![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия религии Г.В.Ф. Гегеля
" Жизнь Иисуса" - всего лишь краткий пересказ Нового завета, хотя многие евангельские притчи излагаются автором весьма вольно. Но в ней нет ни слова о благовещении, непорочном зачатии, чудесах, воскресении из мертвых и т.п. Христос, описываемый Гегелем, - моралист, апеллирующий к разуму человека. Здесь на первом месте у Гегеля не чувство, а разум. Эта идея будет и дальше развиваться Гегелем во многих последующих зрелых работах. " Чистый, не знающий пределов разум есть само божество. В соответствии с разумом упорядочен план мироздания? разум раскрывает перед человеком его назначение, непреложную цель жизни? он часто меркнул, но никогда полностью не угасал, даже во мраке всегда сохранялось слабое его мерцание". Гегель признает, что развитие европейской культуры и науки требовало изменений в отношении к богу и религии: " Чем больше расширяется познание конечных вещей - ведь область распространения наук стала едва ли не беспредельной, и все сферы познания почти необозримо увеличились, - тем больше сужается круг знаний о боге. Некогда в прошлом всякое знание было наукой о боге. Нашу же эпоху характеризует иное: нам ведомо все на свете, мы знаем о бесчисленном количестве предметов, но ничего не знаем о боге." И одной из целей своих лекций Гегель видел в установлении этих новых отношений. В ранних работах Гегель критикует религию. Вот, что он пишет в одной из работ написанных в Берне про христианскую религию, считая ее позитивной: " Позитивная религия противоестественна или сверхъестественна, содержит понятия, сведения, для рассудка и для разума недосягаемые и чрезмерные, требует таких чувств и действий, которые никогда не были бы произведены человеком естественным, но которые, если взять чувства, насильственно вызываются особыми средствами, а если взять действия, то совершаются только по указке и из послушания, без личной заинтересованности". Молодой Гегель ставил религию выше философии, в зрелые годы взгляды его несколько изменились. Гегель говорит, что философия и религия близки по целям, имеют общее содержание, общие потребности и интересы. " Предмет религии, как и философии, есть вечная истина в ее объективности, бог и ничто, кроме бога и объяснения бога. Философия не есть мирская премудрость, но познание немирского, не познание внешней массы, эмпирического наличного бытия и жизни, а познание того, что вечно, что есть бог и что связано с его природой. Ибо природа эта должна обнаруживать себя и развиваться. Поэтому, поясняя религию, философия поясняет самое себя, а поясняя себя, поясняет религию." (ну в общем читай ЖЖ) 27. «Антропологический принцип» Л. Фейербаха Видным представителем младогегельянской школы был Людвиг Фейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении. При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из этого он ратовал за религию любви к человеку.
В вопросах гносеологии Фейербах делал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличался от предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовки проблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира.
Основное содержание и смысл философии Фейербаха — отстаивание материализма. Антропологизм Фейербаха проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, которая рассматривается им как «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так как человек для него — абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.
|