Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия (характеристика). Определение цены и объема выпуска. Ценовая дискриминация.






Монополия – крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.

Признаки монополии:

Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

 

Оптимальный объем производства фирмы-монопо­листа будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издер­жек, с другой.

Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что опти­мальный объем производства для проводящей ценовую дискри­минацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть опти­мальный объем производства для данной фирмы будет значитель­но превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).

Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольни­ка АТСВРА АВ на данном рисунке.

 

12. Несовершенная конкуренция: понятие, черты, краткая характеристика рынков. Государственное регулирование несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

13. Основные макроэкономические показатели: ВНП, индекс потребительских цен (CPI), уровень безработицы. Дефлятор ВНП и CPI: сравнительный анализ.

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

 


В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы,?? - коэффициент Оукена (?? > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

 

Потребление. Функция потребления. Автономное потребление. Предельная склонность к потреблению. Сбережения. Предельная склонность к сбережению. Функция совокупного спроса. (тетрадь)

Под потреблением (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление – это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

Потребление – процесс использования товаров и услуг.

Различают конечное потребление и промежуточное потребление.

Конечное потребление – процесс конечного использования, когда товары и услуги исчезают в потреблении. Промежуточное потребление – использование продуктов труда одной стадии производства в качестве предметов труда другой стадии производства.

Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней личного располагаемого дохода.

Предельная склонность к потреблению – это доля прироста дохода на величину которой увеличивается потребление.

Человек не только потребляет, но и сберегает часть своего дохода.

Под сбережением (S) экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Экономическое значение сбережения заключается в его отношении к инвестициям, т.е. производству реального капитала. Сбережения составляют основу для инвестиций.

Под склонностью к сбережению понимается один из психологических факторов, означающий желание человека сберегать.

Зависимость потребления от величины текущего располагаемого дохода Кейнс сформулировал в виде основного психологического закона, согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы.

Сбережения - это та часть дохода, которая в данный момент не потребляется. Это не что иное, как отсроченное потребление. За счет сбережений обеспечиваются в будущем производственные и потребительские нужды. Сбережения производятся фирмами (с целью последующего инвестирования накопленного дохода в расширение масштабов производства), домашними хозяйствами и населением (для покупки земли, недвижимости, предметов длительного пользования).

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в величине дохода, которое обусловило изменение потребления:

Величина потребительских расходов определяется уровнем дохода, МРС всегда будет меньше единицы, так как Y> C. Если МРС=0, то все приращение дохода пойдет в сбережения; если МРС=1, то все приращение дохода расходуется на потребление.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал