Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие и политика России в XVII веке






Коренные сдвиги в общественно-экономических отношениях XVII века. Они определялись зарождением капиталистических отношений в стране. О начале развития капиталистического уклада хозяйства свидетельствовало следующее: 1) появление частного мануфактурного производства; 2) развитие промыслового хозяйства; 3) превращение ремесла в мелкотоварное производство; 4) формирование общероссийского национального рынка; 5) возникновение прослойки наемных работников; 6) формирование источников первоначального накопления капитала.

Торговый капитал стал играть большую роль в экономической и политической жизни России. «Царские гости» наряду с боярами заправляли государственными финансами, монопольно правили внешней торговлей,, таможенными сборами, ведали важнейшими откупами, сборами ясака, распоряжались сибирской соболиной ловлей и соболиной десятиной, в их ведении находились соляные, рыбные и поташные промыслы, ростовщичничество. Свои доходы купцы пытались превращать в ренту путем покупки земли и крестьян. Это был самый надежный источник помещения доходов в России.

Начало российского протекционизма. Параллельно развитию капиталистических отношений в России формировались элементы протекционизма – государственной экономической политики по защите интересов отечественного хозяйства. Протекционизм прочно связан с домом Романовых. Первой ласточкой протекционизма в XVII веке был Новоторговый устав 1667 года, который вводил внутри страны право беспошлинной торговли для отечественных купцов и усложнял торговлю для иностранцев. Вместе с тем наблюдалась тенденция к унификации таможенных сборов, податей и налогов. Почти все они к концу века стали денежными. В 1654 году впервые ввели медную монету. Ликвидированы были «белые слободы» в городах, принадлежавшие крупным феодалам, и бремя налогов стало распределяться на жителей посадов более равномерно. Реформа «Посадского строения» была призвана погасить растущее социальное напряжение в городах, выливавшееся в народные волнения.

Социальная политика государства преследовала задачу нейтрализовать массовые волнения в России. С этой целью мероприятия правительства Алексея Михайловича направлялись на унификацию положения податных и служилых сословий, а также правовое оформление их общественного статуса. Впервые в истории России государственная власть вынуждена была реагировать на настроения народных масс и выстраивать в соответствии с ними свой курс. Права и обязанности всех слоев общества были изложены в новом своде законов – Соборном Уложении 1649 года. Это был первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом, содержавший около тысячи статей и завершивший правовое оформление сословного строя в России.

Положение тяглых сословий оно уравнивало за счет сужения их прав и усиления эксплуатации. Владельческие крестьяне навечно закреплялись за своими хозяевами, для них безвозвратно отменялся Юрьев день и урочные лета. Так произошло юридическое оформление крепостного права для крестьян. Рядовое посадское население также прикреплялось к городским общинам по месту жительства и цехам, также утрачивало свободу передвижения. По положению с владельческими крестьянами сравнялись промежуточные слои населения - холопы, деловые и задворные люди. Уложение закрывало путь в холопы крестьянам и служилым людям, оставляя такую возможность только для вольных жителей государства. «Черные» крестьяне (государственные) несли государево тягло (налоги), но при этом сохраняли личные права и даже могли распоряжаться своими земельными участками, Они не могли только покинуть их, не найдя себе заместителей. Низший слой торгового люда – коробейники и держатели городских лавок - по положению сближались с тягловым посадским населением.

Положение привилегированных сословий также унифицировалось. Дворяне получили право наследовать поместья, если сын продолжал службу отца. Таким образом, утрачивался условный характер держаний поместий, и был сделан решающий шаг в деле объединения дворян и бояр в единое сословие. Отмена в 1682 году местничества ещё более углубила это

сближение. Духовным феодалам запрещалось расширять земельные владения. Купеческая элита получила от государства значительные привилегии – свободу от многих посадских повинностей, право приобретать вотчины, а гости наряду с этим – право выезда за границу. Вся внешняя торговля была монополизирована государством, а гости выступали в качестве его торговых агентов.

Социальные движения «бунташного века». Их условно можно разделить на три категории; 1) городские народные волнения; 2) крестьянские войны; 3) движение старообрядцев-раскольников. В городских восстаниях активно участвовали ремесленники, мелкие торговцы, стрельцы и дворяне. Посадские тяглецы, как правило, страдали от непосильных поборов, стрельцы выказывали недовольство злоупотреблениями правящей верхушки, дворяне добивались бессрочного сыска беглых крестьян. Самыми известными городскими движениями XVII века были соляные бунты в 1648 году, новгородские и псковские восстания 1650 года, Медный бунт 1662 года «Хованщина» 1682 года и стрелецкий бунт 1689 года.

Высший накал народного движения получил отражение в крестьянских войнах Ивана Болотникова (1606-1607) и Степана Разина (1667-1671). Они, как правило, начинались с Дона и Нижней Волги, регионов, которые были на особом счету у государей. «С Дона выдачи нет» - этот негласный закон создавал привлекательность для беглых крестьян. Казаки получали от государства хлебное жалование, пороховое довольствие, имели права самоуправления, свободны были от помещиков и крепостного права. Правительство сквозь пальцы смотрело на разбойные вылазки казаков в южные моря, настолько важной для него была их военно-пограничная служба в зоне соприкосновения с крымцами и турками. Разинское движение охватило Среднее и Нижнее Поволжье и Дон, носило антифеодальный характер, питалось царистскими иллюзиями и было слабо организовано.

Раскол – религозно-общественное движение с широким социальным составом участников возникло в результате проведения в 1653-1655 гг. церковно-обрядовой реформы под руководством патриарха Никона. Изменение привычных обрядов, появление новых богослужебных книг и их насильственное внедрение породили недовольство защитников «старой веры». Массовый характер раскол приобрел после церковного собора 1666-1667 гг., принявшего решение о преследованиях староверов-раскольников. Старообрядцы бежали в леса Заволжья, Сибири, на Русский Север, Долгое время их оплотом оставался Соловецкий монастырь. В эпоху гонений движение ширилось и приобрело антифеодальный характер. Распространенной формой сопротивления царским войскам стало самосожжение раскольников в скитах – старообрядческие гари. Лидер раскола протопоп Аввакум провел около 20 лет в заточении и был сожжен по приказу Федора Алексеевича в 1682 году.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал