Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 35






1. Социально-экономическое и политическое развитие ПМР в переходный период.

 

К началу 90-х годов в хозяйственном комплексе Приднестровья абсолютно преобладала государственная собственность. В 1991 г. в государственном секторе было занято 85, 9% общей численности занятых в хозяйстве республики. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость кардинального изменения отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования.

июля 1991 г. Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР принял постановление «О первоочередных мерах по выполнению закона СССР " Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий"». В нем, в частности, подчеркивалось, что правовой основой для разгосударствления и приватизации предприятий является именно этот закон. Для реализации данного постановления было решено образовать Фонд государственного имущества ПМССР и разработать закон ПМССР «О разгосударствлении и приватизации предприятий».

Для правового обеспечения изменения отношений собственности Верховный Совет принял следующие основополагающие законы: «О собственности Приднестровской Молдавской Республики» (12 ноября 1991 г.), «О разгосударствлении и приватизации» (24 декабря 1991 г.), «О предпринимательской деятельности и предприятиях» (2 июня 1992 г.). Правительство ПМР утвердило ряд постановлений, направленных на практическую их реализацию. В 1992 г. принимается Государственная программа приватизации в ПМР.

Первые несколько лет приватизация проводилась недостаточно организованно и сопровождалась некоторыми деформациями и ошибками, обусловленными как субъективными факторами, так и пробелами и недоработками в нормативно-правовой базе. 16 апреля 1997 г. Верховный Совет ПМР утверждает постановление «О приостановлении Закона ПМР " О разгосударствлении и приватизации"», который был введен в действие 24 декабря 1991 г., до устранения нарушений, допущенных в ходе приватизации, и до утверждения новой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения собственности. Приостановление приватизации усугубило неопределенность отношений собственности, не способствовало приведению процесса в какие-то законные рамки, активизировало бесконтрольное перераспределение имущества, снизило трудовую мотивацию и возможности создания полноценного фондового рынка.

Современное состояние экономики ПМР - это результат «усеченного» варианта разгосударствления и приватизации. В республике так и не была разработана и реализована какая-либо модель широкомасштабной приватизации. Проведенное акционирование предприятий по закрытой схеме с передачей государственного пакета акций в доверительное управление этим же предприятиям не привело к существенным изменениям в макроэкономической среде. В отличие от России, Украины, Молдовы, где практически все население было вовлечено в процесс разгосударствления на базе системы соответствующих ценных бумаг (ваучеров, чеков, бонов), значительная часть жителей Приднестровья оказалась вне этой процедуры.

В 1999-2000 гг. Верховный Совет и Правительство ПМР активизировали работу по созданию и реализации нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее реформирование отношений собственности. В декабре 1999 г. Верховный Совет принял новую редакцию закона ПМР «О разгосударствлении и приватизации», который определил правовые и организационные основы разгосударствления и приватизации имущества, находящегося в государственной (республиканской и местной) собственности. Его реализация направлена на максимальную мобилизацию финансовых ресурсов и эффективное использование собственности. В соответствии с этим законом была разработана Государственная программа разгосударствления и приватизации до 2001 г. Процессы разгосударствления и приватизации, несмотря на их противоречивость, привели к созданию новых организационно-правовых форм хозяйствования, перераспределению занятых по укладам экономической жизни и увеличению доли негосударственного сектора (корпоративного и частного) в макроэкономических, показателях.

Среди новых организационно-правовых форм хозяйствования, получивших развитие в 90-е годы, следует выделить акционерные общества закрытого и открытого типа (АОЗТ и АООТ), а также совместные предприятия (СП) с участием иностранного инвестора, муниципальные, арендные, дочерние предприятия, общества с ограниченной ответственностью, финансово-промышленные группы, производственные кооперативы, фермерские хозяйства. Большое количество людей, занятых ранее планомерным трудом на государственных предприятиях, попробовали свои силы в малом бизнесе, где воедино слились труд, собственность и управление.

К концу 90-х годов в промышленности, как и в целом в хозяйстве ПМР, ведущую роль играли крупные корпоративные структуры акционерного типа и государственные предприятия (ГП). Высокая доля совместных предприятий в общем объеме промышленного производства обусловлена показателями СП АОЗТ «Молдавский металлургический завод», представляющего собой акционерное общество закрытого типа, в капитале которого доля иностранного соучредителя (компании «ITERA») составляет 75%.

Если судить по конечным результатам деятельности (доля в объеме промышленного производства, доля в экспорте республики), то именно у предприятий акционерного типа она оказалась в условиях перехода к рынку наиболее эффективной. Сосредоточивая около одной трети общей численности промышленно-производственного персонала, эти предприятия обеспечивали во второй половине 90-х годов более двух третей объема промышленного производства и суммарного экспорта республики. Продуктивность данной формы предпринимательства в значительной степени обусловлена более рациональной внутрифирменной организацией и особым механизмом стимулирования труда.

В отличие от высокоразвитых стран в производстве продукции, общей численности занятых и ВВП предприятия малого бизнеса занимают в Приднестровье скромное место. Малое предпринимательство сосредоточивает около 7% общей численности занятых и создает ежегодно не более 5%, ВВП. В основном эти предприятия получили распространение в таких видах деятельности, как торговля и общественное питание, промышленность и строительство. И все же, несмотря на незначительные масштабы, малое предпринимательство в определенной степени способствует росту занятости и доходов населения, оказывает определенное влияние на удовлетворение спроса на товары и услуги. Предприятия малого бизнеса сосредоточены преимущественно в крупных и средних городах.

Параллельно с нормативно-правовыми актами, призванными стимулировать малый бизнес (законы ПМР «О развитии малого предпринимательства», «О малой приватизации»), в течение рассматриваемого периода действовало и множество общеэкономических, финансовых, нормативных, административных и юридических документов и факторов, ограничивающих эффективное развитие малого предпринимательства. Среди них, в первую очередь, следует отметить низкую платежеспособность населения, высокую фискальную нагрузку со стороны налоговых и патентных органов, давление криминальных структур, сложность механизма регистрации, учета и отчетности субъектов малого бизнеса.

 

2. Правовая основа деятельности милиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал