Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетенция Совета Республики Беларусь.
Компетенция Совета Республики в основном сосредоточена в ст. 98 Конституции, однако следует также иметь в виду те же предварительные замечания, которые сделаны нами при освещении полномочий Палаты представителей. Согласно указанной статье основные полномочия данной палаты можно разделить на следующие группы:
законотворческая — одобрение либо отклонение принятых Палатой представителей законов (п. 1 ст. 98), реализация права законодательной инициативы (ст. 99), делегирование Президенту законодательных полномочий (ст. 101); участие в процедуре импичмента в отношении Президента, прекращение его полномочий в связи с состоянием здоровья (п. 7 ст. 98, ст. 88); решение кадровых вопросов — дача согласия Президенту на назначение руководителей высших судебных инстанций, избрание шести судей Конституционного Суда и др. (п. 2—4 ст. 98); контроль над деятельностью местных Советов депутатов — отмена их решений при несоответствии законодательству, роспуск при наличии оснований (п. 5, 6 ст. 98); рассмотрение указов Президента о введении чрезвычайного или военного положения, полной или частичной мобилизации и принятие по ним решения в трехдневный срок (п. 8 ст. 98).
88.Акты Парламента. Конституционные и программные законы: понятие, характеристика.
Парламент в лице их палат принимает законы и постановления. При этом Палата представителей свои решения принимает в форме законов и постановлений, а Совет Республики — в форме постановлений. Палатой представителей принимаются постановления по вопросам распорядительного и контрольного характера. По общему правилу решения палат (законы и постановления) принимаются большинством от полного их состава, то есть от 1 10 депутатов и 64 членов Совета Республики соответственно. Однако есть исключения, когда необходимо квалифицированное большинство: за принятие конституционных законов, а также программных законов (их два), преодоление вето Президента на принятый закон, отмену декрета должно проголосовать не менее двух третей от полного состава палат (ст. 100, 101, 104 Конституции), столько же требуется для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья или смещении его с должности (ст. 88 Конституции). Можно выделить несколько видов законов: 1) конституционные законы (ч. 1 ст. 140 Конституции); 2) законы о ратификации международных договоров, что возводит эти законы и соответственно международные договоры в ранг актов, обладающих более высокой юридической силой, чем иные (кроме конституционных) законы, включая программные (ст. 8, абз. 2 ч. 4 ст. 116 Конституции); 3) иные (обыкновенные) законы, в том числе кодексы. Все акты Парламента, которые по своему содержанию являются нормативными правовыми актами, облекаются в форму закона. Однако есть одно исключение — регламенты палат (ст. 105 Конституции), являясь нормативными правовыми актами, утверждаются постановлениями, которые подписываются председателями палат. В отношении законов сформулирован важный принцип, который применим и к иным нормативным правовым актам: закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан (ст. 104 Конституции). Законы принимаются Парламентом в соответствии с Конституцией, другими законодательными актами (например, Законом о Национальном собрании), а также регламентами палат.
|