, не представленных в парламенте. Через этот совет власть ведет диалог с политическими организациями.
У нас в республике предпринимались попытки поиска форм диалога с политическими партиями и общественными организациями, но они были нерезультативными.
По мнению С.Посохова, бывшего помощника Президента Республики Беларусь, в Беларуси можно создать такой же, как в России, совет, но без участия представителей БНФ и ПКБ, которые, как утверждает он, представляют непримиримую оппозицию и вообще отказываются от сотрудничества с властью в любой форме, " объединившись в альянс на основе ненависти к Президенту и проводимому им курсу".
В августе 1998 года Администрация Президента Республики Беларусь объявила о создании Общественного консультативного совета при Президенте. Эту инициативу поддержали представители 20 общественных объединений и политических партий.
Необходимо отметить, что из более чем сорока зарегистрированных в тот момент в республике партий свои подписи под заявлением о создании Совета поставили представители только десяти из них: Белорусской крестьянской партии, Белорусской народной партии, Белорусского научно-производственного конгресса, Белорусской объединенной спортивной партии, партии " За социальную справедливость", Белорусского христианско-демократического союза, КПБ, ЛДП, Республиканской партии и социал-демократической партии народного согласия.
Две наиболее крупные в стране партии — Объединенная гражданская и партия Белорусского Народного Фронта — категорически отказались от участия в Общественном консультативном совете. Бывший помощник Президента С.Посохов считает, что " они не доросли до политического диалога".
Сторонники создания консультативного Совета полагают, что он мог бы выполнять функции совещательного органа при Президенте. В рамках Совета могли бы проводиться необходимые политические консультации, обсуждение общественно значимых проектов, что позволило бы наладить обратную связь между партиями, общественными объединениями и органами государственной власти.


8. Избирательное право, избирательные системы. Абсентеизм и его причины.
Избирательное право
— это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.
Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. В Конституции Республики Беларусь (Раздел 3. Конституции Республики Беларусь) зафиксированы принципы всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают.
Электорат - электорат (от лат. elektor — избиратель), обозначает круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Принято различать активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное правоэто право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово- национальные и другие ограничения — цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно.
Пассивное избирательное правоэто право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным.

Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в стране не менее 10 лет.

Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, обладающий избирательным правом, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Этого требует принцип разделения властей. В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции, депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, но не может быть также и депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий.

В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная система абсолютного большинства
В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majoirite –- большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Что касается второго тура выборов Президента Республики Беларусь, то они считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Мажоритарная система относительного большинства
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.
Пропорциональная система
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.
Смешанные избирательные системы
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. На такой основе проходят выборы в Германии. Так, одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.
Абсентеизм. Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня. Во многих странах абсентеизм — достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было. Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования могут налагаться моральное порицание, штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Турции, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важнейшая гражданская обязанность.

9.Избирательная система РБ.
Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов.
Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.
Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов.

Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за 35 дней, а заканчивается за 25 дней до выборов, кандидатов в депутаты – начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.
Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов.
К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования.

Окончательный этап-сообщение об итогах выборов.

10. Референдум.
Референдум - народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. Родиной референдума является Швейцария. В марте 1991 г. проводился в референдум по вопросу о сохранении СССР. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 73–78) могут проводиться республиканские и местные референдумы. На республиканский референдум выносятся важнейшие вопросы, касающиеся всего государства и общества. На местный – имеющие значение для населения поселка, города, района либо области. Республиканские референдумы в Республике Беларусь проводились 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициативе, либо по предложению двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тыс., причем каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал