Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИНИ-СЕМИНАР 2 страница. • Не останавливайтесь на полпути






• Не бойтесь рисковать

• Не останавливайтесь на полпути

• Побольше практики

• Поверьте в свои возможности

• Не увлекайтесь самокритикой

На мой взгляд, ее советы применимы к любому виду деятельности.

____ МИНИ-СЕМИНАР

JlefiedeftHtfUlbtu ftUCtfHOK.

Чтобы выполнить это упражнение, забудьте обо всем, что вы ранее знали об искусстве. Возьмите лист бумаги и каран­даш и нарисуйте что-нибудь «вверх ногами». Не отвлекай­тесь, пытаясь правильно представить в голове образ; просто сконцентрируйтесь на рисовании линий так, как вы их видите. Засеките время. Не поворачивайте листок с рисунком, пока полностью не завершите работу.

Шаг 3. Ос6о< 5ос}шне м/< /омсншса ^Htfifl/tU се^я

Теперь вы готовы сделать шаг в мир искусства. Вступите в него, используя природное любопытство. Позвольте творческому духу самому прокладывать


вам направление как в отношении средств (каран­даш, пастель или акварель), так и в отношении цвета, формы и стиля, которых вы придерживаетесь. Подчини­тесь процессу, который идет внутри вас, доверьтесь случайности. И наконец, не судите себя строго и не рас­страивайтесь, каким бы ни был результат. Занимайтесь этим с удовольствием, а не для критического самобиче­вания.

Одна древняя китайская сказка метафорически описы­вает великую волшебную силу искусства. Бедный юноша по имени Ма Лианг рос, мечтая стать великим художни­ком. Он рисовал прутиком на песке или углем на плоском камне. Ма Лианг был настолько беден, что не мог купить даже кисть.

Однажды из моря появился старец и дал Ма Лиангу кисть. Он сказал мальчику, что кисть станет волшебной и принесет большое богатство, если тот будет исполь­зовать ее во благо других людей. Но если пользовать­ся этим даром немудро, кисть может принести несча­стье.

Вначале Ма Лианг нарисовал птицу. Как только он сделал последний мазок, птица ожила. Осознав силу кис­ти, Ма Лианг решил помочь своим соседям в деревне:

нарисовал новую сеть для рыбака, земледельцу подпра­вил его разбитый плуг, подарил много риса семье, кото­рая давно голодала. О мальчике с волшебной кистью про­знал злой император и приказал ему явиться во дворец, чтобы Ма Лианг умножил его богатство. Мальчик отка­зался, объяснив императору, что его кисть должна ис­пользоваться только во имя добра.

Тогда император отобрал волшебную кисть и велел стражникам бросить Ма Лианга в тюрьму. Император нарисовал столько драгоценных камней, что чуть не уто­нул в них. Испугавшись великой чудесной силы кисточки, он попросил Ма Лианга нарисовать пейзаж с золотым деревом. Мальчик нарисовал дерево на острове и лодку, чтобы доплыть туда. Подул легкий ветер, лодка поплыла к острову.

Но император был нетерпелив, ему хотелось побыст­рее оказаться рядом с золотым деревом. Тогда Ма Лианг нарисовал сильный шторм. Лодку бросало из стороны в сторону, император начал умолять Ма Лианга успокоить ветер, пообещав, что больше не будет ничего просить. Мальчик взял волшебную кисть и все стало, как прежде. Говорят, что Ма Лианг до сих пор бродит по свету, помо­гая тем, кто нуждается в его кисти и волшебной силе искусства.

У вас тоже может быть своя волшебная кисть (каран­даш, гончарный или ткацкий станок, музыкальный инст­румент и т. д.) для того, чтобы познать великую силу искусства.

МИНИ-СЕМИНАР

ЗанимашЯесь ucKi/ccfiieciM. {/ля сеЗя

Для развития художественного восприятия полезно выпол­нить следующие упражнения. Начните с любого. Потратьте столько времени на эти задания, сколько захочется. При же­лании некоторые из них можно повторить.

ПРОЕКТ 1. Действуйте без оглядки, как в детстве. Положите коробку с карандашами или фломастерами на видное место. Ежедневно уделяйте рисованию хотя бы пять минут. Если вы будете делать это, то вскоре заметите, как во время рисования у вас появляется почти детское ощущение свободы. Некоторые бизнесмены, с которыми я работал, предлагали такое упражнение в качестве теста нанимающим­ся на работу.

ПРОЕКТ 2. Пробудите свои эмоции.

Купите детский набор художественной или плакатной туши и бумагу для рисования. Возьмите ненужный кусочек ткани и вволю перемешайте краски. Создавайте самые не­мыслимые сочетания цветов. Рисуйте ради собственного удовольствия, чтобы почувствовать силу цвета и пробудить дремавшие внутри эмоции. И не имеет никакого значения, что получится в результате.


Нарисуйте двадцать четыре картинки. Развесьте их на сте­не. Вы сами удивитесь, насколько замечательная получится композиция.

Когда упражнение будет сделано, поразмышляйте, как оно повлияло на вас. Может быть, оно послужило стимулом для занятий другим видом творчества? Или с его помощью уда­лось немного расслабиться и вы захотите к нему вернуться?

ПРОЕКТ 3. Расширьте свои перспективы.

Это упражнение поможет осознать, как разнообразен ок­ружающий мир. Сфотографируйте хорошо знакомые вам объекты, попытавшись запечатлеть их с неожиданной точки зрения: найдите в привычных вещах что-то забавное, стран­ное, то, чего раньше не замечали. Фотографируйте со всех сторон. Пусть на этих снимках обычное предстанет в неожи­данном ракурсе. Постарайтесь создать особую эмоциональ­ную атмосферу, каким-то образом выразите себя. Такое за­дание может выявить в вас огромное количество творческих идей.

ПРОЕКТ 4. Раскройте свою творческую сущность. Чтобы понять, каким творческим началом вы обладаете, создайте с помощью природных материалов, таких как листья деревьев, а также кусочков ткани и журнальных картинок не­кую композицию. Подумайте, как именно вам хотелось бы выразить свои сокровенные мысли, желания или пристрастия. Наклейте свою композицию на плотный картон. В те момен­ты, когда вы будете чувствовать себя в тупике или разочаро­ванным, посмотрите на свое творение, и оно напомнит, на­сколько сильна и прекрасна ваша творческая сущность.

ПРОЕКТ 5. Изобразите свою проблему в виде рисунка. Выберите какую-нибудь неприятную для вас ситуацию:

конфликт с начальником, усталость от сверхурочной работы, непослушание детей — что угодно. Возьмите фломастеры или цветные мелки, сфокусируйтесь на ситуации и попробуйте выразить все свои эмоции. И не жалейте на это времени. Употребите все имеющиеся в вашем распоряжении краски, чтобы изобразить свои чувства. Нарисуйте либо субъекта конфликта, либо то, как вам видится сама проблема, — сло­вом, все, что может помочь в ее решении.

Подобно живописи, звуки музыки — всегда в нашем подсознании. С самого момента рождения нас окружают мелодии и ритмы. Неудивительно, что почти в любой мифологии древности встречаются истории о силе музы­ки. В одном из мифов ацтеков описывается, как в начале создания люди были опечалены тем, что их покинул Ве­ликий Дух Тецкатлипока. На его поиски отправился один человек. Он добрался до Восточного Океана, где и нашел Дух Тецкатлипока. Великий Дух приказал человеку пой­ти туда, где живет Солнце и вернуть музыкальные инст­рументы и певцов, дабы люди могли сочинять и испол­нять музыку в его честь. Дух помог человеку добраться к дому Солнца по мосту, составленному из кита, морской черепахи и морской коровы.

Человек уже почти перешел мост, когда Солнце пре­дупредило певцов, что крадется вор. Оно наказало певцам ничего не отвечать этому человеку, если тот заговорит с ними. Однако человек обратился к ним с такой красивой песней, что певцы не смогли устоять. Они окружили его, играя на своих инструментах и подпевая ему. С тех пор всякий раз, когда люди пели, танцевали и играли на музы­кальных инструментах, приветствуя духов, те спускались с небес, чтобы присутствовать на празднике.

Согласно этому мифу, музыка привносит в творче­ство божественное начало, наделяя нас вдохновением. К сожалению, обращение к музыке для многих людей ни­чем не отличается от их подхода к искусству вообще: они колеблются, напуганы и чрезмерно критично настроены к собственной музе. Такое отношение часто закладывается в детстве, когда на уроках музыки учат технике исполне­ния, а не радости творчества. Вообще достаточно лишь раз назвать ребенка бесталанным, чтобы навсегда отбить у него охоту к музыке. Бывают даже случаи, когда пре­подаватели хора советуют детям, которые, на их взгляд, поют плохо, просто открывать рот.


Подобно рисованию, обучение игре на любом музы­кальном инструменте может расширить ваше Я.Д.Р.О. История происхождения и развития инструмента может пробудить ваш интерес, а своеобразие характера и эмо­циональный диапазон инструмента — затронуть ваши самые глубокие чувства. Некоторые из них звучат грубо­вато и напористо, в то время как другие — нежны или даже меланхоличны. Игра на музыкальном инструмен­те — это и форма отдыха. Разнообразные исследования показали, что музицирование или прослушивание произ­ведений классической музыки могут повысить ваш уро­вень мышления. Понимание и наблюдение связей между нотами в композиции, по-видимому, влияет на логиче­ские и математические способности.

И даже если в детстве у вас был негативный опыт занятий музыкой, все равно остается стимул для их во­зобновления. Чтобы раскрыть свой дремлющий музы­кальный талант, необходимо не только наслаждаться музыкой разных жанров, но и самому взять в руки ин­струмент. Но теперь делайте это согласно собственным правилам. Заняться музыкой никогда не поздно. Я начал обучаться игре на фортепьяно в тридцать пять лет и знаю многих людей, которые начали играть на скрипке или виолончели в среднем возрасте. Выберите и вы для себя инструмент и самообучающую программу, способ­ную доставить удовольствие от занятий музыкой и под­нять настроение.

МИНИ-СЕМИНДР

Музыка (/ля qifuut

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, не­обходимо определенное время. Но вы можете выбрать что-то не очень сложное, например: барабан, тамбурин, гармо­нику, электронное пианино, флейту, свирель или бас-гитару. Эти инструменты можно освоить в течение нескольких не­дель. Даже если вы не сможете уделять музыке много вре-

мени, все равно получите возможность наслаждаться, само­стоятельно извлекая звуки, мелодии и ритмы.

Если времени у вас побольше, попробуйте оркестровые инструменты — трубу, кларнет, скрипку или народные, такие как гусли или волынка. Многие инструменты можно взять напрокат.

Создайте аи/зей в своей пам^ини

Созерцание произведений искусства позволяет ярче воспринимать все стороны жизни. Ювелирное искусство древнего Египта и греческие амфоры, шедевры Средневе­ковья и эпохи Возрождения, современная скульптура — бесчисленные экспозиции в лучших музеях мира — доказательство силы творческого духа человечества.

Знакомство с произведениями искусства может также быть благом и для собственного творчества. Во-первых, искусство расширяет ваше творческое Я.Д.Р.О., в особен­ности — любознательность. Знакомство с картинами и многообразием стилей художников даст вам возможность плодотворно проводить время. Исследование различных периодов и направлений в истории искусства — это на­столько необъятная сфера, что у вас всегда будет чем заняться. Но, прежде всего, искусство откроет перед вами множество способов познания мира. Посмотрите, как по-разному изображали художники один и тот же ландшафт или человеческую фигуру. Любое произведе­ние искусства — постоянное напоминание о том, что жизнь можно интерпретировать с разных точек зрения. Именно чувство творческой свободы наделяет нас вдох­новением и дарит прекрасное настроение после посеще­ния музея.

Особенно поучительным в изучении искусства яв­ляется понимание того, как поколениям художни­ков приходилось каждый раз преодолевать власть тра­диций при создании новой эстетики. Например, в эпоху Возрождения возникло несколько школ мастеров, про-


должавших западноевропейскую традицию. Художники, от Альберти и Беллини до Тициана, Леонардо да Винчи и Микеланджело, научились использовать более слож­ную линейную перспективу, богатство красок и форм в своих живописных полотнах и скульптурах. Представи­тели барокко, такие как Караваджо в Италии или Ру­бенс в Бельгии, многое перенявшие от традиции Воз­рождения, подчеркивали роль пространства, света, драматургию образов. Однако в девятнадцатом столетии приоритеты в художественной эстетике вновь измени­лись. Сначала благодаря движению, которое мы называ­ем Романтизм. Это направление стремилось прежде всего проиллюстрировать возврат к простоте и силу чувств. А затем появились художники, которые стреми­лись в деталях изобразить окружающий мир. Этот стиль получил название Реализм.

Начиная с середины XIX столетия возникают и широ­ко распространяются новые изобразительные стили. Вы наверняка слышали или изучали всевозможные «измы»:

импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, кубизм, сюрре­ализм, футуризм, конструктивизм, минимализм. Все они появились лишь сто пятьдесят лет тому назад. Амери­канское искусство также претерпело немало революций. Каждый художник создавал собственную философию творческого видения: от громадных, наполненных энерги­ей, полотен Джексона Поллока до феминистских скульп­тур Джуди Чикаго и авангардистских работ Кристо, ко­торый целиком окутал своими полотнами отдельные здания и мосты.

Это непрестанное изучение принципов, новых средств и методов в искусстве может быть поистине вдохновляю­щим для вашего собственного творчества. Вы многое мо­жете взять из работ любого художника, но особенно по­лезными могут оказаться те, кто разрушал преграды или намеренно бросал вызов и себе и нам в попытке полнос­тью переосмыслить искусство и саму жизнь.

В следующий раз, когда вы соберетесь в музей или на концерт, не пропускайте мимо души то, что вы видите

или слышите. Ваш творческий опыт возрастет, если употребить определенные усилия для активного воспри­ятия искусства. Взаимодействуйте с тем, что вызывает ваши чувства. Дайте выход всем своим эмоциям и мыс­лям, которые вызывает в вас то или иное произведение. Определите, какие эмоции возникают, когда, например, вы стоите перед холстом или слушаете музыку. Счастье? Печаль? Раздражение? Гнев? Удивление? Какими бы ни были ваши чувства, используйте этот опыт для развития собственных идей. Задайте себе пять стандартных вопро­сов журналиста: Кто? Что? Почему? Когда? Где? и по­размышляйте о том, что вы видите или слышите. Эти вопросы будут буквально одолевать ваш мозг и застав­лять вас искать ответы, которые приведут к большому числу новых ассоциаций, полезных для собственного творчества.

Том Вуджек в книге «Как создать идею» приводит любопытный пример методики активного наблюдения. Он рассказывает, что, когда знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор» была отреставрирована и возвращена в музей Риджекса в Амстердаме, хранители музея приду­мали план, как привлечь внимание к шедевру. Вначале они попросили обычных посетителей задавать вопросы. Целью было получить представление о наиболее часто встречающихся вопросах относительно этой картины. Среднего человека, как показал опрос, обычно интересу­ет следующее: сколько картина стоит? Пробовал ли кто-нибудь подделать ее? Какие в ней недочеты? Но среди вопросов встречались и те, которые имели непосред­ственное отношение к искусству: почему Рембрандт избрал именно этот сюжет? Были ли среди прототипов исторические персонажи? Применил ли Рембрандт в процессе работы над полотном дотоле неизвестную тех­нику письма?

Столь разительное расхождение в содержании воп­росов объясняется тем, что некоторые посетители музея смогли выйти за пределы обывательского интереса к картине. Урок этой истории заключается в том, что


необходимо активно воспринимать искусство — даже если и придется задать себе дюжину вопро­сов. Активное восприятие не только уве­личит удовольствие от общения с ис­кусством, но и разовьет ваши чувства и идеи. Вы сможете при­менить их впоследствии в соб­ственном творчестве. Этот поиск может привести к самым неожиданным ре­зультатам. Многие крупные писатели и ху­дожники черпали вдохновение в работах других известных мастеров. Любое дело выигрывает от соприкосновения с искусством: один предприниматель разработал серию зонтиков после просмотра специальной коллекции картин Моне в Чи­кагском Институте искусств.

МИНИ-СЕМИНАР

3)евшЯь омьиНов xiftfOMcec/Явенною на& ио^ения

Привнесите в ваше Я.Д.Р.О. толику искусства, когда в оче­редной раз окажетесь в тупике или когда будете искать све­жее решение проблемы.

ПОСЕТИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЛИ ГАЛЕРЕЮ. Возьмите с собой записную книжку. Уделите некоторое время просмотру любого произведения, которое, как вам кажется, «сделано» на хорошем уровне. Не размышляйте о том, что вы должны увидеть; просто обратитесь к тому угол­ку души, где рождается ваше настроение. Познакомьтесь с картиной поближе. Не раздумывая, ответьте на следующие вопросы:

• Какие эмоции возникают при взгляде на картину?

• Какие образы возникают в вашей голове, когда вы смотрите на полотно?

• Кого или что напоминают вам эти образы?

• Какие три сюжета вы смогли бы придумать, исходя из содержания картины?

2. ПОСЛУШАЙТЕ ОТРЫВОК МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗ­ВЕДЕНИЯ. Выберите кассету или компакт-диск из своей фо­нотеки. Сядьте, расслабьтесь и внимательно слушайте музы­ку. Воспользуйтесь наушниками, если мешает какой-то шум. Какие чувства будит в вас это произведение? Когда в после­дний раз вы чувствовали нечто подобное? Можно ли исполь­зовать эти чувства в вашей работе?

3. ПОЗВОЛЬТЕ ИСКУССТВУ ВЫЯВИТЬ ВАШУ ПОЗИЦИЮ. Если решение какой-либо проблемы поставило вас в затруд­нительное положение или вам необходимо разработать сис­тему взглядов на какой-то проект, посвятите весь день изуче­нию живописи или музыки. Это поможет вам расслабиться. Необходимо освободить мозг от всего несущественного и найти наиболее удобное для восприятия положение тела. Выберите тот вид изобразительного или музыкального искус­ства, который поможет вам войти в режим созерцания — раз­мышлять не торопясь о картинах, фотографиях, керамике, гобелене или других художественных произведениях. Искус­ство и музыка изменят ваше настроение, успокоят, наполнят прекрасными ощущениями и приведут в такое состояние, при котором ваше собственное творчество будет осуществляться более свободно.

4. ПОПЫТАЙТЕСЬ ОЦЕНИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕ­СТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ. Посетите одну из галерей, где выстав­лены произведения, которые, как вы инстинктивно чувствуете, вам не понравятся. Расспросите знатока об этих работах и попробуйте понять, почему это сомнительное, на ваш взгляд, искусство пользуется успехом и стоит очень дорого. Будьте готовы к тому, что это искусство вас заинтересует и, вполне вероятно, мнение о нем изменится.

5. ПОСЕТИТЕ МАСТЕРСКУЮ. Какое ремесло привлекает вас более всего — гончарное, рукоделие, работа по дереву, шитье, керамика, витражи, ювелирное искусство? Что говорит о вас самих интуитивный интерес к этому ремеслу? Вдохнов­ляет ли вас хотя бы одна из этих работ?

6. ИЗУЧИТЕ КАКОЙ-НИБУДЬ ОРИГИНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ИЛИ ШКОЛУ В МУЗЫКЕ ИЛИ ЖИВОПИСИ. Выберите какой-то период в истории искусства, например Возрождение,

2t<


барокко, романтизм, классицизм или один из современных «-измов». Познакомьтесь с основополагающими понятиями и философией того времени и с тем, что предшествовало ему и что было после. Попытайтесь понять, чем были вызваны изменения в стиле. Продиктованы ли они переменами в об­щественных взглядах, политике, эстетике?

Затем, по окончании исследования, задумайтесь, как пони­мание процесса перехода от одного направления к другому могло бы отразиться в вашей собственной работе. Не следу­ет ли вам отказаться от взглядов, из-за которых страдает ваше творчество? Может быть, стоит попробовать себя в новом стиле? Сможете ли вы взглянуть на собственное творчество с другой точки зрения?

7. ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, КАК ИСКУССТВО ФОРМИРУЕТ ВАШЕ ВОСПРИЯТИЕ. Случалось ли вам полностью менять свое мировоззрение благодаря какому-либо произведению искусства? Многие из поколения 60-х чувствуют, что лирика Пола Саймона, Джон Митчелл, Боба Дилана, группы «Битлз» и «Грейтфул Дэд» изменили их общественные и политические взгляды и даже всю жизнь. «Герника» Пикассо привнесла ужас Гражданской войны в Испании в каждый дом. А когда в последний раз искусство изменяло ваши взгляды?

8. ПОСЕТИТЕ ВЫСТАВКУ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА И РЕАЛЬ­НО ВЗГЛЯНИТЕ НА СВОИ ПРОБЛЕМЫ. Напомните себе, сколь незначительны ваши трудности в масштабе всего человеческо­го существования. Черпайте свое вдохновение из тысячелетнего опыта человечества в решении своих насущных задач.

9. ИССЛЕДУЙТЕ ИСКУССТВО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИ­ФОЛОГИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР. Изучайте греческие ам­форы, скульптуры эскимосов, глиняную посуду американских индейцев или африканские маски. Познакомьтесь с соответ­ствующими мифами и легендами. Что они говорят нам о силе и многосторонности человеческой природы? Есть ли такой герой мифа, на которого вам хотелось бы походить? Можете ли вы придумать историю, отражающую ваши собственные творческие муки?

Эти и другие упражнения могут служить источником но­вых идей и способны развить ваш талант исследователя. Бла-

годаря полученным вдохновению и новым возможностям вы могли бы пересмотреть свои планы: как перестроить дом, начать новое дело или написать послание в стихотворной форме своему избраннику. Определение своих истинных чувств и преодоление творческих заблуждений поможет вам найти оптимальное решение проблемы. Пользуйтесь этой методикой постоянно. Хотя бы раз испробуйте ее сами и затем поделитесь впечатлениями с друзьями.

В главе «А вы — творческая личность?» уже говори­лось, что, помимо всего, вы могли бы собирать понравив­шиеся произведения искусства. Многие заполняют свои квартиры и офисы красивыми или «интеллектуальными» предметами искусства: картинами, вазами, гобеленами или чем-нибудь еще. Они считают, что искусство — инте­ресное, красочное, живое, пугающее или уникальное — восстанавливает их творческую энергию. Даже если вы не можете пополнить свою коллекцию глиняной посудой до-колумбовой эпохи или шедеврами живописи, вы все равно можете собирать предметы искусства. В каждом музее есть магазин, который продает недорогие плакаты и реп­родукции картин. Вы можете разместить их на своем ра­бочем месте.

Многие учебные художественные заведения проводят выставки студенческих работ, которые можно купить. Кроме того, талантливые люди продают свои акварели, холсты, керамические изделия и т. д. на ярмарках и «раз­валах». В закрывающихся книгохранилищах часто можно найти довольно ценные экземпляры старых, но поддаю­щихся восстановлению книг с прекрасными гравюрами и эстампами или почтовые открытки с интригующими сю­жетами, которые развлекают, вдохновляют или приводят в восторг. Все это можно рассматривать как искусство. Если вы хотите иметь подлинник, но не можете отыскать скульптуру или картину, которая была бы вам по сред­ствам, подумайте о вложении капитала в фотографии.


Они доступны, но пользуются все большим спросом у коллекционеров.

И конечно, легко доступна музыка. Ходите на конкур­сы в музыкальных училищах. Купите абонемент на се­рию концертов. Запишите на магнитофон радиоконцерт. Бывайте на бесплатных представлениях в летних теат­рах. Зайдите куда-нибудь, где можно потанцевать.

Поиск и приобретение произведений искусства не яв­ляется слишком уж сложным, независимо от того, имеете ли вы такие доходы, как Пол Гетти (младший) или как бывший почтальон и его жена, которые в течение не­скольких десятилетий собрали коллекцию картин, гобе­ленов и скульптур мирового уровня, пожертвовав ее за­тем Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

На знаменитой заставке киностудии MGM (в виде ре­вущего льва) есть надпись «Ars gratias artis» — искусст­во ради искусства. Это утверждение применимо к любо­му творчеству. Помните об этом всегда: искусство ради искусства означает «заниматься искусством, прилагая собственные творческие усилия». Решили ли вы зани­маться танцем, оперой, театром, фотографией, выдува­нием из стекла или любым другим видом творческого самовыражения, искусство позволит вам выйти за рамки существующих знаний и обогатить себя новыми чувства­ми, образами и идеями. Любое время, потраченное на восприятие искусства — в роли наблюдателя или участ­ника, — окупится. Ваши чувства станут более живыми и в конечном счете творческими.

С^п/гсинегия 7. Цспсиьз^шне сов/геменмле

ffleXHJOAOZUU

" Т< -\< ^О.ЛОИЛД С-Т/циЖЛ/ЦИ. С-ЛОО eOp^'jWL», «Ll! > t^jt-yS> '60'>. О WW, 'ОЮ1-1ИД 1Л. lUoT/UHA-KJL-tClAJL •ODO^St-ТЛ. ОуиИДСЛ/ШОС-Ь

к, 'йуюоил/ии, ^л>; \\л)логл^ял^. [ом. ^-лЭулли,

Легенда о монахе и винном прессе показывает, что далеко не всем людям удается освоить появляющиеся технологические новинки. Дело было в Италии. Старый монах имел репутацию неплохого винодела. При изготов­лении вина он, по давней традиции, давил виноград нога­ми. Одному богачу настолько понравилось его вино, что он подарил монаху новейшее изобретение — винный пресс. Но когда через несколько недель этот человек вновь посетил монастырь, он был очень удивлен, увидев, что монах по-прежнему давит виноград ногами.

— Почему ты продолжаешь топтать виноград вместо того, чтобы пользоваться новым прессом? — спросил бо­гач.

Монах ответил, что ему нравится винный пресс, но он значительно осложняет его работу.

— Зачем мне еще раз давить виноград прессом после того, как я уже и так хорошо потрудился, раздавив его ногами? — спросил он ошеломленно.

Смысл этого рассказа понятен: если вы не шагаете в ногу с научно-техническим прогрессом, то не сможете полностью ощутить выгоды, которые он предлагает. Пе­рестаньте «топтать виноград» и научитесь использовать технологию для увеличения своего творческого потен­циала.


В этой главе рассмотрены два направления развития творческого начала с помощью технологии.

Технология как катализатор любого творческого процесса. Для многих из нас персональный компьютер изменил сам процесс труда. Компьютеры и эффективное программное обеспечение воздействовали на каждый ас­пект творчества — от подготовки текстов и баз данных до программ создания идей и средств взаимодействия, например, в Интернете.

Технология как форма творческого выражения. Мно­гие художники не считают технологию орудием творче­ства. На их взгляд, она не дает такого же ощущения, как, например, кисть, резец или любой из тех инструментов, которые обычно ассоциируются с творческим процессом. И хотя компьютер не может вызвать у вас такого тепло­го щемящего чувства, как мольберт или ткацкий станок, сегодняшняя технология создает целые отрасли промыш­ленности для талантливых людей.

Если вы уже достаточно знакомы с компьютером, то обязательно поймете идеи, изложенные в этой главе. Но даже не будучи докой в работе с компьютером и не отли­чая аппаратные средства от программных, вы все равно сможете извлечь пользу от чтения этой главы и принять информацию к сведению.

Обратите внимание: эта глава в основном посвящена наиболее доступным для обычного человека современным технологиям: программному обеспечению и периферий­ным устройствам персональных компьютеров.

Жехлолйгил как 1г/ге^б< ^1авление возможноапей

Рассмотрим все творческие процессы. Компьютеры радикально увеличивают скорость ре­шения многих задач и позволяют выполнять все более

сложную работу. (Есть убедительное свидетельство того, как технология продвинулась вперед менее чем за 50 лет: сегодня для изготовления открытки «С днем рож­дения», на которой можно написать юмористическое по­слание, заплатив за нее всего несколько долларов, было задействовано гораздо больше компьютерной техники, чем во всем мире до 1950 года.)

Подумайте о привычном процессе письма. Если бы эта книга была написана всего пятнадцать лет назад, мне при­шлось бы вначале изложить на бумаге мои идеи и мысли, затем отпечатать несколько черновиков на печатной ма­шинке IBM Selectric, вручную вырезая и соединяя разде­лы. В конце концов, мне пришлось бы перепечатать боль­шую часть рукописи, изменив содержание по требованию редактора. Само собой разумеется, компьютер радикально упростил этот длинный и утомительный процесс.

Но подготовка текстов — лишь вершина айсберга воз­можностей творческих технологий. Некоторые виды про­граммного обеспечения расширяют творческий потенци­ал, независимо от вашей профессии. Рассмотрим следую­щие темы:

• Программы рождения идей

• Управление информацией

• Ресурсы работы в режиме son-line»

• Электронная справочная система

• Групповое программное обеспечение и Интернет

/ЗосхшншЯельнл «tfMHbie» о/и/^ия:

nfiozfioMMM. /гомс^енил ш/ей

Относительно недавно появилось весьма интересное программное обеспечение, значительно облегчающее твор­ческий процесс. Так называемые программы рождения идей основаны на ряде методов, открытых исследовате­лями стимулирования творчества. Наиболее известными программами из этого пакета являются:


IdeaFisher. Программа IdeaFisher была изобретена Марком Фишером, главой агентства недвижимости «21 век», человеком разнообразных творческих интересов. Эта программа — результат любви Фишера к юмору, еще один пример того, как «забава и игра» может стать инструментом творчества. Ему было интересно, почему некоторые люди придумывают более удачные шутки, чем другие. Ответ, как он понял, надо искать в ассоциа­тивном мышлении, способности работать со словом и в интуитивном ощущении связи различных ситуаций. IdeaFisher облегчает этот творческий процесс, помогая формировать связи между идеями и быстро переходить от одной к другой. Идея Фишера широко используется писателями-юмористами и комиками, но она может при­меняться гораздо шире — для создания идей, пригодных в любой жизненной ситуации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал