Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеологическая, призвана обосновывать данный общественный строй, политику государства (доктрины церкви)
К внешним функциям государства относятся: § оборона страны; § взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами; § межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств; § культурное и научно-техническое сотрудничество. Функции государства в смешанной экономике Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций: § Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности § Поддержание конкуренции на рынках § Перераспределение доходов § Перераспределение ресурсов § Стабилизация экономики страны Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества. В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции: § Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики § Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития. § Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику. § Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики § Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность. § Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества. Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, а также административный контроль над ценами. Роль рынка в такой системе второстепенно, т.к. главным ориентиром в деятельности предприятия становится 5 летний план, в котором центр задаёт все параметры хозяйственной деятельности включая цены. Таким образом государство сверху жёстко контролирует предприятия, лишая их какой-либо хозяйственной самостоятельности.
Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов. Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)
Экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Общественные и частные блага. Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Эти блага называют общественными. Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. 22. Рынки факторов производства: труда, земли, капитала. Формирование спроса на факторы производства. Предложение факторов производства. (основы экономики) В рыночной экономике факторы производства - труд, земля и капитал - как и любой другой товар, являются предметом спроса и предложения. Спрос предъявляют фирмы для производства товаров, а предложение исходит от собственников факторов производства. Однако существует своя особенность: факторы производства требуются предпринимателю не для удовлетворения личных потребностей, а для производства товаров, которая принесет в будущем прибыль. В конечном счете, покупатель и продавец на рынке фактически сводятся вместе посредством цены, которая равна стоимости предельного продукта этого фактора. Рынок труда – это область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле- продаже рабочей силы. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и др. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и др. При исследовании рынка капитала необходимо различать три его формы: рынок капитальных благ, где покупаются и продаются производственные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование, товарно-материальные запасы); рынок услуг капитала, где эти фонды могут быть сданы на прокат за определенную плату; рынок заемных средств, или ссудного капитала. Доход, порождаемый ссудным капиталом, называется процентом. На рынке капитальных благ спрос на них предъявляет бизнес, а предложение осуществляют домохозяйства. Причем последние предоставляют не здания, сооружения и т.д., а заемные средства (свои сбережения) для осуществления инвестиций, благодаря которым и будут приобретены капитальные блага. На рынке услуг капитала спрос и предложение осуществляют фирмы, сдающие в аренду принадлежащие им капитальные блага по определенной ставке. Особенность рынка земли заключается в ограниченности количества данного фактора: сама земля, водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д. даны раз и навсегда, увеличить их количество в зависимости от экономических условий невозможно. Таким образом, предложение на рынке земли является абсолютно неэластичным. Это порождает появление особой экономической категории - земельной ренты (арендной платы). Земельная рента - это дополнительный доход, возникающий в агросфере вследствие особо благоприятных условий. Она играет роль равновесной цены на рынке земельных ресурсов. 23. Рынок: понятие, виды. Спрос и величина спроса. Индивидуальный спрос и рыночный спрос. Предложение и величина предложения. Рыночное равновесие. (тетрадь) Рынок – система отношений предъявителей спроса (покупателей) и производителей, где осуществляется обмен по цене, о которой удалось договорится. Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или ресурсы, услуги. В связи с этим различают: - рынки потребительских товаров и услуг, - рынки ресурсов, - денежный рынок. Главной предпосылкой обмена служит принадлежность благ агентам экономических отношений. Собственник определяет, как и на каких условиях экономическое благо передается другому лицу. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Спрос – это то количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара. Действие закона спроса может быть объяснено на основе действия двух взаимосвязанных эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Суть этих эффектов в следующем: С одно стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при неизменной величине его денежного дохода, снижает его покупательную способность, что ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар (эффект дохода). С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения). Кривая спроса имеет убывающий характер. Это объясняется действующим законом спроса. Закон спроса определяет обратную связь между ценой товара и потребляемым количеством Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен. Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. р – цена, q – объем (величина)спроса, d – кривая спроса Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги. Величина спроса – это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам. Различают платежеспособный спрос на факторы производства. (спрос производства), и спрос на предметы потребления (потребительский спрос). Потребительский спрос во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, находящихся в банках, и который формирует субъективные характеристики вкусов и предпочтений населения. Спрос как экономическая категория очень подвижен, изменчив, так как на его величину и динамику влияют многочисленные факторы, как экономического, так и социального, а также техногенного характера. Предложение – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения Кривая предложения имеет возрастающий характер. Это объясняется действующим законом предложения. Закон предложения определяет прямую связь между ценой товара и его предлагаемым количеством. Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечениях обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары, находящиеся в пути. Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства. Предложение изображается в виде графика, показывающего разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени. Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента p – цена, q – объем (величина) предложения, s – кривая предложения Цена предложения – это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке. Рыночное равновесие – состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения Равновесная цена – это такая цена, при которой объём спроса, равен объёму предложения, и этот объём называется равновесным объёмом. Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Но равновесие может быть нарушено под влиянием определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены. Различают устойчивое и неустойчивое равновесие. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противоположном случае имеет место неустойчивое равновесие В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Но потребители не всегда считают установившиеся цены оптимальными. Если потребители не удовлетворенны равновесными ценами, то создается благоприятная почва для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это ведет к образованию максимальных и минимальных цен. Если государство устанавливает максимальную цену, которая находится ниже равновесной, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимальную цену выше равновесного уровня, то образуется излишек. Фиксирование цен означает отключение механизма рыночной координации. Если существует дефицит, то к денежным затратам потребителя добавляются неденежные, связанные с поиском товара, стоянием в очередях и др. Это бесполезные затраты, так как они не служат расширению производства дефицитного товара. Если существует излишек, то возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И при излишке, и при дефиците экономика начинает функционировать менее эффективно.
|