![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МИНИ-СЕМИНАР. УасиафяшЯе связи с /Яво^ческими людьми
УасиафяшЯе связи с /Яво^ческими людьми Посвятите свой выходной день просмотру газет, посещению книжных лавок, художественных магазинов или просветительских центров и узнайте, где располагаются творческие группы по интересам. Не важно, какой вид деятельности вы выберете, — найдите такую группу, в которую можно вступить. Это может быть и клуб совместных завтраков, и любая профессиональная ассоциация. В качестве альтернативы подумайте о возможных хобби — аппликации, фотографии, ку- линарии. Позвоните руководителю группы или придите непосредственно на собрание, познакомьтесь с людьми и решите, хотите ли вы вступить в это сообщество. .Наш/шЯе се^е мешно^ш Слово ментор происходит от имени персонажа древнегреческой " мифологии Ментора, советника Одиссея, учителя и наставника его сына Телемаха. Формально ментор — это человек, который учит, но отношение ученика к ментору подразумевает нечто большее, чем отношение ученика к учителю или работника к уважаемому начальнику. Истинное менторство подразумевает и заботу, и критику, и сопереживание. Ментор руководит и развивает талант своего ученика, учит его приемам ремесла, которыми сам владеет в совершенстве. Многие выдающиеся художники учились у более опытных предшественников — менторов. Леонардо да Винчи учился у Андреа Вероккьо, ментором Иоганна Себастьяна Баха был органист Дитрих Букстехуде, Людвиг ван Бетховен учился у Иозефа Гайдна, Поль Гоген и Поль Сезанн — у Камилла Писарро. В современном бизнесе также часто устанавливаются менторские отношения. Многие крупные компании проводят комплексные программы обучения молодых менеджеров под руководством старших опытных коллег, которые передают свой деловой опыт, учат принимать решения. В компаниях «Fortune 500» многие руководители высшего звена в свое время учились у наставников (например, Джек Смит из «General Motors»). В школах и колледжах для обучения студентов приглашают известных художников и поэтов. Многие деловые ассоциации в качестве одной из возможных услуг предлагают своим членам менторские программы. Если вы знаете хорошего мастера своего дела или учителя, достигшего определенных высот в той творческой деятельности, которая вас интересует, почему бы вам не попытаться установить с ним отношения, выбрав его своим ментором: обращаться к нему с вопросами, обсуждать вашу работу? Если вы устанавливаете такие отношения, то помните, что для их успешного развития потребуются все ресурсы вашего творческого Я.Д.Р.О. Если вы не любопытны и недостаточно энергичны, чтобы воплотить в жизнь предложения вашего ментора, то вы мало что сможете почерпнуть из его опыта. Если вы боитесь рисковать и не склонны к переменам, то все, чему он вас научит, пропадет втуне. Если вы не переносите критики, вы тем более не сможете получить никакой пользы от усилий вашего наставника. Если же вы сами станете ментором человека, которому необходим ваш опыт, это может самым благотворным образом сказаться и на вашей творческой деятельности. Присутствие ученика даст вам возможность осознать, как много вы знаете и умеете, почувствовать уверенность в своих силах. Принесут пользу даже вопросы вашего ученика, так как они зачастую заставляют серьезно задуматься, толкают к развитию новых творческих идеей, к стремлению поднять свою работу на более высокий уровень. В любом случае менторские отношения стимулируют все аспекты вашего творческого Я.Д.Р.О. Неважно, получаете ли вы знания или сами передаете их, сопричастность и сотрудничество, заложенные в основе этих отношений, приведут вас к достижению высоких творческих результатов. ________________________ МИНИ-СЕМИНАР Как намЛи Mewfisfta Есть ли в вашем окружении человек, который мог бы стать хорошим ментором? Попробуйте написать ему письмо, объясняющее, почему вы хотите, чтобы он стал вашим наставником, и почему вы считаете, что сами сможете стать его 7* достойным учеником. Если письмо вас удовлетворит, пошлите его. Если не получите ответа, то либо повторите попытку, либо поищите себе другого наставника. УазвибсшЛе ^ofMecKue па/г^пнфс^Яво и со/Я^уу/шчес/аво Один из наиболее эффективных способов подключиться к творческой энергии других людей — установление официальных партнерских отношений или союзов с одним или несколькими людьми для работы над конкретной творческой задачей. Творческое партнерство — обычное явление в искусстве, но оно существует и в мире бизнеса. Представьте себе, чем был бы наш мир, если бы не творческая энергия и изобретательность некоторых творческих дуэтов: Фред Астер и Джинджер Роджерс Джордж и Айра Гершвин Орвил и Уилбур Райт Пол Саймон и Арт Гарфанкел Пенн и Теллер Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский Братья Стругацкие Некоторые люди способны творить только в одиночестве. Им трудно делиться с кем-то мыслями, применять метод «мозговой атаки»*. Встречаются люди, которые сердятся или раздражаются, когда их просят принять участие в обмене мнениями или подчиниться условиям работы в коллективе. У коллективного творчества сложилась плохая репутация из-за многочисленных примеров психологической несовместимости, конфликтов из-за денег или личных амбиций. * Метод создания новых идей и поиска альтернативных решений. Обычно провидится в группе 7-15 человек. Во время проведения «мозговой атаки» запрещена критика, записываются все идеи, которые «выдаются на-гора». К сожалению, усвоенная нами с детства идея конкуренции приучила нас скорее действовать против всех, нежели сотрудничать с людьми. На своем семинаре я расставляю на столах коробки с «Play Doh» (различные материалы для конструирования костюма). Удивительно, но факт — мало кто притрагивается к ним, пока не получит приглашения. Когда же я прошу участников семинара создать какой-то наряд по своему выбору, то сначала они несколько минут рассматривают, что же лежит в коробке, а затем начинают действовать строго индивидуально. Очень редко кто-то обращается с вопросом к соседу — скажем, о выборе цвета или ткани. А встречаются и такие люди, которые даже не реагируют на вопросы тех, кто отважился на попытку сотрудничества. Я и моя коллега Диана Берг полагаем, что такое отсутствие стремления к сотрудничеству — очень показательное явление в коллективной работе американцев. Диана наблюдала поразительно интересные примеры коллективной работы на тех семинарах, которые она проводила в Японии. В аналогичном случае все слушатели-японцы немедленно открывали коробки и приступали к моделированию еще до того, как началось занятие. Они не только постоянно делились своими идеями, но и помогали соседям. Они комбинировали цвета и создавали настоящие произведения искусства за то же самое время, которое американцы тратили только на то, чтобы изучить надписи на коробках. Причина ясна: способность к сотрудничеству является огромной ценностью в японской культуре. Японские бизнесмены решают свои задачи коллективно. Факт остается фактом — у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Человек редко бывает совершенен во всем. В результате вы можете достигнуть гораздо большего, если будете работать с кем-то, кто дополняет ваши сильные стороны и заполняет пробелы ваших недостатков. У индейцев племени Хопи есть легенда, которая отражает ценность партнерского сотрудничества. Давным-давно племя вынуждено было покинуть свое селение из- за внезапного пожара. В спешке люди забыли в селении двух мальчиков — слепого и хромого. Мальчики поняли, что неминуемо пропадут в покинутой деревне, — спастись в одиночку они не могли. И вот они решили объединить усилия. Слепой посадил хромого к себе на плечи. Хромой высматривал дорогу, слепой шел — и они вместе догнали своих соплеменников. ^п/га& Аение со& иеоЯными е/еш^ивиями. В течение нескольких лет в ходе своей работы я неоднократно устанавливал творческие партнерские отношения, причем мне приходилось участвовать в работе нескольких коллективов одновременно. Есть один важный фактор, который способствовал успеху этих коллективов: мы потратили значительное время на то, чтобы разработать соглашение о совместной работе. Опыт показывает, что, если не было предварительного соглашения, через какое-то время сотрудничество начинает «хромать» из-за разногласий по вопросам подходов к работе, принятия решений и расходования средств. Ниже приводятся пять основных положений, гарантирующих успех ваших коллективных усилий: Определите тип вашего союза или объединения. Каков диапазон сотрудничества? Как долго оно продлится? Разработайте положение, приемлемое для каждого участника. Гарантируйте каждому члену союза не только участие в работе, но и получение равной доли преимуществ. Если один из участников вынужден нести непосильную эмоциональную или финансовую нагрузку, он начинает сердиться или раскаиваться, что ввязался в это дело. Создайте 'такую структуру вашего объединения, чтобы у каждого была возможность и давать и получать. Не пренебрегайте структурой. Как правило, творчество не является продуктом хорошо структурированной среды, но порядок поможет вам сосредоточить ваши усилия. Решайте проблемы по мере их возникновения. Самый лучший способ разрушить сотрудничество заключается в том, чтобы позволить недовольству, недоверию или гневу накапливаться без выхода. Вынесите все, что разделяет вас, на общее обсуждение и решите свои проблемы немедленно. Записывайте все. Соглашение о партнерстве очень важно даже тогда, когда вы вовсе не рассчитываете на получение прибыли, или даже если партнером является ваш близкий друг. __________ МИНИ-СЕМИНАР /бЯо вам. поШенцшиьный па^иЯне/г и cuiflfit/qmm? Подумайте о том, какие творческие задачи будут более успешно решаться в коллективе. Определите наиболее сильные стороны ваших познаний. В каких пяти областях вы наиболее осведомлены? Технология? Производство? Кулинария? Искусство? Оформление интерьеров? В каких видах рукоделия вы преуспеваете? Что вы умеете делать хорошо или даже отлично? Редактировать? Ткать? Руководить? Развлекаться? Воспитывать детей? Управлять автомобилем? Решите, что вы хотите узнать и что вам надо узнать. Каких навыков вам не хватает для достижения ваших целей? Знаете ли вы человека, который владеет этими навыками? Выберите двух или трех человек, с которыми вы могли бы работать. Решите, к кому из них вы можете обратиться с предложением принять участие в конкретном творческом предприятии. Вы можете выбрать что-то связанное с бизнесом или, напротив, занятие чисто развлекательного свойства. Попробуйте поработать вместе в течение некоторого испытательного срока (от двух до шести месяцев) и посмотрите, что дало вам ваше сотрудничество. Если результат вас удовлетворяет, продолжите совместную деятельность, привлеките к ней других людей. Если же предприятие не заладилось, вы всегда сможете прекратить деятельность по взаимному соглашению. Какую бы цель вы ни наметили — получение при- были или удовольствие — вы должны сосредоточить свои усилия в первую очередь на взаимном обогащении своего творческого Я.Д.Р.О. Уасши/гяшпе свои связи Возможно, вы знакомы с концепцией «шести степеней разделения». Если по линии своих контактов вы свяжетесь с каким-либо человеком, а он, по роду своей деятельности, свяжется с другим человеком и так далее, то, согласно этой теории, шестой человек будет лично знаком с предметом ваших поисков. Создание сети контактов соответствует этой концепции. Это используют те, кто занят в торговле, владельцы небольших предприятий, работающие на дому, — то есть все те, кому необходимо постоянно пополнять число клиентов. И в то же время расширение связей является важным аспектом творческого стиля жизни. Создание сети контактов — это использование навыков самых разных людей и общего интеллекта в целях достижения творческих результатов. Поиск людей, которые разделяют ваши идеи, дает грандиозные результаты. Подумайте о том, какие преимущества вы получите от общения с другими людьми: • дополнительная информация, обновляющая ваши познания • новый взгляд на проблемы • проверка и шлифовка идей, которые кажутся устаревшими • вдохновение и новые идеи • стимул к совершенствованию и новым попыткам • положительная обратная связь • поощрение, необходимое для продолжения работы • критика и/или конструктивные предложения • связь с другими людьми, которые могут интересоваться тем же видом деятельности • мудрость и философское понимание, которого вам не хватает • возможность новой работы, предприятия или новой любви • знания и навыки, компенсирующие ваши слабые стороны • «мозговая атака», помогающая пробить преграды мысли • психологическая поддержка • материальная помощь Создание сети особенно эффективно, если вы хотите установить контакты с теми, кто занимает высокое положение в сфере вашей деятельности. Автор песен с помощью связей должен постараться установить контакт с продюсером или рок-звездой. Предпринимателю для создания нового дела тоже требуются связи. Высказывание «Не важно, что ты знаешь, — важно, кого ты знаешь» особенно справедливо в творческой среде. МИНИ-СЕМИНАР /йьк выс/а^юшпь кошИсиаИш/ю сеШь Нарисуйте картину сети ваших знакомств. Подумайте о трех-пяти лицах, которые оказывают особенно сильное влияние на вашу жизнь. Возьмите большой лист бумаги и в середине в кружке запишите свое имя. Затем вокруг запишите имена своих знакомых и тоже обведите их кружками. Соедините кружки линиями. Определите, кто из этих людей мог бы помочь вам в вашей творческой деятельности. Расширяя свою сеть, расширяйте и рисунок. Это продемонстрирует вам результаты ваших усилий. Определите ту область, в которой вы можете создать сеть. Если вашим приоритетом является бизнес, начните с обращения в деловые или профессиональные ассоциации, узнайте, какие встречи они проводят (завтраки, обеды, семинары). Многие торговые палаты и локальные деловые ассоциации сами проводят сетевые совещания. Если вы интересуетесь деятельностью в области искусства, то, вращаясь в художественных кругах, вы получите шанс встретиться с известными продюсерами, композиторами, сценаристами. Но для этого вам следует начать с поиска профессиональных и любительских ассоциаций. На регулярных встречах этих групп вы можете познакомиться с людьми, которые помогут вам получить доступ в высшие сферы. Если хотите, попросите какого-нибудь энергичного человека первое время сопровождать вас. Сломашне н^гег/ии/ы мемищ вами и (/ftifzuMu мо^ьма Многие соглашаются с тем, что очень полезно общаться, сотрудничать, вступать в творческие союзы. Однако мало кто действительно так делает. Некоторым мешает робость, другим сложно преодолеть смущение и обратиться к незнакомым людям или к тем, кто кажется им выше и влиятельнее по положению. Кто-то не любит пользоваться связями, считая, что это нечестно. Тем не менее знакомство с людьми и умение извлечь из этого пользу является существенным признаком творческого стиля жизни. Вот четыре предложения, которые помогут вам разрушить преграды между вами и другими людьми: ЦзменшИе свою /Коша/ з/гения Посмотрите на свои действия и свои задачи под другим углом зрения. Вариантов всегда несколько, и некоторые из них оказываются более продуктивными, нежели остальные. Существует несколько способов изменить свой взгляд на ситуацию и оценить ее по-новому: в частности, вы можете прибегнуть к совету других людей. Но всегда необходимо помнить том, что творчество — это стиль жизни. Воспринимая" свои творческие занятия как проявление вашего стиля жизни, вы тем самым разрешаете себе проводить в жизнь свои идеи. Усиливая свое творческое Я.Д.Р.О., вы ослабляете то давление, которое можете испытывать со стороны окружающих. Помните также, что творческие люди всегда уважают тех, кто ведет творческую жизнь. Вместо того чтобы сожалеть, что вам нечего им предложить, подумайте о том, что ваши мысли и вопросы могут вдохновить их — и они будут вам за это благодарны. Иными словами, рассматривайте свой поиск не как дорогу с односторонним движением, а как взаимное обогащение и обмен мыслями, полезный для всех. Наконец, поразмышляйте о том, какие возможности открываются перед вами. Не бойтесь, что вас могут не понять или подвергнуть критике, — лучше подумайте о той удаче, которая ждет вас в конце пути. Упорство Томаса Эдисона — один из наиболее ярких примеров смены угла зрения. Он часто говорил, что свои многочисленные неудачные попытки создать электрическую лампу рассматривает не как провалы, а как испытания, которые показывают, какие именно способы не срабатывают. Вы тоже можете изменить угол зрения на ситуацию с негативного или пессимистического на позитивный и оптимистический. Если ваша просьба об обмене информацией не принята положительно, то значит, вы просто нашли неподходящий источник информации. Продолжайте поиски. Л/геос/олейШе crilftox и повысьте самоси^еши/ Страх, что другие сочтут ваши идеи нестоящими и неинтересными, может серьезно осложнить вашу творческую жизнь. Это ограничивает ваши способности общения с другими творческими личностями и формирования положительной обратной связи. Для того чтобы преодолеть эти барьеры, помните, что все остальные люди — всего лишь люди. У них нет власти над вами, вы ничем не рискуете, предлагая им общение. Самое страшное, что они могут сделать, — сказать вам, что их не интересует ваше искусство, или ваша система повышения производительности труда, или ваше изобре- тение. Помните, что каждая встреча или разговор есть столкновение двух зон комфорта. Если кто-то говорит вам «нет», это значит, что он просто не готов к встрече с вами. Даже «Битлз» когда-то на заре своей карьеры услышали от недальновидного продюсера фирмы «Decca Records», что «время вокально-инструментальных групп прошло». С/ЯаныНе M.acHlefWM. зшисймаИв Повышение способности устанавливать контакты поможет вам преодолеть некоторые сложности. Умение устанавливать контакты — это искусство, подобное искусству публичных выступлений. Ему можно научиться. Вот несколько полезных советов: Начинайте первым. Возьмите на себя смелость сделать первый шаг. Если вас мучает страх получить отказ, помните, что самое страшное, что может произойти, — вы получите вежливый, но твердый отказ. Содержите информацию в порядке. Неважно, чем вы пользуетесь — картотекой или компьютерной базой данных. Вся основная информация должна храниться в строгом порядке (адреса, телефоны, факсы, адреса электронной почты и т. д.) Соблюдайте регулярность приглашений на завтрак, обед или чашку кофе. Поддерживайте контакты вне зависимости от обстоятельств. Постоянно поддерживайте контакты с помощью телефонных звонков, открыток, факсов, визитов. Посылайте статьи, которые, по-вашему, могут оказаться интересными для ваших корреспондентов. Приглашайте на вечера и приемы, лекции или семинары по интересующей вас теме. Помогайте другим устанавливать контакты. Знакомьте своих знакомых друг с другом. Станьте незаменимым человеком, который всем помогает встретиться с нужными людьми. He oSftOi^amfle внимания на фо/тальшле п/геплЛс^Явия Существуют чисто формальные препятствия. Если вы хотите лично встретиться с высокопоставленным руководителем или знаменитостью, то довольно быстро обнаружите, что эти люди хорошо изолированы от внешнего мира. В этом случае самый лучший способ — найти общих знакомых. Может быть, вы когда-то принадлежали к одной торговой или профессиональной ассоциации, или были соседями по компьютерной сети, или были лично знакомы. Почти в каждой профессии существуют профессиональные ассоциации. В «Энциклопедии Ассоциаций», изданной Центром Гейла, их насчитывается более 50 тысяч. Компьютерные сети также позволяют вступать в контакт с людьми, к которым не так-то просто обратиться. Гигантские национальные службы «CompuServe», «Prodigy», «America on-line» и небольшие локальные сети позволяют завязывать отношения с множеством самых разных людей. Многие форумы и специальные контактные области компьютерных сетей обслуживаются профессионалами, которые помогут вам обратиться к любому человеку в интересующей вас области. Если вы хотите обратиться к человеку, связь с которым весьма условна, то ваш шанс завязать контакт определяется следующими правилами: • Узнайте об этом человеке как можно больше. • Не обижайте и не пытайтесь обойти его секретаря. • Твердо решите, что вы хотите спросить. • Будьте вежливы, но настойчивы. Если, несмотря на все усилия, вы ничего не добились, признайте, что какое-то звено было упущено. Если мне не удается вступить в контакт с какими-либо людьми, я полагаю, что жизнь дает мне понять, что я ищу не тех людей. Многие события в жизни требуют прозорливости и ясного осознания удачи, если мы хотим, чтобы они привели нас к какому-то результату. Встречи людей подобны встречам продавцов и покупателей. На каждого человека, который хочет поделиться своими мыслями, всегда найдется тот, кто хочет послушать. Если вам не удается «продать» свою идею кому-либо, это значит, что вы просто нашли не того «покупателя». Так поищите другого! • Впечатляет история о том, как начинал свой путь великий Стивен Спилберг. В начале своей карьеры он хотел попасть на территорию студии «Universal Studios», встретиться с людьми и получить работу. Вместо того чтобы пойти обычным путем через беседу с менеджером по кадрам, он начал одеваться так, как будто уже работал на студии, и вскоре мог беспрепятственно туда проникать. Затем он сделал знак с названием студии и стал парковать свою машину на студийной стоянке. Он устроился в пустом трейлере на заднем дворе студии и начал рассказывать всем встречным, что работает над новым сценарием. Он начал посещать съемочные площадки и, прежде чем кто-то сообразил, что он не имеет права там находиться, уже получил реальный шанс что-то сделать в мире кино. МИНИ-СЕМИНАР Лйс/ЯавыНе н/габимгш/ю и^ль Подумайте, с каким человеком вы хотели бы пообщаться, но боитесь обратиться к нему. Как добраться до этого человека? Что мешает вам позвонить ему? Если помехой являются формальные, иерархические барьеры, то как их можно обойти? Поразмышляйте об этом, запишите сомнения и прочие мысли в свой журнал. Почитайте литературу по вопросам преодоления робости и другим аналогичным проблемам. Спросите совета у тех коллег или знакомых, которые умеют устанавливать контакты. TIfteqnfiUHUMcufieMiCfMA сшо^на вашего творческого c/ifxa Эта глава была в основном посвящена тому, как питать свой творческий дух посредством обмена знаниями, поддержки и поощрения со стороны других людей. Однако окружающие нас люди являются той искрой зажигания. которая воспламеняет такой специфический вид творчества, как предпринимательская деятельность. Человеческие потребности породили все изобретения и усовершенствования. Практически все хозяйственные и коммерческие предприятия базируются на создании тех товаров и услуг, которые повышают уровень жизни потребителей или удовлетворяют их определенные потребности. Если вы собираетесь выпустить новый товар или предложить новую услугу, понаблюдайте за своими соседями, друзьями, родственниками, знакомыми, и вы несомненно увидите, какие незаполненные ниши имеются на рынке. Относитесь более внимательно к тем задачам, которые ставит перед вами повседневная жизнь. Очень часто изобретения делались для того, чтобы удовлетворить потребности самого изобретателя. Вильям Корзон изобрел магнитофон, потому что хотел послушать свое собственное пение, сидя в ванне. Он подумал, что и остальным людям может понравиться слушать самих себя. Джеймс Спанглер изобрел портативный пылесос, чтобы почистить ковры и избавиться от приступов астмы. Эрмал Фрейз изобрел машинку для открывания пивных и консервных банок, когда потерял открывалку. Точно так же большинство современных предприятий — от гигантских корпораций до маленьких надомных — появились потому, что кто-то осознал потребности окружающих. Фред Смит, основатель компании «Federal Express», понял, что многие готовы дорого заплатить за то, чтобы их документы были с гарантией доставлены на место в течение суток. Джерри Янг и Давид Файло, студенты Стэнфордского университета, поняли, что с ростом сети Интернет пользователям потребуется средство поиска определенного адреса среди миллионов других. И они основали поисковый сервер Всемирной Паутины, известный под названием Yahoo!, прямо в комнате своего общежития. Сейчас это одно из самых процветающих предприятий WWW. Известные авторы Пол и Сара Эдварде поняли, что в наше время все больше и больше людей занимаются надомной работой, и обратили свой опыт в целую серию книг и семинаров. Для того чтобы подключить творческий дух предпринимательства, каждый день спрашивайте себя: • Какие виды деятельности можно облегчить или усовершенствовать? • Какие ссоры и перебранки можно представить в виде жизненных проблем, требующих решения? • Какие стратегии и методики, используемые в жизни преуспевающими людьми, можно предложить другим? • Что хотели бы ваши друзья иметь в будущем, чтобы жизнь, по их мнению, стала лучше? • Какие жалобы или пожелания я слышал сегодня? (Жалобы часто представляет собой выраженную потребность в новом товаре или услуге.) • Чего не хватает в жизни моего района? • Какие стороны жизни можно улучшить? • Какие мои знания могут принести пользу окружающим? • Какие тенденции наблюдаются в моей семье, в моем городе и во всей моей стране? • Что я видел сегодня такого, что при небольшой доработке может быть использовано для других целей? И так далее. Помните, что процесс постановки таких вопросов протекает гораздо более успешно, если он основан на вашем естественном любопытстве. Только подлинный энтузиазм развивает энергию, необходимую для поиска решения и воплощения в жизнь поставленных целей. Как сказала Марша Синетар в одноименной книге: «Делай то, что любишь, а деньги найдутся!» Связь, icotfio^asi KCie-4tfio значив Неважно, строите ли вы свои связи сознательно и намеренно, с использованием методик парнерства, вступая в творческие союзы, или нечаянно натыкаетесь на потря- сающую идею, встретив человека, у которого есть то, что вам нужно. Важно понять, что связь с другими людьми — личная, по почте, по телефону, по электронным сетям — это самое мощное средство обучения, вдохновения, формирования обратной связи. А потому поговорите сегодня же с новым человеком, и вы почувствуете, как у вас прибавляются жизненные и творческие силы. Cffifuutleiust 2. Coaqainfle обогащающею аф1/лсаюш, 1/ю cfieejif Вторая стратегия заключается в том, чтобы создать вокруг себя такую обстановку, которая стимулировала бы вашу мысль и творческую энергию. Проще всего принять свое окружение как данность: то, что окружает вас, всегда было и всегда будет, и оно постепенно оттесняется на задворки сознания, когда мы вяло живем в режиме автопилота. Но окружение оказывает на нас более существенное влияние, чем принято думать. Оно влияет на настроение, на сам взгляд на жизнь. Оно стимулирует появление новых мыслей, ощущений, встреч и событий. Оно питает дух художественного творчества или предпринимательства, подсказывает сюжет новой картины, слова новой песни, идеи новых изобретений. Ваше окружение включает как микромир — комнату, в которой вы живете, и ваше рабочее место, — так и весь макромир города, штата, региона, в котором вы обитаете. И воздействуют они на вас по-разному. Например, люди, работающие в душных, тесных, обшарпанных помещениях, где они вынуждены проводить по несколько часов каждый день, часто впадают в депрессию и даже серьезно заболевают. Но если они после работы попадают в латинский квартал Парижа, театральный район Лондона или на Манхеттен, они оживают вновь и снова готовы творить. В понятие окружающей среды входит и психологическая обстановка. Какие люди окружают вас? Развита ли в зашей среде взаимопомощь, поддержка или вас окружают пессимисты? Во многих компаниях полно людей, которые с порога отвергают любую идею или без устали меняют стоящие перед вами задачи, буквально высасывая из вас энергию и энтузиазм. Таких людей часто называют генераторами безумия, так как ежедневно и ежечасно они создают суету и беспорядок. На тех предприятиях, где властвует конфликтная отрицательная энергия, творчеству и продуктивности не остается места. В настоящее время воздействие окружающей среды на ваше здоровье и счастье признается настолько серьезным фактором, что этими вопросами занимается специальная область науки — проектирование окружающей среды. Она возникла недавно и охватывает многие области знания. Ученые поняли, что проектирование окружающей среды не ограничивается только выбором подходящих обоев и модной мебели. Оно включает и разработку интерьера, и планирование пространства, и эргономику, и психологию, и социологию, и техническое оснащение, и химию, и неврологию, и даже культурную антропологию — словом, все факторы, которые определяют самочувствие человека на рабочем месте. В качестве стратегии творчества понимание значения окружающей среды может оказаться для вас особенно ценным. Вы можете изменить обстановку, и это поможет вам и в творчестве, и в преодолении психологических барьеров, и в решении сложных проблем. Настоящая глава предлагает набор рецептов, которые помогут вам расширить и усовершенствовать свое окружение и сделать его инструментом творчества. МИНИ-СЕМИНАР JIftO^equifle инвемЯсфизацию ок^и/мииощей cfteqbt Придаете ли вы своему окружению достаточно важное значение? Ответьте на следующие вопросы:
|