Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. В учебном процессе рекомендуется использование следующего издания:Стр 1 из 85Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В учебном процессе рекомендуется использование следующего издания: Шариков В.И. Статистика: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2010. – 250 с. РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА Шариков В.И. «Статистика» Учебное пособие
Москва «Советский спорт» Рецензенты:
Родигин Л. А., к.э.н., профессор кафедры информатики Российской международной академии туризма Ревякин А.М., к.ф.- м.н., доцент кафедры высшей математики № 2 Московского государственного института электронной техники (Национального исследовательского университета)
Автор: Шариков В.И. Статистика: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2010. – с.
ISBN
Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Статистика». Излагаются основные вопросы общей теории статистики, раскрываются базовые статистические методы, применяемые в экономических исследованиях, приводятся решения типовых примеров. Издание может быть использовано при проведении практических занятий, курсовом проектировании и для самостоятельной подготовки к экзамену. Для студентов высших учебных заведений всех форм обучения.
УДК ББК
© Шариков В.И., 2010 © Российская международная академия туризма, 2010 Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………......…..….................4 Глава 1. Предмет, метод и задачи статистики как науки ………………………………...6 1.1. Понятие статистики…......…………………………………………………………………………….……6 1.2. Развитие статистики как науки……………………………………………………………………….…7 1.3. Предмет, метод и основные категории статистики ………….…………………………..……….8 1.4. Организация государственной статистики в Российской Федерации…………………..…..11 Глава 2. Статистическое наблюдение …………………………………………………......…….…13 2.1. Понятие статистического наблюдения. Требования, предъявляемые к статистической информации……………………………………………………………………………………………………….13 2.2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения………………………………………………………………………………………………………………...14 2.3. Организационные формы статистического наблюдения……………………………………….16 2.4. Виды и способы статистического наблюдения…………………………………………………....17 2.5. Ошибки статистического наблюдения и контроль его результатов………………………...18 Глава 3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения …….21 3.1. Статистическая сводка: понятие, элементы и классификация………………………………..21 3.2. Статистическая группировка: понятие, задачи и виды…………………………………………22 3.3. Принципы построения статистических группировок и классификаций……………….…..24 3.4. Выполнение группировки по количественному признаку……………………………….….…25 3.5. Статистические ряды распределения…………………………………………………………..…….28 3.6. Статистические таблицы………………………………………………………………………………...35 3.7. Статистические графики………………………………………………………………………………...39 Глава 4. Обобщающие статистические показатели …………………………………….…..48 4.1. Виды и значение обобщающих статистических показателей…………………………….….48 4.2. Абсолютные статистические величины……………………………………………………………49 4.3. Относительные статистические величины ………………………………………………….…….51 Глава 5. Средние величины ……………………………………………………………………………56 5.1. Сущность и значение средних величин…………………………………………………………….56 5.2. Виды степенных средних и методы их расчета……………………………………………….…57 5.3. Структурные средние величины………………………………………………………………….….63 Глава 6. Показатели вариации ………………………………………………………………….….…69 6.1. Понятие вариации ………………………………………………………………………………….……..69 6.2. Показатели вариации……………………………………………………………………………….…….70 6.3. Правило сложения дисперсий…………………………………………………………………….……76 6.4. Показатели структуры распределения………………………………………………………………78 6.5. Показатели формы распределения……………………………………………………………………80 Глава 7. Выборочное наблюдение …………………………………………………………………...88 7.1. Понятие выборочного наблюдения…………………………………………………………………..88 7.2. Виды, методы и способы отбора………………………………………………………………………90 7.3. Ошибки выборки…………………………………………………………………………………………..93 7.4. Определение необходимой численности выборки……………………………………………...100 7.5. Малая выборка…………………………………………………………………………………………….102 7.6. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность…………………………………………………………………….….103 Глава 8. Анализ рядов динамики ………………………………………………………………..….105 8.1. Ряд динамики: понятие и классификация…………………………………………………………105 8.2. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики……………………………………….107 8.3. Аналитические показатели ряда динамики…………………………………………………….…109 8.4. Средние показатели в рядах динамики…………………………………………………………….112 8.5. Методы выявления основной тенденции (тренда) в рядах динамики…………………….114 8.6. Измерение сезонных колебаний……………………………………………………………………..120 8.7. Анализ рядов динамики и прогнозирование……………………………………………………..124 Глава 9. Экономические индексы ………………………………………………………………….130 9.1. Индексы: понятие, значение и классификация…………………………………………………..130 9.2. Индивидуальные и общие индексы…………………………………………………………………132 9.3. Агрегатные индексы…………………………………………………………………………………….133 9.4. Средние индексы…………………………………………………………………………………………138 9.5. Индексный анализ средних величин: индексы постоянного, переменного составов и структурных сдвигов………………………………………………………………….….140 9.6. Цепные и базисные индексы…………………………………………………….…………………….143 9.7. Индексные системы и факторный анализ…………………………………………………………146 9.8. Идеальный индекс Фишера…………………………………………………………………………....150 Глава 10. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений ……………………………………………………………………………………………………….…152 10.1. Виды и формы взаимосвязей между явлениями……………………………………………….152 10.2. Методы выявления корреляционной связи……………………………………………………...155 10.3. Уравнение парной регрессии………………………………………………………………………..157 10.4. Уравнение множественной регрессии…………………………………………………………….160 10.5. Показатели тесноты связи между количественными признаками………………………..161 10.6. Показатели тесноты связи между качественными признаками…………………………...168 10.7. Ранговые коэффициенты связи……………………………………………………………………..171 Заключение ………………………………………………………………………………...............................175 Приложения ………………………………………………………………………………….........................176 Библиографический список …………………………..……………………………...........................185
Введение В современном обществе статистика является одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Эффективность принимаемых управленческих решений на уровне отдельной туристской фирмы, региона, государства в целом, зависит от наличия полной и достоверной статистической информации. Предметом статистики являются массовые явления социально-экономической жизни. К числу таких явлений относится туризм. В туристской сфере неотъемлемой частью деятельности любого предприятия является проведение статистического наблюдения, анализ полученной информации, ее практическое применение. Владея информацией, предприятия смогут эффективнее решать поставленные задачи. Статистическое наблюдение помогает предприятию реализовать маркетинговую стратегию, гибко реагировать на изменение рынка, сделать обоснованный выбор. Принятие управленческих решений на всех уровнях управления невозможно без должного статистического обеспечения. Современная статистика представляет собой эффективный инструмент подготовки управленческих решений на базе анализа сложившейся экономической ситуации и разработки прогноза ее развития. Поэтому экономисту, финансисту, менеджеру и маркетологу необходимо знать основные методы сбора, обработки и анализа массовых данных. В частности менеджер туристского предприятия должен уметь использовать различные статистические методы при решении конкретных задач в своей профессиональной деятельности. Статистические расчеты не только придают количественную значимость принимаемым решениям, но и позволяют повысить их эффективность, избежать ошибок и излишних затрат ресурсов. На основе этих данных менеджер туризма может сформировать информационную базу. Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер, не зависят от отраслевой принадлежности предприятий, и позволяют менеджеру: § анализировать состояние фирмы; § разрабатывать варианты управленческих решений; § выбирать наиболее эффективные решения; § оценивать влияние этих решений на результаты деятельности. Статистика занимает важное место в системе высшего экономического образования как базовая дисциплина, формирующая профессиональный уровень современного специалиста в области экономики и финансов. Преподавание статистки в вузе преследует две основные цели: 2) повышение общего уровня аналитического мышления студентов при проведении экономико-статистического анализа. Статистика состоит из двух разделов – общей теории статистики (разрабатывает статистическую методологию, статистический метод общий для всех отраслевых статистик) и социально-экономической статистики (используется при статистическом изучении экономики в целом). Знания статистической методологии и практические навыки проведения экономико-статистических расчетов помогут при освоении специальных дисциплин профессиональной подготовки - экономики, маркетинга, менеджмента, управления персоналом и др. В учебном пособии изложены основные теоретические сведения по курсу общей теории статистики, иллюстрируемые примерами по каждой теме курса. Цель учебного пособия – помочь студентам разных форм обучения овладеть основными приемами обработки статистических данных, практическими навыками вычисления и анализа статистических показателей. Содержание и структура учебного пособия позволяют использоватьего на всем протяжении изучения курса статистики, помочь наиболее результативно организовать работу по овладению статистическими методами, выполнению самостоятельных заданий и курсового проекта.
|