Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкуренция. Классификация рыночных структур и их характерные черты.
Конкуренция – экономическое соперничество участников рыночных отношений за лучшие условия производства, купли и продажи товаров; это рыночная борьба за выживание и процветание; «война против всех». Формы конкуренции: совершенная (свободная, чистая), несовершенная. Совершенная конкуренция называется чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и на рынке нет монополий. К такой конкуренции можно отнести конкуренцию, существовавшую в развитых странах примерно до середины XIX в. Совершенная конкуренция возникает при следующих условиях: •Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, потребителю при этом безразлично, у какой фирмы покупать продукцию; •Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что она не влияет на рыночную цену; •Вход и выход из отрасли абсолютно свободен; •Нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, качестве товаров и т.д.; •Отсутствие преимуществ одних продавцов перед другими с точки зрения пространства, времени, расстояния до рынка. Несовершенная конкуренция существует тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Основные рыночные модели, в которых воплощена несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Характерные черты основных рыночных структур представлены в таблице 3. Методы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая. Ценовая конкурентная борьба характерна для совершенной конкуренции – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством снижения издержек производства и, соответственно, снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Неценовая конкурентная борьба включает техническое производство изделий, их новизну, высокое качество, предоставление гарантий и услуг покупателям по эксплуатации и оплате, широкую дифференциацию продукта по стилю, типу; широкое использование рекламы, торговых марок и торговых знаков.
|