Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть III. Запишите пять дел, которыми вы всегда мечтали заняться
Запишите пять дел, которыми вы всегда мечтали заняться. Не сковывайте свое воображение никакими ограничениями — ни в сложности, ни в деньгах, ни во времени. 1. _____________________________ 2. ___________________________ 3. __________________________ 4. __________________________ 5. ___________________________ Обведите кружочком одно из занятий, которое наиболее реально выполнить, и проделайте его в течение ближайших суток. Затем переходите к следующему пункту. Возьмите обязательство выполнить этот пункт в течение нескольких месяцев. Продолжайте работать со списком. Если вы считаете, что затраты на какое-то занятие выходят за рамки ваших финансовых возможностей, попробуйте подойти к этому вопросу творчески. Повесьте список на видное место и вычеркивайте выполненные пункты. S)ecsuflb способов, fccuc nfiu^nectflu fUU/OCfftb в свОЮ fUt^Oltilf Хотя это и может показаться странным некоторым твердолобым начальникам, психологи считают, что веселье является важным фактором создания эффективной рабочей обстановки. Исследования показали, что люди работают энергичнее и толковее, если структура организации дает им возможность расслабиться. В некоторых компаниях практикуется так называемый «неформальный день», когда сотрудникам разрешается ходить на работу в любой одежде. Некоторые фирмы идут еще дальше и поощряют сотрудников и даже руководителей высшего звена носить эксцентричную одежду (например, шляпы с пропеллерами на макушке или галстуки с бананами и рыбами). Журнал «Sunset» опубликовал фотографию рождественской открытки одной фирмы, на которой группа сотрудников изображала карандаши, стоящие в коробке. Яркий пример являет собой компания «Microsoft». Во время моего недавнего посещения главного управления компании я увидел в коридоре группу сотрудников, играющих в мини-гольф. По правде сказать, время для забавы было несколько необычное, но то, как они играли, демонстрировало высокий творческий потенциал сотрудников компании. Для того чтобы доставить мяч от метки (на первом этаже) до лунки (на втором этаже), использовался лифт. Несмотря на то что нет прямой корреляции между фантастическим успехом «Microsoft» и хорошим настрое- нием ее сотрудников, нетрудно представить себе, что новые идеи и продукты, разработанные этой компанией, произрастают и из способности сотрудников развлечься в разгар напряженной работы, играть и дурачиться в течение дня. Фактически у руководителей «Microsoft» имеется «бюджет хорошего настроения», и они могут расходовать его на поддержание нужного эмоционального уровня, на развлечения в столь экстравагантной, но вполне уместной форме. Самый лучший способ поддержать бодрое настроение в фирме — это постоянно давать понять, что веселье одобряется, приветствуется и вознаграждается. Этот принцип справедлив и для директора крупной корпорации, и для председателя школьного совета, и для церковного старосты. Роберт Таунсенд, автор книги «Только вперед!» и бывший президент компании проката автомашин, прекрасно сформулировал суть дела: «Если вы не выполняете свою работу отлично, то лучше не беритесь за нее вовсе. Потому что, если это не делается отлично, то это и не забавно, и не прибыльно. А если вы не делаете свое дело ради забавы или прибыли, то какого черта вы вообще тут делаете?!» Вот несколько предложений, как поощрять на работе творчество. Возможно, они также помогут в ситуациях, когда необходима новая идея. Включайте в конец и начало совещаний какие-нибудь развлекательные моменты. Многие руководители проводят совещания так, как будто являются распорядителями похорон. При этом они почему-то ожидают от сотрудников проявления творческого подхода к делу. Но творчество не развивается там, где люди боятся говорить или улыбаться. Я всегда предлагаю начинать совещания с небольшой юмористической зарядки. Консультируя одну фирму, я предложил нанять актера, который при полном параде, со знаками отличия и наградами, изображал генерала Паттона во время открытия рекламной кампании. Неожиданный персонаж разрядил несколько натянутую атмосферу начала совещания, и торговые представители очень быстро усвоили всю подготовленную для них информацию. Вовлечение всех участников в работу совещания неизменно приводит к превосходным результатам. Потребуйте, чтобы каждый участник подготовил свой анекдот, или раздайте всем бумагу и карандаши и попросите нарисовать карикатуру на тему той проблемы, над решением которой вы работаете. Посетите городок аттракционов или карнавал. Эта рекомендация основана на моем личном опыте. Как-то я занимал руководящую должность в фирме, сотрудники которой имели очень напряженную рабочую неделю. Я сэкономил примерно сто долларов в квартал из бюджета мелких расходов и в один прекрасный день повел всех в ближайший городок аттракционов. Когда мы пришли на место, я выдал каждому пригоршню четвертаков и сказал: «Развлекайтесь!» И вот в течение двух часов начальники отделов и разработчики, торговые представители, секретари и клерки катались на машинах на автодроме, на карусели, играли в мяч... А потом мы пошли в ближайшую закусочную, знаменитую своими крошечными гамбургерами по тридцать девять центов, в просторечии именуемыми «скользунчиками», и моментально поглотили их двести штук с жареным картофелем. На следующий день сотрудники пришли на работу оживленными, бодрыми. Никто больше не сетовал на трудности, все проявили новый, свежий подход к своим задачам. Производительность труда неизмеримо выросла, а люди даже спустя многие месяцы ностальгически вспоминали этот день. Выделите специальное помещение, где сотрудники могут разрядиться. На многих предприятиях от сотрудников требуется не только проявление творчества, но и Соблюдение строгого порядка и правил поведения. Почему бы не выделить один из кабинетов для организации в нем комнаты творчества, где сотрудники могут просто пова- лять дурака, поиграть на музыкальных инструментах, порисовать? Проведя всего лишь несколько минут в такой комнате, они будут возвращаться на свое рабочее место бодрыми и свежими. Компания «Lucent Technologies» внедрила эту идею в жизнь. В специальной комнате были даже установлены набивные мягкие кресла для комфорта. В этой комнате можно развешивать рисунки, плакаты, газеты, глупые вопросы (например, «Если бы наша фирма была зверем — то каким?» или «Если бы про нашу фирму снимали кино, то кто играл бы директора?»). Такие вопросы на первый взгляд кажутся бессмысленными, но они провоцируют появление свежих идей, которые могут принести пользу всей компании. Попробуйте проделать одно из упражнений, которое автор этих строк вместе с психологом Роджером фон Оихом предлагает во время семинаров: «Создайте самый сомнительный девиз вашей фирмы». Наиболее удачный лозунг, на мой взгляд, был предложен сотрудником одного крупного банка: «Твое одиночество скрасим мы, если возьмешь у нас взаймы». Устраивайте «День игр». Предложите сотрудникам привести на работу своих детей или пригласите школьников из ближайшей школы. Когда рядом дети, взрослые раскрепощаются и играют. Я сам видел, как серьезные руководители с упоением играли в «Лего», сидя на полу, — такова власть семилетнего ребенка над взрослыми. Когда одна из крупных энергетических компаний Техаса устроила у себя нечто подобное, некий молодой человек двенадцати лет от роду высказал идею, которая сэкономила компании несколько миллионов долларов. Используйте игры, при обучении. В процессе обучения элемент игры чрезвычайно важен. На семинарах, которые проводит моя фирма, мы приглашаем всех участников учиться, играя. На некоторых из них мы учим жонглировать и вращать тарелки. Используем мы также и различные наглядные учебные пособия (это такое научное слово, обозначающее игрушки), чтобы слушатели помнили основные положения материала даже после того, как их блокноты с записями семинара покроются пылью. Мы раздаем всем гнущиеся волшебные палочки, которые напоминают о необходимости проявлять гибкость мышления. Мы кидаем в слушателей огромные глыбы пености-рола, которые выглядят так, как будто весят тонну, — чтобы учились судить не по внешнему виду. Все это весело и забавно — и участники безболезненно усваивают информацию. Разрешайте сотрудникам по разным специальным поводам носить маски, карнавальные костюмы и прочий смешной хлам. Журнал «Wall Street» рассказал об аудиторской фирме «Lipshults, Lavage and Lee» из города Нортбрук, штат Иллинойс, где директор во время налоговой кампании раздал сотрудникам маски горилл для поддержания их боевого духа. Кроме того, он разрешает сотрудникам играть в дартс в кабинетах. Естественно, это окупилось как экономически, так и психологически: текучесть кадров в компании снижается, а доходы растут. Назначьте одного сотрудника вице-президентом фирмы по юмору. Назначьте одного из сотрудников (лучше известного шутника) ответственным за проведение вечеров и поддержание хорошего настроения трудового коллектива. Каждые несколько месяцев проводите ротацию, чтобы у всех был шанс попробовать себя в этой должности. Используйте необычные титулы на визитных карточках. Легко попасть в ловушку слишком серьезного восприятия собственной персоны. Проявите творческий подход по отношению к своим визитным карточкам. Один торговый представитель присвоил себе титул «Бог торговли», а директор консалтинговой фирмы заказал фирменные бланки и карандаши с надписью «Образцовый плут». Вручайте шутливые награды. Введите ежемесячное или ежегодное награждение и чествование наиболеетвор- ческих сотрудников. Награды можно назвать в честь тех людей, которые в вашей области известны своеобразным поведением. Например, если у вас в фирме есть менеджер, отличающийся особой склонностью к беспорядку, вы можете учредить грамоту имени такого-то за особые достижения в охране окружающей среды. Всякие доморощенные шутливые изобретения сделают для поднятия творческого духа сотрудников гораздо больше, чем дорогостоящие консультации специалистов, приглашенных со стороны. Посылайте коллегам шутливые послания на открытках и по электронной почте. Элемент неожиданности всегда добавляет шуткам особую остроту. Пошлите клиенту или другу забавный факс без какой-либо причины. Ищите повод повеселить окружающих. Это окупится — они могут подкинуть вам какую-нибудь полезную идею для ваших будущих творческих устремлений. Пишите первоапрельские пародии. Спародируйте стиль газеты вашего предприятия, составьте «типичный» протокол совещания или составьте почти правдоподобный приказ об изменениях в кадровой политике компании. Но это должно быть действительно очень остро, иначе все затеянное теряет смысл. МИНИ-СЕМИНАР УЩии/ца/пш^невный /галочий ллам по xmofuf Подумайте о том, как органично ввести юмор в жизнь вашей фирмы, вне зависимости от вашей должности (то есть вне зависимости от того, кто вы есть — рабочий, руководитель среднего звена, директор). Затем ответьте на следующие вопросы: • Разрешает ли распорядок вашей фирмы появление на рабочем месте в неформальной одежде хотя бы раз в неделю? Если нет, то почему? 6 Зак № 28 решения проблем. Кроме того, юмор способствует сохранению здоровья и исцелению болезней. Авторы известных книг Норман Казинс, доктор Берни Зигель, доктор Карл Саймонтон неоднократно писали о том, как юмор уменьшает страдания больных раком, а иногда даже приводит к исцелению. Смех отключает систему автопилота и заставляет острее осознать окружающее. Юмор является тем выстрелом стартового пистолета, который вызывает смешные, фантастические или эротические мысли. Также уместно сравнить его с динамитом, взрывающим препятствия, стоящие на пути творчества. Очень часто интересные идеи появляются после шутки, анекдота, каламбура. Как пишет доктор Джоэль Гудмен, директор проекта «Юмор» (Саратога Спрингс, Нью-Йорк): «Юмор — это способ превратить „Ха-ха" в „Ага! "». Предлагаю вам восемь способов, как внедрить юмор в вашу работу: Начните собирать любимые карикатуры. Храните их в папке и время от времени просматривайте. Создайте библиотеку любимые комедий. Как старые, так и современные комедии дают отличную возможность отвлечься от утомительной работы и дать передышку утомленному мозгу. Если вам нужно снять напряжение или отвлечься, посмотрите или послушайте то, что вам нравится. Подпишитесь на юмористический журнал. Такие публикации часто помогают увидеть знакомые вещи в новом свете. Регулярно ходите в клуб любителей комедии Если вы не боитесь рискнуть, пойдите как-нибудь на вечер открытого микрофона и выступите перед публикой. Если это вас не устраивает, смотрите комедии по кабельному телевидению. Создайте базу анекдотов на компьютере. Я сам создал юмористическую базу данных с помощью программы InfoSelect (см. стратегию 7). Просматривайте свою базу данных, когда вам скучно или вы чувствуете, что застопорились. Посещайте студию импровизаторов. Импровизация позволяет дурачиться и учит творчески мыслить буквально на ходу. В большинстве крупных городов есть клубы импровизации, которые проводят уроки для всех желающих. Ежедневно обменивайтесь шутками по электронной почте. Повесьте отрывной календарь с анекдотами и карикатурами. И помните мудрый совет: если трудно — смейся! _________________________ МИНИ-СЕМИНАР Ои, еншЯе свое ^йуйй» Kmofia Итак, проведите аудиторскую проверку своего чувства юмора. Ответьте на следующие вопросы, чтобы оценить роль юмора в вашей жизни. • Когда вы в последний раз рассказали анекдот? • Можете ли вы рассказать анекдот прямо сейчас? • Как часто вы читаете странички юмора в газетах? • Когда вы последний раз купили юмористическую книгу? Какую? • Ваша любимая кинокомедия? • Ваш любимый комический актер? • Есть ли поблизости от вас театр комедии и когда вы были там в последний раз? • Поощряете ли вы членов вашей семьи и друзей рассказывать анекдоты и смешные истории? • Какие радиостанции проводят час юмора? Если вы затрудняетесь ответить на эти вопросы, значит, вам следует ввести в вашу жизнь побольше смешного. Как уже было сказано ранее, невозможно переоценить роль окружающей нас среды. Где бы вы ни находились, призывайте всех шутить и играть. Есть ли у вас на рабочем месте игрушки или головоломки? У режиссера и продюсера Стивена Спилберга есть целая комната, наполненная видеоиграми и игровыми автоматами. Писатели, редакторы и другие люди, занятые творчеством, наполняют свои кабинеты разными игрушками — резиновыми цыплятами, смешными шляпами и забавными кнопками. Эксцентричные предметы смешат и побуждают к творчеству. В восьмидесятые годы компании тратили миллионы долларов на проведение собственных олимпийских игр или туристских слетов с наведением веревочных переправ для поощрения взаимопомощи, развития коллективизма и внедрения веселой обстановки на работе, вместо того чтобы дать возможность сотрудникам самим проявить инициативу и самим определить, что для них является веселым и увлекательным. Несмотря на огромные затраты и благостные намерения, большинство этих дорогостоящих мероприятий не приносили ожидаемых результатов. По правде говоря, то веселье, которое порождается собственными усилиями коллектива, сделает гораздо больше для поднятия боевого духа и создания атмосферы дружбы и сотрудничества, которая способствует творчеству. Найдите такие интересные детали, которые оживят ваше жизненное пространство. Если вы уже давно не посещали магазины игрушек, сделайте это и посмотрите, что привлечет ваше внимание. Не пропустите и магазины компьютерных игр, не забывайте, что игры можно заказывать по каталогам. Вы будете приятно удивлены разнообразием головоломок и калейдоскопов — от трехмерного сборного глобуса до очень забавных игр, которые позволят вам снова почувствовать себя ребенком. Помните, что эти игрушки могут не иметь никакого отношения к вашей работе. Они должны просто служить разминкой ума. Для начала принесите игрушки из дома, а лучше приобретите сразу целый набор. МИНИ-СЕМИНАР Меток cKifvifm3oe Я настоятельно рекомендую вам иметь целый мешок игрушек или забав, которыми вы можете пользоваться в разных ситуациях, когда нужно расслабиться, развлечься, снять стресс, подстегнуть процесс мышления. Для этого можно использовать пластмассовую инструментальную коробку или цветной пластиковый или матерчатый мешок. Положите в него следующие забавные и стимулирующие предметы: • слинки • карандаши • мелки • головоломку • калейдоскоп • мячик • прибор для пускания мыльных пузырей • «Лего» Пусть это находится в вашем рабочем кабинете. Если вы проводите совещание, вывалите все эти игрушки на стол, и пусть ваши сотрудники играют с ними. Исследования показали, что многие люди лучше думают, когда могут вертеть что-то в руках. Спорт и физические упражнения помогут вам в творчестве. Некоторые виды спорта не только способствуют секреции эндорфинов, которые дают вам ощущение воодушевления и ясности мышления, но также поощряют коллективные действия и развивают стратегическое мышление. Подумайте, как вы относитесь к тому, чтобы: • организовать велосипедный поход по неизведанным местам; • провести хоккейный матч на роликовых коньках против команды двенадцатилетних детей; Внимание! Автор настоятельно советует вам носить шлемы, наколенники и налокотники. По прочтении этого параграфа вы принимаете правила безопасной игры, а автор снимает с себя всякую ответственность за травмы, повреждения и синяки, которые вы можете получить во время рекомендованного времяпрепровождения. С другой стороны, все положительные эмоции, которые вы получите во время игр, следует отнести исключительно на счет автора. • заняться гимнастикой, танцами, балетом; • заняться йогой, ушу или чем-то еще, чего вы раньше не пробовали; • перепутать спортивное оборудование. Играйте в теннис боксерскими перчатками или-в бейсбол — баскетбольным мячом; • устроить бейсбольный матч для соседей и их детей; • поучиться скалолазанию; • в обеденный перерыв посетить спортивный зал или, что еще лучше, сделать пробежку по городу. Веселая семейка Если в вашем доме будут царить шутки и смех, то это будет способствовать созданию творческой атмосферы — особенно если у вас есть дети. Ваше нестандартное поведение может вызвать и нестандартное мышление. Даже если вы солидный папа или дородная мама, не бойтесь кататься по полу или даже вываляться в грязи вместе с вашими детьми. Пусть они увидят вас облаченным в смешную шляпу и костюм — и не только в Святки. Используйте время обеда или ужина как возможность рассказать новый анекдот или какую-нибудь другую смешную историю. И однажды ваши дети поймут, что вот такие семейные шутки — это лучше, чем просто смотреть телевизор. У них появятся свои собственные идеи, как еще повеселиться. В нашей семье дети давно решили, что все наши «несерьезные тайм-ауты» будут записываться на магнитофон. С тех пор мы вместе распеваем наши любимые песни. А моя коллега по работе Диана Берг время от времени надевает на себя корону и мантию и говорит своим двум дочерям: «Все, сегодня я королева». И они с готовностью выполняют все ее приказания. К примеру, она просит дочерей разлить на бумаге для факса шоколад, нарисовать картину ее королевства, а потом еще облизать испачканные шоколадом руки. Неудивительно, что девочки проделывают все это с большим энтузиазмом. А как вы веселитесь в своей семье? Вы подстрекаете своих домочадцев к шуткам? Помогаете им расслабиться? Скажите, как часто вы играете с детьми? Или вы не позволяете себе потерять так называемое чувство собственного достоинства взрослого человека? Скажите, вы способны «скорчить рожу»? Кстати, если вы думаете, что, стараясь быть серьезнее, вы проживете дольше, — то это вряд ли. Заведите специальный семейный веселый журнал, придумайте что-нибудь еще, что сделает жизнь ваших детей хоть немного веселее, что привнесет радость в ваше совместное времяпрепровождение. веселье всегда к MecfUlf Неподалеку от Феникса, штат Аризона, есть два поселка — Сан-Сити и Сан-Сити-Вест, обустроенных усилиями компании «Del Web». Скорее всего, названия этих поселков наведут вас на мысль о тихом доме отдыха в сердце пустыни. Когда родители сказали мне, что хотят купить там дом после выхода на пенсию, я представил себе, как они сидят в креслах-качалках в залитой солнцем комнате с кондиционером. Но поскольку строители Сан-Сити понимали, насколько важно веселиться в любом возрасте, они создали что-то вроде летнего лагеря для взрослых. Его обитатели могут посещать специальные развлекательные центры и заниматься любыми видами деятельности, которые только можно вообразить — от аэробики и компьютерных классов до моделирования железных дорог и постановки спектаклей. Пожилые люди не уходят на покой, а напротив, заряжаются новой энергией. Они используют весь свой богатый жизненный опыт и полученный здесь заряд бодрости для того, чтобы развивать свои таланты, пускаться в приключения, радоваться каждому дню. Разумеется, моим родителям нравится такая жизнь. Их единственная проблема заключается в том, что не хватает времени на все дела. Неважно, сколько вам лет и где вы живете — радуйтесь жизни сейчас, живите сейчас! Найдите такую игру, которая дает вам радость и бодрость, и вы увидите, что стрессы, связанные с работой, карьерой, семьей, ослабевают по мере того, как растет и усиливается ваше творческое Я.Д.Р.О. CfnftCUflezmi 5. TaseuSawtle свой wufieAAewfi с пашяцью чтения У Чг-ЛСКАЛЛ, КОумОрУЙЛ. WJL. ЧУ^М-Л \ОюОИ4, ТЛ\ Ш-ЛлЯ, и-ь/й tCi/ucr)> ic-i/i\ ^гл^лйпл-гх-уКв t^»M wt-лг, ujwo " l/L\ ' B процессе нашего образования нас учат читать главным образом для того, чтобы мы смогли получать дополнительную информацию, а не для того, чтобы помочь нам открыть, как чтение может влиять на наш творческий потенциал. Мы чаще всего просто обучены читать, мы не осознаем всей силы и возможностей чтения. А на мой взгляд, самой важной целью чтения должно стать пробуждение в нас собственных мыслей и творческой деятельности. В идеальном варианте чтение должно быть звеном некоего замкнутого жизненного цикла, в котором мысли автора передаются вам, а затем уже ваши идеи возвращаются в мир в виде вещей, создаваемых вами, работы, которую вы выполняете, и людей, на которых вы оказываете влияние (а эти люди, в свою очередь, пишут книги, основанные на том, чему их научили вы). Книги самых разных жанров — правда, только хорошие — выводят нас из состояния успокоенности и способствуют расширению нашего творческого Я.Д.Р.О. Они будят нашу любознательность, позволяя окунуться в разнообразие человеческой жизни; с их помощью становятся доступнее новые идеи; они учат нас рисковать, давая возможность опробовать новые мысли и взгляды на истину; они позволяют исследовать соблазнительные темы в безопасности собственного дома; они подогревают наш азарт, когда мы пытаемся докопаться, понять причины или разобраться в идеях, имеющих для нас глубокое значение. Немецкий философ Артур Шопенгауэр в 1851 году писал: «Чтение равнозначно размышлению с еще чьей-то головой вместо одной своей собственной». Читая, вы как бы проникаете в мысли других людей и пользуетесь ими как своими собственными. Усваивая видение мира героев книг, их ценности, мотивы их поступков и их взгляд на будущее, вы пополняете свой собственный банк идей, который и служит горючим для вашей творческой деятельности. К тому же для большинства из нас печатное слово по-прежнему является первичным источником информации. Большая часть получаемой информации о нашей культуре и нашем обществе, информация, столь необходимая для нашей работы и профессионального роста, базируется на письменных материалах. И кроме того, чтение положительно воздействует на развитие всех типов нашего мышления. Лишь очень немногие творческие средства превосходят чтение в возможности развить наше вербально-лин-гвистическое мышление. Чтение обогащает словарный запас, расширяет знание грамматики и синтаксиса. Еще важнее то, что чтение знакомит нас со множеством моделей творческого самовыражения, тем самым расширяя нашу лингвистическую чувствительность и возможности выражения своих собственных мыслей. Читая, вы узнаете о метафоре, импликации, тональности и многих других элементах выразительности, которые так высоко ценятся каждым художником, деловым человеком или новатором. Большинство видов чтения заставляет нас рассуждать и мыслить логически для того, чтобы проследить сюжетную линию или разгадать загадку произведения. Таким образом, чтение формирует наше логико-математическое мышление. Многие книги и статьи подталкивают нас к тому, чтобы заняться самоанализом, спросить самого себя, что же мы ценим в жизни, и серьезно задуматься о своих чувствах и взаимоотношениях с другими людьми. Отдельные книги непосредственно помогают нам приблизиться к нашим глубинным ощущениям и мыслям. Но даже романтические истории и детективы или просто юмористические сборники косвенно развивают наше коммуникативное мышление, побуждая нас по-новому взглянуть на принятые нами решения и на свою жизнь в целом. Давая толчок воображению, чтение развивает у нас и способности пространственного мышления. Хорошая книга приглашает нас представить себе бесконечный мир с его событиями и действующими лицами. Образы, которые мы по кусочкам собираем из каждой прочитанной книги или статьи, застревают у нас в голове, со временем образуя обширную сеть идей и ощущений, которые становятся фоном для наших собственных творческих начинаний. В итоге эти образы являются основой для метафор, когда мы пишем, приобретают реальный облик, когда мы рисуем, и даже воздействуют на принимаемые нами решения. К сожалению, после окончания школы или колледжа многие из нас либо совсем прекращают читать, либо сокращают объем прочитанного — для того чтобы высвободить время для восприятия прочих видов информации. Для большинства людей главным источником новостей становится телевидение. Однако способность телевидения подталкивать к размышлению или творчеству несравнимо слабее, чем у книг или журналов. Эксперты средств массовой информации относят телевидение к пассивным средствам. Оно не требует от вас никакой деятельности — так как безо всякого вашего вмешательства с экрана в ваше сознание перетекают зримые образы, которые появляются лишь для того, чтобы заполнить «информационный пробел» между тем, чего вы не знаете, и тем, что хотите узнать. Как правило, телевидение не соблазняет вас поучаствовать в обучении или в творческом размышлении. МИНИ-СЕМИНАР OnfteqeJiuifie свой к0Эфф1щиешИ ч/Яения Следующие вопросы помогут вам определить ваш коэффициент чтения, оценить свои собственные успехи. 1. Сколько книг, не относящихся к художественной литературе, вы прочитали за последние три месяца? Оцените 3 баллами каждую книгу ______________ 2. Сколько книг, которые можно отнести к художественной литературе, вы прочитали за последние шесть месяцев? Оцените 1 баллом каждую книгу ______________ 3. Сколько журналов вы выписываете? Оцените 1 баллом каждую подписку а) Какой процент выписываемых вами журналов вы читаете или, по крайней мере, просматриваете каждый месяц? О не оценивается 1 — 33% 5 баллов 34 — 66% 10 баллов выше 66% 15 баллов 4. Сколько информационных бюллетеней вы выписываете? Оцените 1 баллом каждую подписку ____________ а) Какой процент выписываемых информационных бюллетеней вы читаете или, по крайней мере, просматриваете каждый месяц? О не оценивается 1 — 33% 5 баллов 34 — 66% 10 баллов выше 66% 15 баллов 5. Сколько газет вы выписываете? Оцените 1 баллом каждую подписку 6. Читая газету, вы: а) Читаете только отдельные разделы — например о спорте, домашний раздел, финансовый раздел? Оцените 5 баллами б) Читаете все подробно, от начала до конца? Оцените 10 баллами_________________ в) Бегло просматриваете всю газету, а подробно читаете только интересующие вас статьи? Оцените 15 баллами_______________________ г) При чтении газеты я не пользуюсь никакой системой. Оцените 7 баллами_________________________ 7. За прошедшие две недели сколько вы прочитали публикаций (в газетах, журналах, книгах), не соответствующих вашему обычному чтению? Оцените 2 баллами каждую публикацию __________ 8. За прошедший месяц пользовались ли вы услугами компьютерного режима on-line для розыска какой-нибудь публикации? Если да, оцените 10 баллами __________________ 9. Вы вскрываете и проматриваете почту, в том числе и рассылаемую рекламу? Если да, оцените 5 баллами ___________________ 10. Вы читаете обратную сторону коробок для крупы? Если да, оцените 5 баллами __________________ 11. За прошедший месяц читали ли вы детские книги (вне зависимости от того, сами по себе или своему ребенку)? Оцените 1 баллом каждую прочитанную книгу ______ 12. Были ли вы в книжном магазине в прошедшем месяце? Если да, оцените 2 баллами __________________ 13. Были ли в библиотеке в прошедшем месяце? Если да, оцените 2 баллами __________________ 14. В прошлом месяце останавливались ли вы у газетного киоска, чтобы полистать газеты или журналы? Если да, оцените 2 баллами __________________ 15. Просматриваете ли вы план выпуска книг? Если да, оцените 5 баллами __________________ 16. За последние три месяца слушали ли вы аудиозаписи с обучающими программами? Если да, оцените 5 баллами __________________ 17. Вы обучались методу увеличения скорости чтения? Если да, оцените 5 баллами __________________ Итого баллов ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ • Общее количество от 100 баллов и выше. Вы снабжаете свой мозг разнообразной и здоровой творческой информацией. • От 75 до 99 баллов. Вы на верном пути, но вам нужно расширить круг тематики чтения или, наоборот, углубить его, читая как можно больше по какой-то одной, интересующей вас, теме. • От 50 до 74 баллов. Вам требуется погоняла для того, чтобы вы уделяли чтению побольше времени и сил. • 50 баллов и ниже. Способность читать у вас развита слабо; для ее развития читайте как можно больше каждый день. Созоание плана ^б/гчеасого членил Если вы хотите с помощью чтения сделать вашу жизнь более творческой, возьмите за правило составлять план чтения. Он послужит многим целям, включая следующие: Он укрепит ваше обязательство читать. По сути, план чтения — это ваш договор с самим собой читать каждый день. Без обязательств такого рода очень легко проводить день за днем, не беря книгу в руки. Он расширит и разнообразит круг вашего чтения. Принимая во внимание то, что ежегодно печатается около 50 тысяч книг да плюс еще тысячи популярных и специализированных журналов, выбор чтения может превратиться в кошмар. Возможно, вам знакомо выражение 17? «перенасыщенность информацией», введенное в нашу речь специалистом по информации Ричардом Соулом Верманом для того, чтобы описать то болезненное ощущение многих людей, страдающих сегодня от захлестывающего потока информации. План чтения — это противоядие от информационной перенасыщенности. Разрабатывая план чтения, вы предварительно обдумываете цель чтения — таким образом ваши решения приобретают осознанный характер. Чем больше произведений различных авторов вы прочитаете, тем больший вклад вы внесете в свою творческую кухню вдохновения. У каждого автора свое видение жизни, о чем свидетельствуют различия в стиле, моральных принципах и предметах творчества различных писателей. Каждый из авторов создает отличные друг от друга миры, в которые вы должны, как минимум, заглянуть, прочитав хотя бы несколько страниц. Он способствует учащению случаев интуитивной прозорливости и совпадений. Так как план обязует вас к ежедневному чтению, то возрастают и шансы «случайных» находок чего-либо ценного или интересного для вашей творческой деятельности. По мере работы над этой книгой я постоянно сталкивался с материалами, которые нашли свое развитие в моих исследованиях и подсказали мне новые идеи для собственного профессионального роста. Вот четыре шага, которые вы можете взять за основу при составлении плана чтения. Шаг f. Соглашение о елсе^невном /Яво^ч.еас& м чШвнии Начните с заключения договора о чтении с самим собой. Для этого воспользуйтесь примерно такой формулировкой: Я, _, в целях расширения своего собственного творческого Я.Д.Р.О., настоящим договором обязуюсь читать каждый день в течение следующих ____ месяцев либо газету, либо журнал, либо художе- ственную литературу, либо какой-нибудь иной печатный материал. Мои цели таковы: а) развивать и углублять знания, полученные в результате чтения; б) как можно больше узнавать об окружающем меня мире; в) расширять свои интересы и удовлетворять любопытство; г) развивать в себе способность генерировать идеи для творческой деятельности; д) (добавьте то, что считаете нужным). Как только закончится указанный срок действия договора и я почувствую, что получил от него пользу и удовлетворение, я продлю его действие на дополнительные ____ месяцев. Повесьте договор на стенку у вашего рабочего места или в спальне как постоянное напоминание о принятых вами обязательствах. Если время от времени вы будете нарушать договор, не раздражайтесь. Это бывает с каждым. Но как только вы начнете нарушать саму суть этого соглашения — то есть прекратите читать ежедневно, — возобновите свое обязательство и возвращайтесь на избранный путь. Хороший способ гарантировать самому себе выполнение договора — ведение журнала чтения, в котором вы можете записывать свои мысли о прочитанном или просто подводить краткое резюме. В качестве журнала можно использовать простую тетрадь или же карманный ежедневник. Каждый день отмечайте, что вы прочитали. Вероятно, вам захочется сделать краткие записи о содержании прочитанного как памятку на случай, если потребуется вернуться и найти что-то в будущем. Например, записи по дням могут быть такими: 15 января — журнал «Технология» 12 номер — просмотрен весь журнал. Отличная статья о подводных лодках. 16 января — журнал «Приятного аппетита» — январский номер — интересный отрывок об эльзасских десертах. 17 января — книга «Семь привычек людей с высокой эффективностью» — прочел 50 страниц. 18 января — провел один час в книжном магазине — просмотрел титульные листы новых поступлений художественной литературы. И так далее. Независимо от того, ведете вы журнал или нет, воспользуйтесь этим упражнением в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, помогла вам ли методика заключения договора с самим собой стать более творческим читателем. Если успех налицо, возобновите этот договор еще на несколько месяцев. Шаг 2. Чш& ашЯе понемнои/ Важный элемент программы творческого чтения — это чтение небольшими порциями по ходу дня. Освобождайте себе короткие периоды времени — по 5-10 минут, чтобы освежить свое мышление. Читая понемногу, вы имеете шанс поэкспериментировать с широким диапазоном материалов, каждый из которых предлагает что-то новое и отличное от другого. Избавьтесь от ощущения, что вам обязательно надо дочитать до конца какую-либо особенную статью или текст. Получайте удовольствие от чтения независимо от того, сколько страниц вы одолеете. Вы можете продолжать при этом читать книги или журналы и в течение более длительного времени. Но такой вид чтения дает вам опыт, отличающийся от того, который вы получаете при чтении небольших объемов в короткие промежутки времени. Шаг 3. Уазнао^/шзыНе ч/Яение Читая понемногу, в короткие промежутки времени, используйте как можно больше разнообразной литературы. Считайте этот вид чтения не полновесным ежедневным обедом, а легкой закуской. Чем больше вы разнооб- разите свое чтение, тем больше вы получите от него удовольствия и тем обширнее станет ваша информационная база идей и знаний. Замечательный способ разнообразить чтение — позволить случаю определить ваш выбор. Подойдите к газетному киоску и встаньте перед полкой с журналами. Закройте глаза и возьмите то, что подвернется под руку. К примеру, Бакминстер феллер — известный писатель, архитектор, инженер и дизайнер геодезических приборов — завел себе привычку покупать какой бы то ни было журнал, находящийся в правом верхнем углу любого киоска, у которого он останавливался. Таким образом, он был уверен, что остается открытым для новых идей и направлений, для необычной, нетривиальной информации. При подготовке этой книги в течение нескольких недель я пользовался тем же методом выбора журналов и в результате прочел следующие публикации: «Станем безумцами!» — Ну что ж, привлекательное название. Эта книга о психологии повседневной жизни — как сделать нашу жизнь лучше; отличные карикатуры. «Ножа и чернила» — журнал о татуировках. «Мир сноуборда» — журнал, посвященный занятиям сноу-бордом. «Путеводитель по местам археологических раскопок Западного Средиземноморья» — выделяется статья о загадочных мумиях древнего Китая. «Ваш дом» — французский журнал об интерьере дома, на английском языке; великолепные фотографии. «Гармония звуков» — журнал о классической музыке, статья «Бетховен — скрипач». «Дорога номер 66» — журнал с подробным описанием извилистого пути от Чикаго до Лос-Анджелеса. «Каталог каталогов» — справочник по каталогам, буквально все обо всем. «Домашняя школа» — журнал об обучении ребенка в домашних условиях. «Путешественник» — журнал о великих путешественниках. «Мир гитары» — эксклюзивное интервью с известным гитаристом Пирлом Джемом. «НЛО — это реальность?» — журнал публикует все принятые им сообщения об увиденных НЛО. Чтение журналов, которое при других обстоятельствах вы посчитали бы дополнительной нагрузкой, способствует пополнению вашего багажа знаний и поможет вам, когда вы в очередной раз столкнетесь с какой-то проблемой, кризисной ситуацией или просто когда представится случай воспользоваться этой свежей информацией. Например, в журнале «Станем безумцами!» я нашел несколько отличных идей для своих творческих семинаров. Всегда имейте под рукой перечень подписных изданий и как можно больше источников информации. Исследуйте все виды публикаций, включающие не только печатные, но и другие «альтернативные источники» информации. Большинство из нас ограничивают себя чтением книг, журналов и газет, но ведь существует обширный диапазон и других источников информации. Например: • Книги на кассетах. Некоторые компании выпускают аудиозаписи не только изданных книг, но и информационных бюллетеней. Аудиозаписи позволяют вам «читать» за рулем, во время занятий спортом и т. д. • Информационные бюллетени. Благодаря публикациям для персональных компьютеров существуют тысячи интересных специализированных информационных бюллетеней, охватывающих любую область. • Дайджесты. Вы можете приумножить свои источники чтения, подписавшись на этот вид печатной продукции. В дайджестах после предварительного просмотра тысяч публикаций печатаются либо сжатые печатные обобщения, либо аудиодайджесты. Существуют дайджесты по художественной и специализированной литературе. • Сервис подбора нужной информации в режиме «online». На базе диалоговых компьютеров, а также сети Интернет все более популярной становится услуга, при которой из сотен публикаций разыскиваются и предос- тавляются пользователям статьи по тем предметам, которые они предварительно указали. • Комплексное предоставление информации. Компактные диски и информация, которую можно получить, работая в диалоговом режиме on-line, в настоящее время стремительно вытесняют традиционные книги — например, энциклопедии. Например, Microsoft's Еп-carta — это энциклопедия на CD-ROAI (оптическом лазерном диске), которая содержит тысячи разделов, многие из которых включают в себя фотографии, аудиовставки и видеоклипы. Многочисленные компании производят диски CD-ROM, содержащие бесчисленное множество справочных материалов. • Почтовые поступления. Не торопитесь, даже не взглянув, выбрасывать то, что доставляется вам по почте. Простой каталог может подсказать вам новый способ упаковки изделия, которое вы производите, а интригующий заголовок какой-нибудь брошюры может навести на мысль, как вывести работу вашей компании на совершенно иной уровень. • Материалы на иностранных языках. Даже если вы не владеете свободно иностранными языками, вы можете пополнить свои знания о жизни иных стран и континентов, рассматривая фотографии, заголовки, статьи и рекламные объявления. Шаг У. Л)шменяш6е в лшзни /So, wRo бы шме/гмн^ш во в/имл ч/Яенмя. и ясушЯе сшс/Яливых собши/ешш и озсфешш Это — самая сердцевина плана творческого чтения, момент, при котором может появиться новая идея. Эта часть плана состоит из двух отдельных, равнозначных упражнений: ffon/tocu Mefoey ч/Иениеи Перед тем как вы начали что-то читать, спросите себя: «Какие из моих занятий нуждаются в новых идеях?» Отнесите этот вопрос и к своему бизнесу, и к хобби, и к семейной и творческой жизни. Составьте в уме список проблем, которые вас занимают. Поставив перед собой этот вопрос до того, как вы начали читать, вы становитесь более внимательным. Это подготавливает вас к встрече с творческими возможностями, с которыми вы можете столкнуться, и поможет распознать зародыши идей, которые могут быть полезными для вас. Кроме того, постановка таких вопросов перед чтением заряжает ваш мозг. Вы как бы ставите «наживку», на которую хотите поймать увлекательные идеи. Ну и конечно, если во время чтения вам встретятся интересные мысли или идеи, обязательно запишите их в свой журнал или карманный блокнот. Уазмыш^енил после ч/Яения Размышления перед чтением — это только одна сторона процесса. Не менее полезно после того, как вы только что оторвались от чтения, провести некоторое время, обдумывая прочитанное. Полезно еще раз взглянуть на вновь полученную информацию. Не упустили ли вы что-нибудь? Что-то, что могло бы вам помочь? Задайте себе следующие вопросы: 1. В чем суть этой статьи или раздела? 2. Какие проблемы пытается решить автор? Какие идеи он выдвигает? 3. Каким образом авторские идеи и решения касаются моей жизни? 4. Могу ли я позаимствовать из прочитанного новый метод мышления или какую-нибудь образную метафору, чтобы воспользоваться ими при решения своих проблем? 5. Есть ли возможность реализации новой идеи, содержащейся в этой статье? 6. Оставляет ли эта публикация вопросы без ответов? 7. Хочу ли я более глубоко исследовать тему этой статьи или книги? Осознавая перед чтением, какой результат вы хотите получить, и оценивая взаимосвязь прочитанного со своей жизнью, вы можете значительно увеличить шансы интуитивного прозрения или синхронного попадания. Даже чтение текста, казалось бы, не имеющего никакого видимого отношения к вашим творческим проблемам, может стать источником вдохновения или вызвать идеи, которые помогут вам в работе. Все, что вам для этого надо, — это чтобы хотя бы одна-единственная статья, рассказ или даже небольшой отрывок из текста срезонировали внутри вас, и тогда вы воскликнете: «Эв-рика!»
|