Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция. Классификация рыночных структур и их характерные черты.






Конкуренция – экономическое соперничество участников рыночных отношений за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это рыночная борьба за выживание и процветание; «война против всех».

Формы конкуренции: совершенная (свободная, чистая), несовершенная. Совершенная конкуренция называется чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и на рынке нет монополий. К такой конкуренции можно отнести конкуренцию, существовавшую в развитых странах примерно до середины XIX в. Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях:

•Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, потребителю при этом безразлично, у какой фирмы покупать продукцию;

•Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что она не влияет на рыночную цену;

•Вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

•Нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, качестве товаров и т.д.;

•Отсутствие преимуществ одних продавцов перед другими с точки зрения пространства, времени, расстояния до рынка.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Основные рыночные модели, в которых воплощена несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Характерные черты основных рыночных структур представлены в таблице 3.

Методы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая. Ценовая конкурентная борьба характерна для совершенной конкуренции – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством снижения издержек производства и, соответственно, снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.

Неценовая конкурентная борьба включает техническое производство изделий, их новизну, высокое качество, предоставление гарантий и услуг покупателям по эксплуатации и оплате, широкую дифференциацию продукта по стилю, типу; широкое использование рекламы, торговых марок и торговых знаков.

Типы рыночных структур Характер- ные черт Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Очень большое число мелких фирм Одна фирма Несколько фирм Много фирм
Тип продукции Однородная Уникальная, нет близких заменителей Однородная или дифференцированная Дифференцированная
Контроль над ценой Отсутствует Полный Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Некоторый, но в довольно узких рамках
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Блокировано Наличие существенных препятствий Сравнительно легкие
Неценовая конкуренция Отсутствует Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями Очень типична, особенно при дифференциации продукта Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки
Доступ к информации Равный доступ к информации Трудно получить Некоторые ограничения Некоторые ограничения
Примеры Сельское хозяйство Местные предприятия общественного пользования Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов, нефтедобыча Розничная торговля, производство одежды, обуви
               

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал