Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. по истории культуры на тему:






Курсовая работа

по истории культуры на тему:

" Раннехристианская концепция человека".

 

 

Выполнил:

Малишевский В.И.

студент 3 курса

факультета культурологии

 

Преподаватель:

Гаврюшенко А. А.

 

 

Харьков 2016


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3

РАЗДЕЛ 1. Становление раннехристианской антропологии ……….………..8

1.1. Ключевые положения Евангелия как антропологический фундамент христианства…..………………………………………………………………………8

1.2. Роль ветхозаветных библейских учений в становлении раннехристианской концепции человека.....................................................................................................18

ВЫВОДЫ К 1-МУ РАЗДЕЛУ...................................................................................20

РАЗДЕЛ 2. Содержание учения о человеке ранней христианской мысли...21

2.1. Природа человека в диалектике тела, души и духа…......................................21

2.2. Грехопадение как универсальная антропологическая девиация…................23

2.3. Христос как Новый Адам в контексте антропологического дискурса.........35

2.4. Спасение как смысложизненная стратегия.......................................................37

ВЫВОДЫ КО 2-МУ РАЗДЕЛУ................................................................................38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................40

ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................................41


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Тема человека стала действительно очень актуальной для культуры и общества в целом. Для такой точки зрения есть весьма весомые основания как в историческом, так и в научном аспекте. Однако мода – это всегда ложь. Склоняя термин «антропология», люди по-прежнему не видят человека, пренебрегают его интересами, унижают человеческое достоинство, презирают Божие творение.

Популярность слова «антропология» не является показателем интереса к человеку. Повторяя его на все лады, люди часто забывают о самом человеке. И это происходит потому, что подлинно человеческое нельзя решить без божественного. Человек не существует без Бога, вне Бога, сам по себе. И потому антропология не может быть безрелигиозной. Но это не значит, что возможна только религиозно-конфессиональная антропология. Научная антропология должна быть научной, но если она не будет соответствующим образом связана на уровне методологии с религиозным бытием человека, с одной стороны, и религиозной действительностью как метафизической реальностью космоса, с другой, то истинная методология антропологии невозможна. Антропология безрелигиозная есть по сути антропология бесчеловечная. В том и заключается кризис современных знаний о человеке: в них мало самого человека, его собственной сути. Человека вводят в мир информации, а ему важнее знать, как похоронить отца; нас пугают экологической катастрофой, а нам трудно выжить в реальном социуме; людям навязывается общественное сознание, а психологи говорят о несформированном «Я» и инфантильной личности. Таким образом, несмотря на часто употребляемые слова о человеке, человек остается без должного внимания со стороны науки, философии и разных «антропологии».

Блаженный Августин в своей «Исповеди» восклицал: «Люди идут дивиться горным высотам, морским валам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, – а себя самих оставляют в стороне!». Да, и в самом деле, основной и главный интерес христианства, и во время Августина, и в настоящее время, заключается в человеке (в его очищении и спасении). На место космологизма, характерного античному мировоззрению, христианство поставило антропологизм – обращенность к человеку. Как религия личного спасения, оно адресовалось индивидуальному человеку, что нашло свое выражение в концепции личного бессмертия и индивидуального воздаяния за гробом.

Эта антропологическая направленность закрепилась в европейской культуре, которая появилась и развивалась под влиянием христианства. Часть этого антропологизма, но уже, правда, в секулярной, оторванной от христианства форме, перешла и в современную европейскую науку. Таким образом, в настоящее время вслед за христианством, и секулярная точки зрения признает важность и центральность человека, а значит – и важность науки о человеке, антропологии.

С академической научной точки зрения антропология является тем фундаментом, на котором базируются все остальные науки. Безусловно, антропология является основой и для психологии. Правда, здесь необходимо уточнить, что могут существовать разные концепции человека, в том числе и атеистические, и каждому психологу предоставлена свобода выбора той, или иной концепции. Но после стольких лет беспредельного атеизма, показавшего свою научную несостоятельность в подходе к глубинным антропологическим проблемам, можно вспомнить и о религии. Закономерно, что на Руси, с ее тысячелетним христианским опытом, можно и нужно обращаться в первую очередь к православной традиции.

При знакомстве с христианской антропологией приходится преодолевать некоторые необоснованные, оставшиеся от советского времени стереотипы. Например, многие западные и отечественные философы писали о «неразработанности» христианской антропологии. С нашей точки зрения это является необоснованным преувеличением (что мы попытаемся доказать всем содержанием данной главы), ибо дело в данном случае не столько в «неразработанности» христианской антропологии самой по себе, сколько в нашем незнании святоотеческого учения о человеке.

Хотя, конечно же, нельзя сказать, чтобы все вопросы христианской антропологии были разработаны и представлены одинаково и достаточно полно. Но на это есть свои причины, так сложилось исторически под действием нескольких объективных факторов. Скажем о нескольких из них.

Во-первых, это – фактор целостности. Любое положение святоотеческой антропологии самым тесным образом соединено с христианским учением в целом. Поэтому христианская антропология строится по принципу целостности: когда целое больше частей, оно дает смысл и жизнь частям. Но отсюда проистекает и некоторая недифференцированность как всего христианского богословия, так и христианской антропологии в качестве самостоятельной области анализа. Кстати, эту недифференцированность до сих пор ставят в вину христианской антропологии и вообще христианству, – но не все здесь так просто (о чем дальше).

Во-вторых, христианство является религией откровения, поэтому в нем нет опоры на привычное в миру дискурсивное мышление, которое пытается выводить все из себя самого. Поэтому и христианская антропология не строится на строго логическом, индуктивном подходе, что умаляет ее в глазах ревнителей «строго научного подхода».

В-третьих, христианство является религией спасения, и к этому в христианском учении направлено все, в том числе и антропология. Поэтому антропология существует внутри христианства не как некая самодостаточная, упорядоченная система знаний, в которой самое важное – разложить все по полочкам, а как инструмент и метод духовного роста, очищения и спасения человека.

Объект исследования – раннехристианская концепция человека.

Предмет исследования – процесс становления раннехристианской антропологии.

Цель исследования состоит в изучении раннехристианской концепции человека.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

– изучить ключевые положения Евангелия как антропологический фундамент христианства;

– рассмотреть роль ветхозаветных библейских учений в становлении раннехристианской концепции человека;

– выявить природу человека в диалекте тела, души и духа;

– проанализировать грехопадение как универсальную антропологическую девиацию;

– исследовать Христа как Нового Адама в контексте антропологического дискурса;

– подвергнуть анализу спасение как смысложизненную стратегию.

Методология исследования основывается на культурологическом подходе к изучению данной темы. Данный подход сочетается с внеконфессиональной позицией автора, позволяющей исключить конфессиональную тенденциозность в исследовательской процедуре. Вместе с тем используется применение диалектических принципов соотношения исторического и логического, объективности, всесторонности и конкретности рассмотрения.

В работе использованы также достижения специфических исторических методов христианского богословия – историко-грамматического, аллегорического и типологического

Использование культурологического подхода в изучении христианских антропологических концепций требует сообразования с названными методами и интеграции ряда общенаучных методов исследования: анализа, синтеза, обобщения (изучение соответствующей темы теоретической основы исследования); рефлексивный анализ соединен с принципом дескриптивного (описательного) подхода к рассмотрению христианской антропологической проблематики.

Существенное значение для анализа культурологии и антропологии христианства имеют работы, осуществляющие методологический подход взаимовлияния философского и культурологического исследований. Методологической базой исследования тут являются принципы религиозно-философской и культурно - антропологической рефлекси, традиции образно - религиозного осмысления (С.С. Аверинцев, К. Генгель и др.); опыт осмысления особенностей христианского мировоззрения и исследования христианской ментальности (В.В. Абраменкова).

Источниковую базу настоящей работы также составляют книги Ветхо- и Новозаветного канонов.

Акцентируя внимание на культурологический аспект христианской антропологии, следует отметить, что святоотеческие творения также имеют огромный духовно-энергийный потенциал интеллектуальной мысли человечества. Ведь искусственно возведенный разрыв между собственно философскими, теоретико-культурологическими идеями и духовной культурой, в которой они создавались и функционировали, игнорирование зависимости науки о прошлом и современной культуры неизбежно приводит к схоластичности философского знания, к непреодолимому противоречию между историческим наследием и нынешним бытием культуры современника.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и подразделов, заключения, литературы. Общий объем работы составляет 43 страници, из которых 38 страниц – основного текста.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал