Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом






 

В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.

В социальном плане в средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский Бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории, ее метафизическое содержание выражается в парадигме: грехопадение – искупление. И каждый человек призван реализовать это, соизмеряя свои поступки с Богом. В христианстве каждый сам за себя отвечает перед Богом.

Видным представителем средневековой христианской философии является Августин Блаженный. Не только его онтология и учение о Боге как абсолютном бытии, но и учение о человеке многое берет от Платона. Человек – это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Это собственная, имманентная субстанция его. То, что Августин вносит нового по этому вопросу, – это развитие человеческой личности, которое он рассматривает в «Исповеди». Она представляет автобиографическое исследование, описывающее внутреннее становление автора как личности. Здесь мы находим и психологический самоанализ, и показ противоречивого характера развития личности, и указание на темные бездны души. Учение Августина повлияло на последующее формирование экзистенциализма, представители которого рассматривают его как своего предшественника.

В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является «двигателем» тела, – и определяет сущность человека. Отличие его учения от Августина в этом вопросе состоит в том, что для последнего душа является независимой от тела и тождественной с человеком, в то время как Для Фомы Аквинского человек есть личностное единство того и другого. Душа – нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абраменкова В.В., Слободчиков В.И. Христианская антропология и современная психология // Вопросы психологии. 2001, № 2, С.147-151.

2. Августин Аврелий. О Троице. Вступ. статья и прим. А. А. Тащиана. – Краснодар: Глагол, 2004. – (Серия " Патристика. Тексты и исследования").

3. Аверинцев С.Α. Λ Η Θ Ω Σ Α Ν Θ Ρ Ω Π Ο Σ: воистину человек. Человеческая личность Христа как критерий и предмет человеческой рефлексии // Личность в Церкви и обществе. Сборник. Москва, 2003, С. 33-42.

4. Аверинцев С. С. Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи // Человек. 2004, № 4, С.104-112 (Московский психотерапевтический журнал. 2004, № 4 (43), С.34-43).

5. Адрианова-Перетц В. П. К вопросу об изображении " внутреннего человека" в русской литературе XI-XIV вв. // Вопросы изучения русской литературы XI-XX вв. Москва-Ленинград, 1958, С.15-24.

6. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 27. Ленинград, 1972, С.3-68.

7.. Азов А. В. Новое исследование о раннехристианской антропологии

8. Александр Геронимус прот. Современное знание в свете антропологии преподобного Максима Исповедника // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин, 2004, С.78-99.

9. Александр Мумриков диакон. Человек в христианстве // Путь к себе. 1991, № 3, С.12-14.

10. Алексей Ключарев прот. О назначении женщины // Душеполезное чтение. 1873, № 9, С.75-85.

11. Алексий патр. Московский и Всея Руси. Христианский взгляд на человека и образование // Вопросы психологии. 1993, № 2, С.6-8.

12. Алфеев П. И. прот. Идеал христианского брака по Евангелию и учению церкви. Рязань, 1916.

13. Амвросий Медиоланский. О девстве и браке. Москва: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000 (М., 1997; Казань, 1901).

14. Амвросий Медиоланский. О девственницах. О вдовицах. О девстве. О воспитании девственницы. Увещание к девству. О падении девы. Пер. с лат. А. Вознесенский. Казань, 1901.

15. Амвросий Медиоланский. О сохранении девственности. Санкт-Питербург, 1998.

16. Амвросий Медиоланский. Слово о надежде воскресения // Вечные загробные тайны. Москва: Аксиос, 2002, С.203-207.

17. Амфилохий (Радович) митр. Встреча Божественного и человеческого существования // Альфа и Омега. 2001, № 2(28), С. 265-273 (глава из книги: Амфилохий митр. Основы православного воспитания. Пермь, 2000).

18. Аверинцев С.С. София – Логос / С.С. Аверинцев. — Киев: Дух і Літера, 2001. — 460 c.

19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. (Синодальный перевод). – Москва, 1991. – 1224 с.

20. Епископ Вениамин (Милов). От врат рая до райских врат. О цели жизни христианской. По творениям преподобного Симеона Нового Богослова. – Москва: Изд. дом " Лествица", 1997. – 128 c.

21. Волкославский Р. Мудрость знания / Р. Волкославский // Адвентист. вестн. – 1996. – 4 (12). – С. 29–31.

22. Генгель Киев, Бенсон У. История и философия христианского образования: Пер. с англ. – Санкт-Питербург: Христианское общество «Библия для всех», 2002. – 81 с.

23. Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. https://kosma.damian.ru/lib-lorg-antr-ch1.htm

24. Лях Е. Е. Раннехристианская парадигма человека (образ человека в новозаветных апокрифах): дис. канд. истор. наук. Гос. пед. ун-т им.

К.Д. Ушинского. Ярославль, 2001.

25. Михаленко Ю.П. Становление раннехристианской антропологии

26. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / А. Б. Ранович. – Москва, 1990. – 479 с.

27. Сержантов П. Православие / Часть первая: Антропология

28. Сержантов П. Исихастская антропология: О временном и вечном

29. Чистякова О.В. Проблема человека в восточной патристике: Культурологический анализ: дис. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999

30. Hertzsch E. Die Wirklichkeit der Kirche / E. Hertzsch. — Halle, 1956. – T. 1. – S. 15.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал