Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Права человека – составляющая идеологии бел. гос-ва.
Понятие прав человека. Изложение идей и ценностей политического, социально-экономического и социо-гуманитарного характера, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, правильным будет начать с рассмотрения статуса человека в нашем обществе. Такой подход диктуется сущностью и внутренней логикой Основного Закона белорусского государства. Неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Ныне он получил свое нормативно-правовое закрепление в статье 2 Конституции Республики Беларусь. В ней он выражен следующим образом: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Однако обычно термин «право» означает гарантированную законом возможность осуществления человеком конкретного действия (например, право избирать и быть избранным), а термин «свобода» понимается как более широкая возможность индивидуального выбора, не устанавливая его конкретного содержания (например, свобода слова, вероисповедания и т.д.). Таким образом, права человека — это признаваемые политическим сообществом и охраняемые посредством закона естественные возможности самореализации индивида, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу в различных сферах общественной жизни. После Второй мировой войны развернулся процесс международно-правового закрепления прав и свобод человека. В настоящее время основополагающим в области прав человека является документ под названием «Международный билль о правах человека», который представляет собой совокупность пяти документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и два Факультативных протокола ко второму из указанных пактов (1966 и 1989). К числу важнейших международно-правовых документов принято относить также Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) и Европейскую социальную хартию (1961). Все они служат в качестве основных источников конституций и других законодательных актов современных государств, в которых определяются права и свободы их граждан. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах. Более того, как отмечают эксперты, в ней значительно шире, глубже и конкретнее, чем это сделано в международных актах, отражены политические и другие права человека. Обратите внимание на то, что при формировании идеологии белорусского государства и определении основных политических ценностей в Конституции Республики Беларусь идея правового государства совершенно естественным образом соединилась с идеей социального государства, т.е. государства, которое проводит активную социальную политику. Почему? Во-первых, потому, что в ХХ веке в передовых идеологиях Запада, которые являлись одним из источников формирования национальной идеологии Республики Беларусь, уже была осознана необходимость активного вмешательства государства в процессы распределения доходов в обществе, понята недопустимость их стихийного протекания, которое приводит к сильной имущественной дифференциации и формированию большого количества бедных, что делает общество нестабильным. Поэтому мысль о том, что государство посредством соответствующих мер должно проводить целенаправленную политику формирования в обществе многочисленного " среднего класса" вошла в комплекс идей формирующейся идеологии независимого белорусского государства. Во-вторых, не нужно забывать, что Республика Беларусь являлась наследницей БССР – государства, в котором всегда проводилась активная социальная политика, направленная на обеспечение благосостояния всех граждан общества. От этой традиции независимое белорусское государство не собиралось отказываться. Статья 21 Конституции Республики Беларусь подчеркивает, что каждый в обществе имеет право на достойный уровень жизни. Социальное государство – это государство, которое поддерживает с помощью разнообразных социальных программ (развитие образования, медицины, пособия для малоимущих) беззащитных перед лицом рыночной конкуренции социально слабых слоев населения. При этом молодое белорусское государство учитывало, что, с одной стороны, не каждый в обществе нуждается в государственной помощи (граждане с высокими доходами), а с другой, – не каждый нуждающийся эффективно использует помощь государства, поэтому оно должно следить за тем, чтобы эта помощь не порождала иждивенчество. Необходимо помнить, что идея правового социального государства для нашей страны является в определенной мере уже реализованной, но одновременно – это в значительной степени тот идеал, к достижению которого должно прийти наше общество.
|