Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация статистических признаков
1. по характеру выражения: - количественные – выражаются числами (стаж сотрудника, число туристов и т.д.); - качественные (атрибутивные) – не имеют числового выражения, представляют собой смысловые понятия и выражаются словесно (форма собственности, пол сотрудника и т.д.). 2. по отношению ко времени: - моментные – характеризуют изучаемый объект в какой-то момент времени (численность туристов, стоимость основных фондов); - интервальные – характеризуют результаты процессов за интервал времени: день, месяц, год и пр. (объем продаж, численность сотрудников). 3. по характеру вариации: - дискретные – количественные признаки, не имеющие промежуточных значений между отдельными значениями числового ряда (число туристов группы, количество турфирм города); - непрерывные – принимают любые значения из заданного диапазона. Как правило, это расчетные величины (рентабельность, темп роста объема продаж); - альтернативные – могут принимать только два значения (наличие или отсутствие определенного свойства). Например, пол сотрудника (мужской или женский). 4. по способу взаимовлияния: - факторные - независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки. - результативные – зависимые признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков. Например, стаж работы, квалификация менеджера – факторные признаки; производительность труда – результативный. Статистический показатель - это количественная или качественная обобщающая характеристика группы единиц или всей совокупности. Виды статистических показателей: · объемные (численность населения); · расчетные (средние величины); · плановые; · отчетные. Пример. Объем продаж конкретной фирмы – признак; средний объем продаж всех фирм города – показатель. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающих взаимосвязи, существующие между явлениями. Замечание. Статистический показатель строится обобщением значений признака и определяется: 1) суммированием абсолютных значений признака (численность туристов, сотрудников фирм); 2) вычислением средних значений признаков (средняя производительность труда, средняя заработная плата) и относительных величин (индексы цен на туруслуги, темпы роста объемов продаж). Изучение статистических показателей позволяет: 1) дать обобщающую характеристику явления; 2) выявить и изучить статистические закономерности. Вариация признака – различие в числовых значениях признака у единиц совокупности. Если между статистическими показателями определяется устойчивая связь, то следует говорить о статистической закономерности. Статистические закономерности выявляются при массовом наблюдении благодаря действию закона больших чисел, который гласит: количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. К задаче статистики как науки можно отнести изучение уровня, структуры, взаимосвязей и динамики социально-экономических явлений и процессов.
|