Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6: Россия на пороге Нового времени






 

В теме шестой «Россия на пороге Нового времени (XVII)» студенты вновь сталкиваются с переломной эпохой российской истории. Россия, как и Западная Европа, вступила в XVII веке в полосу обновления. Не осталось ни одной сферы отношений, не тронутых новыми веяниями. Ярким свидетельством начавшейся в стране ломки традиционных отношений стала длительная эпоха всеобщего социального потрясения – Великая Смута. Она кардинально изменила взгляд общества на государство, заставила отказаться от понимания его как объекта личной собственности государя. В годину нестроения возникло понятие «вся земля», характеризовавшее общенародную сущность верховной власти. Согласно этому представлению, народ избирает государя, и это становится основанием легитимности его верховного положения. Так постепенно складывались черты общественного российского самосознания, рождение которого является наиболее ярким признаком национального государства Новой исторической эпохи.

Великая Смута стала прологом «бунташного» века. Это был периодострых социальных конфликтов, сопровождавшийся движением самозваных царей, крестьянским повстанческим движением и польско-шведской интервенцией. Смута была вызвана резким ухудшением положения народных масс в результате Великого голода начала столетия и неудовлетворенностью общества политикой Бориса Годунова. Формальной причиной Смуты стал династический кризис. Эпоха, разделившая две правящие династии, Рюриковичей и Романовых, несоизмеримо сложнее всех схем ее оценок. Современники событий расценивали Смуту как всеобщее междоусобье, то есть гражданскую войну, когда «восста сын на отца, и отец на сына, и брат на брата, и всяк ближний извлече меч». Участники событий весьма условно могут быть с определенностью отнесены либо к лагерям врагов-приверженцев идеи государственности, либо к классам угнетателей-угнетенных. Люди зачастую были сначала в одном лагере, затем переходили в противоположный. За исключением заядлых авантюристов и беспринципных мародеров, участники событий стремились к разным вариантам общественного порядка. Невозможно противопоставить движения Смуты и по социальному признаку, поскольку их участники принадлежали к пестрым общественным слоям, а нередко просто даже были одними и теми же людьми. Также и социальные программы противоборствовавших лидеров нередко являлись популистским средством достижения политических целей.

Политическое нестроение привело к деморализации общества, которая выражалась в беспринципности его правящей верхушки и бессмысленных зверствах шаек «воровских людей» над мирным населением. Глумлению подвергались христианские святыни. Старой России приходил конец, в муках рождалась новая Россия благодаря крепости уз национальных и религиозных. Города начали между собой переписку, добились единства действий против «разорителей христианской веры» и пришли к согласию в выборе государя.

Студентам важно понять, как Смута предопределила ход развития событий XVII века. Экономическим последствием Смутного времени стало разорение и запустение страны, с которыми она справилась только к 20-м годам столетия двояким путем: во-первых, ужесточением крепостного права и нормы эксплуатации производителей; во-вторых, посредством развития мануфактурного производства и рыночных отношений. Социальным следствием Смуты являлось ослабление боярства, верхушка которого дискредитировала себя пособничеством с интервентами, и перераспределение лидирующих ролей внутри господствующего военно-феодального сословия в пользу поместного дворянства. Не менее важным явлением был выход на историческую арену широких народных масс, впервые открыто, активно и организованно заявивших о своих нуждах. В политическом плане события Смутного времени привели к возникновению элементов национального самосознания и, как следствие, - правового регулирования государственных отношений, а вместе с этим и абсолютизма, упрочению общественного авторитета и положения Русской православной церкви, сплотившей патриотические силы страны.

 

Материалы к лекции «Московское царство в XVI-XVII веках»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал