Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление отраслями административно-политической сферы
административно-правовые основы управления в области обо- роны. Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Под обороной Республики Беларусь понимается система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства. Основным правовом актом, закрепляющим основы организации обороны Республики Беларусь, является закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. № 1902-XІІ «Об обороне». В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Республики Беларусь[135]. Для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные силы, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также привлекает органы внутренних дел, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям. В соответствии со ст. 4 закона «Об обороне» организация обороны включает: – анализ, оценку и прогнозирование развития военно-политической обстановки; – разработку основных направлений военной политики и военной доктрины Республики Беларусь; – правовое регулирование в области обороны и военного строитель-ства; – создание и обеспечение эффективного функционирования военной организации государства; – создание, подготовку и поддержание в необходимой степени мобили-зационной готовности государственных органов и иных организаций, входящих в военную организацию государства, транспорта и коммуникаций; – строительство и развитие Вооруженных сил, других войск и воин-ских формирований, а также планирование их применения; – совершенствование и подготовку к функционированию в условиях военного времени системы управления военной организацией государства, а также экономикой Республики Беларусь; – охрану государственной границы Республики Беларусь и обеспече-ние вооруженной защиты Республики Беларусь; – разработку основных направлений развития вооружения, военной техники, формирование и реализацию программ вооружения, государственного оборонного заказа по разработке, производству, поставкам, совершенствованию и ремонту вооружения, военной техники; – развитие и совершенствование системы информационного обеспе-чения деятельности военной организации государства; – планирование и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне; – координацию деятельности государственных органов и иных орга-низаций по вопросам подготовки населения и территории к обороне; – планирование перевода государственных органов и иных органи-заций и экономики Республики Беларусь на работу в условиях военного времени; – накопление материальных ценностей в государственном и мобили-зационном материальных резервах; – проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях обеспечения обороны; – финансирование расходов на оборону; – контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных сил, других войск и воинских формирований; – обеспечение защиты сведений, составляющих государственную и служебную тайну в области обороны; – международное сотрудничество в целях обеспечения коллективной военной безопасности, участие в разработке и реализации международных договоров в области разоружения и контроля над вооружениями; – накопление, учет и подготовку мобилизационных ресурсов из чис-ла призывников и военнообязанных граждан; – допризывную и физическую подготовку в соответствии с образова-тельными стандартами в учреждениях образования при осуществлении ими обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования; – другие мероприятия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. Общее руководство Вооруженными силами осуществляет Президент, являясь Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ст. 84 Конституции), а также правительство Республики Беларусь. Президент в сфере обороны: – формирует и возглавляет Совет Безопасности; – назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; – назначает на должности и освобождает от должностей высшее ко-мандование Вооруженных сил; – вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угро-зы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики Национального собрания; – определяет задачи органам государственного управления по орга-низации вооруженной защиты Республики Беларусь; – назначает на должности и освобождает от должностей министров обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, председателей Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета и их заместителей, командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, начальника Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны; – утверждает план обороны, определяет задачи военной организации государства по организации вооруженной защиты Республики Беларусь; – вносит на утверждение Национального собрания военную доктри-ну Республики Беларусь, предложения по объему бюджетных ассигнований на оборону; – утверждает концепции военного строительства и строитель-ства Вооруженных сил, планы строительства, развития и применения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, государственную программу оперативного оборудования территории Республики Беларусь, план гражданской обороны, положение о территориальной обороне; – издает правовые акты по вопросам боевой готовности, планиро-вания и ведения военных действий Вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями; утверждает мобилизационные планы Республики Беларусь; – утверждает план накопления материальных ценностей в государ-ственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве; – утверждает государственную программу вооружения; – утверждает структуру и численность Вооруженных сил, других во-йск и воинских формирований, их дислокацию; – осуществляет стратегическое управление военной организацией государства в случае военной угрозы Республике Беларусь или при отражении нападения со стороны другого государства (других государств) через Генеральный штаб Вооруженных сил; – формирует государственные органы военного управления на пери-од военного времени в соответствии с законодательством Республики Беларусь; – решает вопросы, связанные с направлением военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников за пределы Республики Беларусь для выполнения международных обязательств государства в порядке, устанавливаемом законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь (направление указанных лиц за пределы Республики Беларусь осуществляется с их личного письменного согласия); – утверждает положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных сил, Департаменте транспортного обеспечения Министерства обороны, Министерстве внутренних дел, главном управлении командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, а также о транспортных войсках Республики Беларусь; – издает указы об увольнении в запас военнослужащих, выслужив-ших установленные сроки военной службы, и об очередном призыве граждан на срочную военную службу; – награждает государственными наградами военнослужащих и граж-данский персонал Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, присваивает воинское звание «полковник», а также воинские звания высшего офицерского состава; – ведет переговоры и подписывает международные договоры в об-ласти обороны; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законодательством Республики Беларусь в области обороны. Высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях реализации полномочий Президента как Главы государства и Верховного главнокомандующего Вооруженными силами в области обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, является Совет Безопасности. К центральным органам военного управления Вооруженных сил относятся Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных сил. Положение о Министерстве обороны утверждено указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 719 «Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных сил Республики Беларусь». Министерство обороны (Минобороны) является республиканским органом государственного управления, проводящим в пределах своей компетенции государственную политику в области обороны, осуществляющим руководство Вооруженными силами, их подготовкой к выполнению задач по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Минобороны является центральным органом военного управления и состоит из департаментов (в том числе с правами юридического лица), главных управлений, управлений, отделов и групп. В состав Минобороны организационно входит Генеральный штаб Вооруженных сил. Полномочия Минобороны: – разрабатывает предложения по вопросам обороны, формированию военной политики и военной доктрины Республики Беларусь; – издает в пределах своих полномочий правовые акты по вопросам обороны; – организует взаимодействие и координацию деятельности государ-ственных органов и иных организаций по вопросам обороны; – разрабатывает проекты долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обеспечения обороны, предложения по формированию государственного оборонного заказа; – организует управление повседневной и боевой деятельностью Вооруженных сил, оперативной подготовкой органов управления Вооруженных сил; – готовит в пределах своих полномочий предложения о расходах на обо-рону в проект республиканского бюджета на очередной финансовый год; – участвует в разработке концепции строительства Вооруженных сил и реализует ее положения; – участвует в организации мобилизационной подготовки экономики Республики Беларусь, осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению установленных им мобилизационных заданий; – руководит развитием военной науки, организует проведение ис-следований и разработок по модернизации существующих и созданию перспективных образцов вооружения и военной техники; – организует снабжение Вооруженных сил вооружением и военной тех-никой, всеми видами материально-технических средств и довольствия; – разрабатывает и вносит в порядке, установленном Советом Министров, предложения по номенклатуре и объему хранения материальных ценностей государственного и (или) мобилизационного материальных резервов, а также по срокам их накопления для подготовки плана накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и плана накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве; – участвует в осуществлении военного и военно-технического со-трудничества Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями, осуществляет сотрудничество с военными ведомствами других государств; – обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных сил, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; – организует и осуществляет подготовку военных кадров для Вооруженных сил и на договорной основе для других войск и воинских формирований; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодатель-ством Республики Беларусь в области обороны. Минобороны возглавляет министр обороны, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Министр обороны осуществляет свои функции на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Вооруженные силы. Министр обороны по должности является членом Совета Безопасности. Министр обороны непосредственно подчиняется Президенту, а по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции Совета Министров, – и премьер-министру Республики Беларусь. Министр обороны имеет заместителей, в том числе первого заместителя – начальника Генерального штаба Вооруженных сил. Заместители министра обороны назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом по представлению министра обороны. В целях рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности Вооруженных сил в Минобороны создается коллегия в составе министра обороны (председатель коллегии), государственного секретаря Совета Безопасности, начальника Генерального штаба Вооруженных сил – первого заместителя министра обороны, заместителей министра обороны и командующих видами Вооруженных сил, которые являются членами коллегии по должности. Членами коллегии могут являться и другие должностные лица. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Министра обороны. Генеральный штаб Вооруженных сил является центральным органом военного управления, реализующим оперативные функции по управлению Вооруженными силами, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны как в мирное, так и в военное время. С введением военного положения Генеральный штаб Вооруженных сил выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами. В военное время Генеральный штаб по поручению Президента обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства. Генеральный штаб Вооруженными сил организационно входит в состав Минобороны. Составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь является территориальная оборона. Она организуется по территориальнозональному принципу. Территория Республики Беларусь делится на зоны и районы территориальной обороны, границы которых совпадают с административно-территориальными границами областей и районов. Задачи, организация территориальной обороны, порядок взаимодействия ее составных элементов определяются Президентом. Для решения задач территориальной обороны формируются территориальные войска. Они предназначены для выполнения отдельных боевых задач, проведения организационно обеспечивающих мероприятий и работ в интересах вооруженной защиты государства и организационно состоят из воинских частей и подразделений. Комплектование территориальных войск осуществляется в угрожаемый период или с началом военных действий. Основу военной организации государства составляют Вооруженные силы. Они состоят из центральных органов военного управления Вооруженных сил; видов Вооруженных сил; родов войск; специальных войск; вооружения Вооруженных сил; тыла Вооруженных сил; военных учебных заведений, военных комиссариатов и организаций Вооруженных сил. Видами Вооруженных сил являются сухопутные войска, военновоздушные силы и войска противовоздушной обороны. Виды Вооруженных сил, роды войск, специальные войска, вооружение Вооруженных сил, тыл Вооруженных сил состоят из органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил. Органы военного управления, соединения и воинские части обладают правами юридического лица. Военные комиссариаты являются местными органами военного управ ления. Органы местного управления в пределах своих полномочий принимают участие в государственных и общественных мероприятиях, проводимых в области обороны. административно-правовые основы управления в области го- сударственной безопасности. Составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь являются органы государственной безопасности, которые обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Руководство деятельностью органов государственной безопасности осуществляют Президент и Совет Министров в пределах полномочий, делегированных ему Президентом. Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят: – Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ); – управления КГБ по областям (территориальные органы); – управление военной контрразведки КГБ. Управления КГБ по областям и управление военной контрразведки КГБ находятся в подчинении КГБ. Органы государственной безопасности имеют в своем подчинении учреждения образования, организации здравоохранения, воинские части, подразделения специального назначения и иные подразделения. КГБ – республиканский орган государственного управления, проводящий в пределах своей компетенции государственную политику в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществляющий регулирование и управление в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий, координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализующий основные направления деятельности и задачи органов государственной безопасности Республики Беларусь. Положение о КГБ утверждено указом Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 566 «Об утверждении Положения о Комитете государственной безопасности Республики Беларусь», в соответствии с которым основными задачами КГБ являются: – организация и осуществление мероприятий по защите независимо-сти и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечение национальной безопасности в политической, экономической, военностратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах; – руководство органами государственной безопасности, организа-циями и подразделениями, находящимися в подчинении КГБ, а также организация их деятельности; – оценка текущего состояния национальной безопасности, прогно-зирование его развития, а также разработка и осуществление комплекса мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, внесение в соответствии с законодательством предложений Президенту по обеспечению национальной безопасности; – информирование Президента и по его поручению соответствую-щих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности; – разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам и организациям в реализации мер по политическому, социально-экономическому развитию и научно-техническому прогрессу Республики Беларусь; – организация и осуществление в пределах своей компетенции внеш-ней разведки; – разработка и осуществление контрразведывательных мер по пред-упреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда национальной безопасности; – разработка и осуществление в пределах своей компетенции ком-плекса мер по противодействию экстремизму, в том числе борьбе с терроризмом, а также борьбе с организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, ядерных материалов и их компонентов, а также объектов экспортного контроля; – организация и осуществление оперативно-розыскной деятельно-сти, дознания и предварительного следствия для предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов государственной безопасности; – разработка системы правовых, организационных, технических, программных и иных мер по защите государственных секретов, организация и осуществление контроля за обеспечением защиты государственных секретов в государственных органах и иных организациях; – обеспечение государственных органов и иных организаций прави-тельственной и оперативной связью, а также организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной, засекреченной и кодированной связи в Республике Беларусь и организациях Республики Беларусь, находящихся за ее пределами, осуществление государственного контроля за этой деятельностью; – планирование и осуществление в пределах своей компетенции ме-роприятий по организации обороны Республики Беларусь. Важными в сфере управления государственной безопасностью являются вопросы, связанные с защитой государственных секретов. Правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь определяет закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-З «О государственных секретах». Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) – сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с вышеуказанным законом и другими актами законодательства Республики Беларусь. Государственное регулирование и управление в сфере государственных секретов осуществляются Президентом, Советом Министров, а также Межведомственной комиссией по защите государственных секретов при Совете Безопасности, уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов, органами государственной безопасности, Оперативно-аналитическим центром при Президенте. Государственные секреты подразделяются на государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну). Государственная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Служебная тайна – сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом. Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности: для государственной тайны – «Особой важности» и «Совершенно секретно»; для служебной тайны – «Секретно»[136]. Республика Беларусь как суверенное государство имеет свою государственную границу. Органы пограничной службы – государственные органы, участвующие в проведении государственной пограничной политики, обеспечивающие пограничную безопасность Республики Беларусь и выполняющие правоохранительные функции. Статус органов пограничной службы определен законом Республики Беларусь от 11 но ября 2008 г. № 454-З «Об органах пограничной службы Республики Беларусь». В соответствии со ст. 2 указанного закона основными задачами органов пограничной службы являются: – участие в проведении государственной пограничной политики; – обеспечение пограничной безопасности; – охрана государственной границы Республики Беларусь; – организация взаимодействия и координация деятельности государ-ственных органов и иных организаций в области проведения государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности; – предупреждение, выявление и пресечение преступлений и админи-стративных правонарушений, создающих угрозу пограничной безопасности, в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; – осуществление пограничного контроля и пропуска через государ-ственную границу граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, товаров (в пунктах упрощенного пропуска через государственную границу), а также в пределах своей компетенции транспортных средств в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. На органы пограничной службы законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи. Органы пограничной службы являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. административно-правовые основы управления иностранными делами. Государственными органами Республики Беларусь, занимающимися внешними, иностранными делами, являются Президент, Национальное собрание, Совет Министров, Министерство иностранных дел (МИД). Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств. Национальное собрание (парламент) разрабатывает и принимает все важнейшие законы, определяющие внутреннюю и внешнюю политику государства. Функции Национального собрания за рубежом в основном сводятся к установлению деловых взаимоотношений с парламентами и их органами, а также обмену опытом работы. Совет Министров наделен широкими полномочиями общей компетенции, позволяющими ему разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики и принимать меры по их реализации. МИД является республиканским органом государственного управления и подчиняется правительству. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 978 «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Беларусь» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, в соответствии с которым МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей и осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашей страны. В систему МИД входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, а также информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». МИД обеспечивает выполнение комплекса задач в сфере международной деятельности, включая обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; защиту прав и интересов белорусских граждан и организаций за рубежом; создание благоприятных условий для продвижения экономических интересов Беларуси за рубежом; сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития; подготовку предложений по стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь и др. МИД также координирует сотрудничество государственных органов Беларуси с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж; проводит переговоры с представителями иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; принимает участие в организации международных форумов в Республике Беларусь и за рубежом и др. Органами внешних сношений Республики Беларусь, представляющими ее в государствах пребывания и международных организациях, являются посольства, постоянные представительства при международных организациях, миссии и консульские учреждения. Наиболее важным представительным органом Республики Беларусь за рубежом является посольство. Правовой статус посольства определяется Положением о Посольстве Республики Беларусь, утвержденным указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 380. Основным правовым документом, закрепляющим порядок образования, компетенцию и формы работы консульских учреждений, является Консульский устав Республики Беларусь, утвержденный указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82.
|