Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы познания государства и права.
Принципы познания- это исходные положения теории, учения, науки, мировоззрения, основные идей, подходы к явлению. Следует выделить принципы: всесторонности, историзма, комплексности, сочетания теории и практики, практического подтверждения (проверяемости), теоретических выводов и др. Всесторонности, изучать государственно – правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с др. явлениями. Принцип историзма, изучение не только настающего на и с позиции прошлого и бедующего. Важно определить правильно цель исследования, она заключается во всестороннем познании явлений, истории ее возникновения, опыта, их развитие и совершенствовании. От цели которую мы преследуем зависят и методы познания которые мы изберем для ее достижения (внутреннее убеждение). Комплексность государства и права - исследовать явление не только с юридической страны, но и с позиции философии, социологии, политической и политологической направленности. Все явления следует познавать на только статично, но и в динамике: как возникли, развивались, и какое стали теперь. Использовать такие правовые категории, указанные в ТГиП (см. предмет ТГиП), в философии (сущность, форма, содержание, функция, система, элемент, компонент и др. Они есть исходные положения в познании. Сочетании теории и практики, изучение с разных сторон, исследование успешно вестись не может без накопления знаний (материала) и его практике (отчетов, анкетирования, интервьюирования и др.), обработка эмпирического материала, без анализа и синтеза и т.д. Анализ практики позволяет глубже разрабатывать основные положения теории, усовершенствовать понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерности развития науки. 13.Принцип соединения и разделения властей: понятие, виды, современное состояние. В ст.10 Конституции РФ указано, что государственную власть в РФ на основе разделения властей: законодательную, волнительную, судебную. Все они самостоятельны и независимы дуг от друга. Баланс сил. Истерически вся власть была в руках одного человека (монарха). Такая власть была персональная и часто обожествлялась. Если страну возглавляет манах, то в одном лице объединяются ветви власти. Это имеет свой плюсы и недостатки (принцип соединения власти). Учащимся следует рассказать о них. Законодательная власть- это образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов, а также парламентского контроля за исполнительной властью. Рассмотрение и принятие бюджета. В России высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент РФ, который состоит из 2-х палат: Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираются на 5 лет. Совет Федерациисостоит из 178 членов, их делегируют субъекты федерации (по 2 от каждого субъекта), по должностному принципу: один человек из состава главы субъекта федерации (исполнительней орган), один человек из представительного органа субъектов РФ (законодательный орган). Рассказать о депутатах ГД- на уровне федерации и законодательного собрания- на уровне субъектов, их роль и функции. Исполнительная власть - формируются представительными (законодательными) органами власти. Органы исполнительной власти назначаемые. Основной вид деятельности – исполнение аконов. К ним относятся: Федеральные органы госвласти, (ст.11 Конституции РФ) «Президент РФ, ФС (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ». Федеральные министерства, иные федеральные ведомства. На уровне субъектов РФ - правительства республик, администрации краев, областей, мэрии, и их структуры- министерства, департаменты, управления и др. Местное самоуправление гл 8, ст.12 КРФ, и др Судебные органы власти (органы правосудия) - госорганы, которые осуществляют госвласть в форме разбирательства уголовных и гражданских дел, а также путем конституционного судопроизводства. Суд- это орган государства, осуществляющий правосудие. Суды: а) разрешают конфликты, споры, на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль, - проверка нормативно правовых актов на соответствие Конституции РФ; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) принимают меры юридической ответственности в виде наказания и ряд других задач и функций. 14. Субъекты суверенитета: понятие, виды (государство, народ, личность). Часть 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет распространяется на всю его территорию. Суверенитет- независимость. Независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах. В мире есть государства с ограниченным суверенитетом. Формальный- когда он юридически и политически провозглашен, а фактически в силу влияния др. государств не осуществляется. Частичное ограничение- может быть принудительным и добровольным. Политические, принудительное побуждения- например, к войне со страны государств победителей. Добровольное- когда договариваются с др. страной; или когда объединяются в федерацию и передают часть своего суверенитета. Суверенитет национальный и народный. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина. Государственный суверенитет- независимость власти данного государства от всякой иной власти. Суверенитет может быть: внутренним и внешним. Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы. Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства. Народный суверенитет (ч.1 ст.3 Конституции РФ) - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации), оно не может быть полноценным. Личность ст.2 Конституции РФ. Суверенитет личности — это объективно обусловленная мера ее независимости от государства и общества, а также характер и формы ее взаимодействия с ними. Содержание этого суверенитета включает в себя такие компоненты, как обладание личностью определенным комплексом прав и обязанностей; возможность ихосуществления; беспрепятственное выражение своих мнений, взглядов, убеждений; поддержание корреляционных связей с окружающим миром, согражданами; ответственность за свои действия и поступки. Речь идет о степени автономии, самостоятельности, объеме прерогатив индивида, сфере проявления его интересов — социальных, экономических, политических, культурных, их реализации и защите. Понятно, что в конкретных исторических условиях пределы эти меняются. Наблюдается две тенденции — социологизация и индивидуализация человека. Баланс между ними и выступает объективной основой суверенитета личности. 15. Формы правления: понятие и виды. Общая характеристика монархии и республик, их разновидности. Форма правления в современной России, ее эволюция. Система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Эта категория показывает, кто и как правит в государстве. Среди факторов отражающих специфику конкретной формы государства первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. В зависимости от форы правления государства подразделяются на монархию и республику. Монархия- это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе: Великобритания (Соединенное Королевство, Великобритания и Северная Ирландия); Испания; Швеция; Голландия; Бельгия; Люксембург; Дания; и др. В Азии: Саудовская Аравия; Кувейт; Объединенные Арабские Эмираты. В Африке: Марокко; Лесото и др. Признаками Монархии: а) главой государства является монарх; б) власть монарха передается по наследству; в) он исполняет свой обязанности пожизненно; г) монарх не избирается народом; д) он не может быть принудительно смещен с должности (кроме революции, переворота и т.п.); е) монарх, как правило, главнокомандующий вооруженными силами; ж) существует особая процедура принятия власти. Монархия (виды): абсолютной (монарх обладает неограниченной властью); ограниченной, ее разновидности а) дуалистическая; б) парламентская, в) нетрадиционная монархия. История знает и др. формы монархий, расскажите о них. Республика -это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки республики: а) высшие органы избираются народом (либо формируются органами, избранными народом); б) деятельность данных органов ограничена сроком; в) имеет место разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную. Основные виды республик: а) президентская; б) парламентская; в) смешанная (парламентско-президентская); г) нетрадиционные виды республик. Расскажите о них. Форма правления в России (современное состояние). В ст.1 Конституции РФ 1993г. сказано, что Россия имеет республиканскую форму правления. Термин «республика» в переводе с латинского означает «публичное, общественное дело». Республика – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит выборным органам, на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республика свидетельствует о демократичности государства. На основе Конституции РФ 1993г. в России установилось скорее суперпрезиденская республика, с большими полномочиями Президента РФ. Ослабляет Президентскую власть Правительство РФ и уменьшает ее в объеме власти - Федеральное Собрание. Для того чтобы избежать ошибок прошлого, сегодня целесообразно использовать в качестве формы правления президентско-парламентскую форму республики, в которой сильное правительство ее формирует президент и парламент, крупные партии.
|