Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Количественные и качественные методы исследования
Количественные исследования предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования (население, предприятия и т.д.). В основе методик количественных исследований лежат математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). массовый опрос (случайно отобранная группа людей неспециалистов по теме опроса); экспертный опрос (респонденты - специалисты по теме опроса); глубинное интервью, т.е. беседа по теме в свободной форме; фокусированный опрос, который предполагает сбор данных по конкретной ситуации с предварительной подготовкой респондентов; социометрический опрос служит для измерения внутригрупповых отношений. Анкетирование (почтовое, через газеты и журналы, в сети ИНТЕРНЕТ). Анкетирование Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Почтовый опрос Почтовый опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты. Вместе с тем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них - неполный возврат анкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют их исследователям. Разновидность почтового опроса - прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует два вида такого опроса. Один - когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного печатного органа. Второй - когда через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме. Интервьюирование В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Фокусированное интервью – оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью. II. Метод анализа документов «content» - содержание. Контент-анализ – методика выявления частоты появления в тексте интересующих исследователя характеристик. Цель: анализ намерений создателя текста и возможных реакций адресата. Источники: аудиоматериал: радиопередачи, прямая речь, аудиозаписи. видеоматериал: телепередачи, кино текст: пресса, литература, форумы, документы. Принципы контент-анализа: Объективность – исследуемые характеристики должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах. систематичность – формальные, беспристрастные признаки. научная строгость – соблюдение всех этапов исследования репрезентативность количественный характер анализа
|