![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Нарисуйте свой футляр, из которого надо выбраться
Предложенный график позволит вам изобразить свое творческое Я.Д.Р.О. в виде квадрата. Из углов центрального квадрата исходят четыре диагонали, разбитые на десять'равных отрезков. Каждая диагональ соответствует одному из четырех качеств — открытости новому, любознательности, энергичности, готовности рисковать. На каждой диагонали отметьте крестиком точку, соответствующую баллу, выставленному в части 1 этого теста. Теперь соедините все четыре крестика прямыми линиями. Вы получите некий четырехугольник. Вы, наверное, слышали, что для творчества надо «выбраться из футляра». Та диаграмма, которую вы только что нарисовали, и есть ваш «футляр», а те стратегии, о которых говорится в книге, направлены именно на то, чтобы из него вырваться. Если ваш футляр мал, то вам надо работать над расширением своего творческого Я.Д.Р.О., в чем вам и помогут десять стратегий. Вы слишком много времени проводите в своей тихой гавани и не стремитесь выйти в открытое море. Это и объясняет, почему вы не чувствуете себя творческой личностью или не хотите расширить масштабы своего творчества. Если «футляр» большой, это значит, что ваш творческий дух достаточно силен, и тогда стратегии помогут вам выйти в широкий мир на поиск новых возможностей и приключений. Но как бы ни была велика ваша зона комфорта, ее всегда можно расширить, вследствие чего, соответственно, повысится и ваш творческий уровень. У вас, как и у многих других, «футляр» может оказаться ромбовидным, вытянутым в одном или двух квадрантах, но зато сжатым в двух других. Может быть, вы очень любознательны, но не переносите риска. Или вас переполняет энергия, а вот новые идеи не возникают. В таких случаях полезно уравновесить ваше творческое Я.Д.Р.О. Без этого вы будете постоянно испытывать разочарование или усталость, поскольку все четыре составляющих вашего творческого духа находятся в противоречии друг с другом. Часть III. Выясните, куда вы стремитесь Любознательность. Скажите, вы сейчас так же любопытны, как и в детстве? Или считаете, что ваших знаний вам вполне достаточно? Что вы можете сделать, чтобы подстегнуть любопытство и поспособствовать своему творческому росту? Можете ли вы с уверенностью сказать, что стремитесь узнать как можно больше о каком-то предмете, человеке или месте? Если да, то обязательно выделите время, чтобы каждую неделю исследовать интересующий вас вопрос с использованием всех десяти стратегий. Если сама мысль о том, что нужно изучать что-то новое, вызывает неприятные ассоциации со школой или это неприемлемо по какой-либо иной причине, придумайте новый способ учиться — с интересом. Десять стратегий помогут вам удовлетворить свое любопытство без скуки. Напишите здесь три вопроса, которые возбуждают ваше любопытство, и пару способов это любопытство удовлетворить (вопросы целесообразно начинать со слов «Как я могу...»): Открытость всему новому. Считаете ли вы себя открытым для новых идей, встреч, концепций? Не сторонитесь ли вы всего нового? Если новые идеи заставляют вас робеть, то с помощью десяти стратегий вы сможете выработать у себя более открытый склад ума. Подумайте о том, как в течение одной недели добиться большей открытости с помощью следующих мер: 1. Прочитайте журнал или книгу, которые содержат идеи, противоречащие вашим убеждениям. 2. Побеседуйте с человеком, взгляды которого коренным образом отличаются от ваших. 3. Поройтесь в библиотечных каталогах (наугад). 4. «Побродите» некоторое время по Интернету, исследуя широкое разнообразие людей и фирм, участвующих в WWW (сети «Всемирной паутины»). Есть ли, на ваш взгляд, другие способы стать более открытым человеком, которые также можно причислить к входящим в состав десяти стратегий? Готовность к риску. Склонны ли вы, вообще говоря, рисковать? Если нет, то что страшит вас больше всего — смущение, критика, потеря денег, опасность травмы? Как воспитать в себе способность рисковать? Вот несколько предложений: 1. Общайтесь с людьми, не боящимися риска. Спросите их, как им удалось побороть те страхи, которые одолевают вас. 2. Просмотрите в библиотеке или в книжном магазине книги, которые касаются именно ваших страхов. 3. Запишитесь на курсы по тому виду деятельности, который всегда вызывал у вас наибольший интерес. Многие предприятия кажутся менее рискованными, если за них берешься вместе с другими людьми. Энергичность. Вы энергичный человек или нет? Если нет, подумайте о том, почему вам не хватает энергии. Может быть, на вас слишком давит стресс? Может быть, вы стараетесь сделать слишком много дел сразу? У вас депрессия? Вам скучно? Вам не хватает физической нагрузки? Вы слишком мало спите? Если вы определите причину недостатка энергии, то сможете найти способ устранить эту проблему и стать более энергичным человеком. Примите обязательство повысить свою энергичность на этой неделе. 2)tfX творчества u cfeasunb ctfifiwneutu Развитие творческого духа зависит от вашей способности расширять свое творческое Я.Д.Р.О. Если вы будете проявлять любознательность, энергичность, будете открытым для всего нового, не будете бояться риска, то ваш творческий дух будет расти и усиливаться. Ваше творческое Я.Д.Р.О. и десять стратегий тесно взаимосвязаны. Чем больше вы будете находить способов расширить свою творческую сердцевину, тем больше у вас появится причин применять в жизни десять стратегий. Со временем творческая энергия проникнет в вашу личную и профессиональную жизнь. Если вы будете подходить к своим начинаниям с любопытством и энергично, не будете бояться рисковать и будете открыты для всего нового, то творческий стиль будет охватывать всю вашу жизнь, творческий дух будет заставлять вас бросаться на поиски все новых и новых задач. Это до некоторой степени объясняет, почему творческие люди никогда не испытывают недостатка в идеях. Каждый новый опыт дает им новое вдохновение и новые возможности дальнейшего поиска. Для того чтобы стать частью этого мира, вам нужно всего лишь вскочить на него, как на вечно движущуюся карусель. Вопреки популярной метафоре, в которой появление в голове великолепной идеи сравнивается с внезапно загоревшейся лампочкой, процесс рождения идеи проходит множество этапов. В этой главе рассказывается о базовой четырехступенчатой модели творческого процесса, а также о трех методах творчества, получивших широкое признание. Вы будете удивлены, что все так просто, но творчество есть естественное состояние нашего сознания. Каким образом в нашем разуме зарождается новая идея — этот вопрос всегда занимал ученых и исследователей. Существует несколько теорий. Ставшая практически общепринятой была сформулирована еще в девятнадцатом веке немецким физиологом и физиком Германом фон Гельмгольцем. В 1926 году американский психолог Грем Уоллес расширил ее и популярно изложил в своей книге «Искусство мысли». Работа Уоллеса была основана на тех исследованиях, которые он провел, изучая мыслительные процессы известных ученых и математиков. Согласно модели Уоллеса, творчество проходит четырехступенчатый процесс развития. 7[о< /Ю1Яо<! ка На стадии подготовки ваше сознание собирает информацию и данные, которые служат либо фоном, либо материалом для того исследования, над которым вы работаете. До некоторой степени все ваше образование, вся ваша подготовка и весь предыдущий жизненный опыт вносят свой вклад в подготовительный этап творчества. Чем богаче и разнообразнее этот опыт, тем в большей степени вы способны к решению сложных творческих задач. Однако, согласно модели Уоллеса, под подготовительным этапом подразумевается только то время, когда вы, ориентируясь на конкретную задачу, стараетесь накопить факты, идеи, собрать мнения — посредством чтения, разговоров с людьми, путешествий или иного рода деятельности. Например, актеры, готовясь к исполнению той или иной роли, посещают места, где происходит действие пьесы, чтобы изучить жизнь реальных людей в реальных условиях. Вынашивая идею создания нового предприятия, деловые люди читают обширную справочную литературу, посещают соответствующие компании, магазины или рестораны, чтобы узнать, каких результатов достигли в этой области другие. иша/^ационньш nefuuiif Инкубационный период является чем-то вроде «тайм-аута», когда мы уже перестаем собирать информацию и не думаем о своей задаче непрерывно. Несмотря на то что инкубационный период кажется потерей времени или даже попыткой уклониться от трудной работы, сопутствующей творческому процессу, эта фаза является критической. Во время этого кажущегося простоя наше подсознание продолжает работать над накопленной информацией именно так, как это подразумевается самим определением «инкубационный». Часто говорят, что основной функцией подсознания в этот период является воссоединение идей. Ведь творчество, как я уже говорил выше, напрямую связано со способностью нашего сознания взаимосвязывать идеи, создавая в результате нечто совершенно новое и небывалое. Процесс воссоединения идей может принимать различные формы, например, такие: • Противопоставление: взять одну идею и противопоставить ее другой. По контрасту может возникнуть совершенно новая мысль. • Слияние: соединить отдельные аспекты двух различных идей, создавая в результате нечто совершенно новое. • Построение пирамиды или процеживание через воронку: слить воедино многочисленные идеи для того, чтобы на вершине (или в горлышке) произошел синтез всего лучшего, что заключалось во всех исходных представлениях. • Сужение: начать с весьма неотчетливой картины новой идеи, а затем постепенно сужать пространство возможных вариантов, чтобы в конце концов прийти к окончательной, работающей концепции. • Воображение: с помощью воображения и фантазии преобразовать старую идею в новую. Но как сознание поймет, что пора переходить от стадии подготовки к инкубационному периоду? В общем случае, если вы чувствуете усталость, раздражение, рассеянность, скуку, то это значит, что сознание сообщает вам о необходимости устроить перерыв и начать стадию инкубации. Многие истинно творческие люди говорят, что буквально чувствуют, когда сознание требует прекратить подготовительную стадию; они интуитивно понимают, что собрали достаточно информации и что время сознательной работы над проблемой прошло. Самой важной особенностью инкубационного периода является то, что весь процесс протекает на подсознательном уровне; творческая работа на этом этапе не подлежит контролю сознания. Вы не можете подсказать своему подсознанию, что нужно сделать и на какие данные обратить особое внимание. Эту стадию часто сравнивают с кухней — ваше подсознание является как бы кипящим на медленном огне котелком с супом, богатство вкуса которого вы сможете ощутить только тогда, когда суп сварится. И хотя вы сами являетесь шеф-поваром, необходимо научиться отходить в сторону и спокойно ждать, пока блюдо «дозреет». Многие характеризуют это состояние как способность «не вставать самому себе поперек дороги», признавая тем самым, что в данном случае творческий процесс поднимается из самых глубин творческого духа. Озсфение Этап озарения часто описывают как момент вдохновения, когда будто бы из ниоткуда всплывает новая мысль и приходит решение проблемы; как минуты, когда раздаются слова: «Ага!» или «Эврика!» Прилив энергии, которым сопровождается это событие, бывает столь мощным, что буквально поражает вас, и вы сразу же понимаете, что это именно то решение, которое вы искали. Довольно странно, что озарение часто происходит именно тогда, когда вы делаете что-то абсолютно не имеющее отношения к вашей творческой работе — моетесь, бреетесь, ведете машину, смотрите на небо, слушаете музыку и т. д. Исследователи считают, что миг озарения является моментом перехода идеи из подсознания в сознание, и наиболее легко это происходит в расслабленном, спокойном состоянии. История полна примерами озарений. Рене Декарт просто наблюдал, как по стене ползает муха, — и придумал аналитическую геометрию. Немецкий физик Кекуле фон Страдониц открыл строение молекулы бензина в тот момент, когда его начала одолевать дремота. Французский математик Анри Пуанкаре предложил еще одну модель геометрии Лобачевского после пятнадцатидневного периода угрюмой сосредоточенности, в течение которого его не покидало ощущение очевидной неудачи. Рихард Вагнер пребывал в состоянии глубокой депрессии, когда ему явилась главная тема оперы «Золото Рейна». Дмитрий Иванович Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне, хотя до этого бился над решением проблемы-неделями. Озарение посетило Альберта Эйнштейна, когда он проводил некий «мысленный эксперимент», более всего похожий на сон наяву. Важность релаксации и отвлечения в период инкубационного периода и в момент озарения в наше время признается всеми. Эксперты по творчеству настоятельно рекомендуют выделять достаточное количество свободного времени, чтобы процесс творчества протекал естественно. Казалось бы, необходимо знать заранее, в какой момент нужно расслабиться, не так ли? Однако опыт помогает большинству людей самим понять, что наступило время, когда они слишком устали, слишком напряжены для творчества и им следует отдаться во власть подсознания. Итак, главным уроком этапа озарения является терпение; если вам не терпится найти ответ или родить новую идею, то дайте своему сознанию отдых — пусть оно поработает на свободе. Когда все будет готово, оно вам сообщит! Bnecfftenue/eefuuf> itKauusi* Во многих книгах этот этап называется просто этапом верификации, но я называю его этапом внедрения/верификации. Мне кажется это более точным, так как именно в этой точке вам необходимо придать своей идее конкретную практическую форму, чтобы убедиться в ее работоспособности. Именно в этот момент писатель садится за стол и пишет, брокер прогнозирует события, предприниматель проверяет качество своего проекта. У вас наверняка есть некоторый опыт прохождения этого этапа. Иногда случается, что новые идеи, рождающиеся в момент озарения, оказываются столь совершенными, что их можно внедрять без дополнительной проработки. Подобные случаи называют еще «открытием канала»: в таком состоянии человек лихорадочно пишет, чертит, самозабвенно поет... Здесь вновь можно употребить сравнение с пловцом, подхваченным потоком, — все действия совершаются безупречно. * от лат. verus — истинный, facere — делать — (Прим. перевод.) К сожалению, в большинстве своем идеи не поставляются из подсознания в готовом виде. Они требуют большой обработки. Подсознание дает вам только зерно, с которого можно начать, а уж от вас зависит, суждено ли этому зерну взойти и превратиться в прекрасное растение. Именно здесь в игру вступают ваши способности, навыки, ваша увлеченность делом. К примеру, писатель может с большим мастерством разрабатывать сюжеты, но его диалоги лишены живости. В этом случае он должен использовать все свое умение для того, чтобы довести рукопись до совершенства. Или если модельер обнаружил интереснейшее новое направление для своей коллекции — его идеи обязательно должны пройти стадию реализации в ткани, крое и пошиве. На стадии внедрения/верификации одни из идей очень быстро доводятся до практического результата, в то время как для реализации других требуются многие месяцы или даже годы. К примеру, такие великие композиторы, как Моцарт и Бах, записывали целые сонаты или кантаты «в один присест» после явления им музыкальной темы. А вот Микеланджело и Леонардо да Винчи, Густав Флобер и 0'Генри работали над своими произведениями годами, прежде чем те смогли увидеть свет. /^сис вкмочиться в Ниво^чеасий nfiut^ecc Вы наверняка уже неоднократно проходили все четыре ступени творческого процесса, даже не подозревая об этом. Большинство людей сталкивались с тем, что именно в тот момент, когда было необходимо принять правильное решение или решить сложную задачу, новая идея рождалась как бы из ниоткуда. Но самым восхитительным в понимании этой модели является то, что вы можете сознательно и намеренно включиться в творческий процесс в любой момент, когда вам требуется выдать идею. Для этого вам достаточно просто осознать тот факт, что четыре стадии творчества существуют реально, и дать им возможность развиваться автоматически и естественно, не оказывая давления. Научитесь выделять время для подготовки, чтения, проведения бесед и интервью — то есть для выполнения работы, необходимой для сбора информации. Затем научитесь отключать свое сознание и давать возможность подсознанию вершить свою волшебную работу во время инкубационного периода. Верьте в то, что в конце концов на вас снизойдет озарение и вы получите нужный вам ответ. Это и есть естественный творческий путь разума. ИщиШе fUeofttecifieo в nft030ftMt6ocffiu, совпадении и хаосе В дополнение к инкубационному процессу творчества существуют еще три мощных метода творчества. Знание этих процессов даст вам возможность повысить свою творческую результативность. СчааЯшвал м/юзо/гм^ос/Яь Это творческий процесс, в котором участвуют счастливый случай и неожиданное открытие. Сам термин «инстинктивная прозорливость» (англ. Serendipity), то есть счастливая способность к открытиям, был введен Горацием Уолполом в 1754 году в письме к Горацию Мэнну. Он позаимствовал его из сказки о трех принцессах из Серендипа, которые «всегда открывали то, что не искали, благодаря случаю и своей смекалке». Дар прозорливости помогает творческим людям распознавать в событиях обыденной жизни семена идей, которые могут помочь им в работе. История полна примерами: • Мари Кюри — радиация • Вильгельм Конрад Рентген — рентгеновские лучи • Луи Пастер — пастеризация • Луи Жак Марде Дагерр — фотография • Кларенс Бердси — замороженные продукты • Роберт Август Чизборо — вазелин • Неизвестный рабочий фирмы Проктор & Гэмбл — мыло цвета слоновой кости Многие преуспевающие предприниматели начинали свои проекты тогда, когда замечали какой-нибудь, на первый взгляд, тривиальный или необычный предмет и понимали, что он нужен миру. Вот типичные примеры, выбранные наугад из журналов: Однажды Гейл Френкель, живущая в Далласе, штат Техас, пошла в магазин со своими двумя маленькими сыновьями, и вскоре ей некуда стало складывать покупки, но ничего подходящего поблизости не продавалось. Тогда она изобрела Строллер-Холдер — пластиковое приспособление, которое крепится на коляску и имеет специальную лунку для бутылочки с молоком для малыша и крючки для сумок и мешков. Она основала компанию «Kel-Gar», оборот которой исчисляется миллионами. Томима Эдмарк в 1989 году, придя в театр на спектакль «Как Гарри встретил Салли», увидела в зрительном зале женщину с интересной прической — конский хвост, уложенный на французский манер. Дома она попыталась сделать себе такую же, но вместо этого придумала удивительную штуку — топси-тейл, с помощью которой можно делать разнообразные прически, долго сохраняющие свою форму. Согласно последним отчетам, объем продаж ее фирмы составляет пять миллионов долларов. Дэн Хорд и Том Баннелл основали компанию «Мат- bosocks'» в 1989 году. Все началось с того, что Дэн, чтобы защититься от австралийской жары, «в своем необузданном стремлении развлекаться» отхватил штанину от брюк и надел ее на голову. Этот экстравагантный головной убор имел успех, и на втором году своей деятельности фирма продала таких шапок на миллион долларов. А недавно объем продаж достиг трех миллионов. Интригующий аспект прозорливости заключается в том, что она не следует законам модели творческого про- цесса. Это есть некое внезапное озарение, которому не предшествует никакой подготовительный или инкубационный период. Люди, одаренные даром прозорливости, как правило, не имеют намерения что-то открыть или изобрести, равно как и не вынашивают идею подсознательно. Они просто открыто смотрят на жизнь и способны оценить то, что попадается им на глаза. В какой бы форме ни проявлялась прозорливость, она несомненно является «спусковым курком» творчества, и вы можете научиться пользоваться им, если будете усиливать свой творческий дух (то есть развивать свою любознательность, открытость всему новому, готовность рисковать и энергичность). Вы должны быть уверены, что, если вам представится счастливый случай проявить прозорливость, вы распознаете его. Как говорил Луи Пастер: «Случай благоволит подготовленному уму». CuHJCf^lHWCtUb Синхронность событий — в данном случае здесь имеется в виду удачное совпадение места и времени — тесно связана с прозорливостью, но между этими двумя понятиями существует некоторая разница: • ПРОЗОРЛИВОСТЬ относится к тем ситуациям, когда случайные обстоятельства и совпадения подают вам идею, которой вы вовсе и не искали. • СИНХРОННОСТЬ относится к тем ситуациям, когда вы сознательно ищете идею или решение и вдруг неожиданно переживаете некое событие или последовательность событий, которые подсказывают вам идеальное решение задачи. Иными словами, прозорливость — это случайно наступить в саду на бриллиант, а совпадение — это, выйдя в сад, чтобы нарвать цветов, случайно найти бриллиант, потерянный накануне. Великий психолог Карл Юнг обращал особое внимание на концепцию совпадений и ввел простой для понимания термин — «многозначительное совпадение». Он писал: «Многозначительное совпадение нельзя рассматривать как просто чистую случайность... и чем точнее и многочисленнее соответствие деталей, тем меньше у нас оснований рассматривать такие явления как случайные, однако из-за отсутствия объяснения причин этого явления нам ничего не остается, как только воспринимать их в виде многозначительного совпадения». В некотором смысле такие совпадения можно воспринимать и как побочный эффект четырехступенчатой модели. Подобное совпадение становится возможным, только если вы частично уже проделали подготовительную работу или даже, быть может, уже прошли часть инкубационного периода, но ответ не был сформирован вашим сознанием, а явился как бы со стороны, в результате внешних совпадений. Оба описанных явления относятся к творческому процессу, который мы часто называем слепой удачей или способностью «оказаться в нужный момент в нужном месте». Очень важно понять, что удача приходит только к тем, кто открыто смотрит на жизнь и способен воспринять представившийся случай. У таких людей сильно развит творческий дух, они умеют распознавать ценность таких жизненных совпадений. Популярная книга Джеймса Редфилда «Селестинское пророчество» («Питер», 1995) предлагает интригующую концепцию Вселенной, наполненной многозначительными совпадениями и счастливыми случайностями, которыми можно пользоваться, если только знать, как это делается. JCaoc Этот творческий процесс лишь недавно получил официальное признание. Впервые он был описан метеорологом Эдвардом Лоренцом. Для объяснения погоды часто используется понятие хаоса. Общеизвестно, что торнадо может обрушиться на Техас лишь потому, что где-то в Рио-де-Жанейро бабочка взмахнет крылышком и тем самым породит цепь событий, ведущих к формированию смерча. Хаос — шутник Вселенной. Он дает возможность свершиться непредсказуемому, не ставя нас в известность. В хаосе нередко рождаются новые идеи в результате совершенно не связанных между собою или даже причудливых событий. Многие творческие личности используют не только четырехступенчатую модель процесса творчества, но все перечисленные методы. Успех некоторых рискованных предприятий можно объяснить только применением всех методов одновременно. Исключительно удачным примером этого является известный писатель и предприниматель Пол Хокена, который основал две успешных компании — «Erewhon Foods» и «Smith & Hawken». Как-то, путешествуя по Англии, Хо-кен разговорился с садовником, который окапывал землю вокруг деревьев. Оценив по достоинству удачно сконструированную лопату садовника, Хокен вспомнил о тех нелепых, постоянно ломающихся инструментах, которыми пользовались у него дома, в Техасе, на ферме, где выращивались овощи для его продуктовой компании «Erewhon Foods». С той поры Хокена стал неотступно преследовать один и тот же вопрос, почему же американская фирма выпускает такой плохой инструмент. Вернувшись из Англии, он предложил сразу же нескольким компаниям импортировать английские инструменты. Никто, однако, не заинтересовался этим, и тогда Хокен сам занялся импортом, что в результате и привело к созданию фирмы «Smith & Hawken». Анализ этого случая говорит о том, что довести данную творческую идею до производственного успеха помогли как прозорливость Хокена, так и совпадение во времени использования плохого инструмента на американской ферме и встречи Хокена с английским садовником. Ну а если учесть, что Хокен еще года за два до поездки в Англию отметил неудачную конструкцию американских лопат, то можно предположить, что в этой истории есть и хаотическая составляющая. _____ ____ МИНИ-СЕМИНАР вспоминаем, о своих /Иво^ческиа olfiKfiwHuax Постарайтесь вспомнить о своем творческом опыте, который соответствовал бы описанной четырехступенчатой модели. Что вы хотели сделать? Где вы были и чем занимались, когда на вас снизошло озарение? Пытались ли вы сознательно использовать инкубационный период для получения новой идеи? Помогло ли это вам? Если нет, то что, по вашему мнению, было неправильно? Случались ли у вас счастливые совпадения событий во времени? Переживали ли вы случаи удачной прозорливости? Где и когда это произошло и что в результате вы открыли? А не кажется ли вам, что другие люди оказываются в нужное время в нужном месте гораздо чаще, чем вы? Не считаете ли вы, что необходимо быть более открытыми для полезных жизненных «подсказок»? /^cuc e/ecsufib С1п/гсиЯешй ломбтю/п nftun^eccif творчества Как вы уже догадались, десять стратегий непосредственно способствуют творческой деятельности. Во-первых, они дают пищу уму, помогают сознательно отыскивать новые идеи, сведения, свежие решения. Они выводят вас в широкое поле жизни, дающее обильную пищу для творчества. Они помогают вам на стадии инкубации, озарения и внедрения/верификации. Использование десяти стратегий как составляющей творческого стиля жизни расширяет ваши возможности использования счастливого случая и совпадений, а также хаотического процесса. Вместо того чтобы оставаться в своей старой зоне комфорта, стратегии поощряют вас усиливать свой творческий дух и расширять свое творческое Я.Д.Р.О. /< мк поймать ш/ею Когда на вас последний раз снисходила потрясающая идея? Может быть, тогда, когда вы задумали спроектировать усовершенствованный аппарат для производства воздушной кукурузы? Или обдумывали сюжет романа, который потрясет мир? Или просто размышляли о том, как лучше выполнить вашу работу? А может быть, вы собирались высказать вашему начальнику идею, как сэкономить 50 000 долларов в следующем году, или способ, как устранить две промежуточные ступени производственного процесса? Или вы хотели предложить свои услуги по организации досуга для детей вашего округа во время летних каникул? Предполагаю, что, как и у большинства людей, эти мысли промелькнули у вас очень быстро и исчезли. Если у вас не было особых причин опустить листок бумаги в почтовый ящик для предложений или высказать свою идею вслух коллегам или супругу, то не сомневаюсь, что вскоре новая мысль заглохла в гуще повседневных забот. Скорее всего, домашние заботы не позволили вам претворить в жизнь новый аппарат для поп-корна, а равнодушный начальник дал понять, что не стоит отвлекать внимание руководства сомнительными экономическими новшествами. А потом начинается кошмар. Вы идете в магазин и видите точно такую же машинку для поп-корна, которую вы изобрели еще несколько лет назад. Или вы вдруг обнаруживаете, что тихоня из соседнего отдела получил звание «Лучшего новатора фирмы» и премию в 10 000 долларов за ту самую идею, которую вы обдумывали в прошлом году. В чем же разница между теми, кто переживает пьянящее чувство успеха оттого, что его мысли претворяются в жизнь, и теми, кто просто сидит и раздумывает, как все могло бы быть? Во многих случаях это просто способность дисциплинированно документировать и методично внедрять свои идеи. Все дело в том, что идеи в нашем мозгу подобны машинам на автомобильном кладбище — со временем они становятся невосстановимыми. Если вы попытаетесь восстановить идею через два часа или через два года, у вас ничего не получится. Даже если удается что-то вспомнить, все равно идея уже успевает утратить часть своего очарования. Нет ничего прискорбнее идеи, время которой прошло. Она могла бы привести к успеху в какой-то момент, но этот момент уже позади. МИНИ-СЕМИНАР /Зоагоминаяил oS i/iUftaueHHbtX шуеля Вспомните о тех великолепных идеях, которые когда-то посетили вас. Что стало с ними? Удалось ли что-то воплотить в жизнь? Почему нет? Что отвлекло вас от реализации идеи? Существуют ли до сих пор эти препятствия или отвлекающие моменты? Каковы были последствия того, что ваша идея не воплотилась? Была ли такая же идея высказана и реализована кем-то другим? Если да, то как вы себя почувствовали, узнав, что плоды ваших мыслей пожинает другой человек? /^аю не noffleftSUHb хо/гоише шуеи Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что мысль надо ловить вовремя. Неудивительно, что лучшие умы человечества стремились зафиксировать свои идеи на бумаге. Самые выдающиеся творцы, от Томаса Эдисона, Бенджамина Франклина и Леонардо да Винчи до Вирджи-нии Вулф, Карла Юнга и Чарльза Дарвина, вели дневники и записные книжки, куда записывали все свои мысли. Они понимали, что идеи часто возникают на основе сочетаний разрозненных обрывков информации, собранных в течение продолжительного времени. Единственный эффективный способ отследить развитие идей и синтезировать их заключается в том, чтобы записывать их немедленно в момент возникновения. Если мысль записана, она становится более реальной, более осязаемой. Не имеет значения, когда вы сможете приняться за обработку этой идеи — через шесть месяцев или через шесть лет. Не -имеет значения и то, что окружающие вас люди могут счесть вашу идею абсурдной или невыполнимой. Простой акт записи может стать для вас неоценимым по своей важности действием. Когда вы решитесь взяться за воплощение идеи, ваши записи окажутся единственным источником достоверной информации. Ниже приводятся несколько методов, которые я настоятельно рекомендую освоить до того, как вы перейдете к изучению стратегий. Эти методы могут помочь вам зафиксировать не только те мысли, которые возникнут у вас при чтении этой книги, но и те блестящие идеи, которые начнут буквально захлестывать вас, когда вы внедрите описанные здесь стратегии в свою повседневную жизнь. Ж^/тал uqeu Проще всего начать вести «журнал идей». Если он всегда будет у вас под рукой — на рабочем столе, в портфеле или в сумке, на тумбочке у кровати, — вы сможете записывать посещающие вас мысли днем и ночью. Незачем вкладывать сто с лишним тысяч в приобретение записной книжки или ежедневника в кожаной обложке. Выберите тот формат, который вам удобен, или сделайте книжку сами. Может быть, если вы своими руками сотворите журнал в матерчатой обложке, это будет стимулировать вас вести записи регулярно. Необходимо сразу же внедрить некоторый порядок записей. Если вы нацарапаете что-то карандашом на обратной стороне чека из бакалейной лавки или чьей-то визитной карточки, то впоследствии поиск нужной информации может оказаться делом довольно сложным. Испробовав несколько вариантов, я остановился на блокноте для записей с простыми белыми листами — восемь с половиной на одиннадцать дюймов. Твердая обложка снижает риск случайно потерять блокнот или выбросить отдельные листы. Хотя книжка несколько громоздкая, я постоянно ношу ее с собой. Когда я работаю в кабинете, она лежит около моего компьютера, когда смотрю телевизор, то кладу ее на столик у своего любимого кресла. Перед сном я проверяю, лежит ли она на тумбочке у кровати. Если вдруг среди ночи я вижу какой-то особенно интересный сон, я немедленно просыпаюсь и все подробно записываю. Что же следует записывать в журнал? Мысли, примеры, иллюстрации, шутки, анекдоты, аналогии, метафоры, цитаты. Можно просто вклеивать вырезки, имеющие какое-то отношение к вашим мыслям. Я настоятельно рекомендую вам просматривать свои записи либо еженедельно, либо в конце месяца, и записывать несколько резюмирующих соображений. Такой обзор поможет вам уловить тенденции, темы, нюансы, на которые вы могли не обратить внимания. Например, вы можете уловить связь между болезнью вашего ребенка с информацией о фармацевтической базе данных и сведениями о новых разработках по предупреждению эпидемий. Такие связи могут со временем привести вас к новым знаниям и контактам, которые кардинально изменят вашу судьбу и карьеру. В какой бы форме ни осуществилось ведение журнала идей, есть один безотказный способ убить всякое стремление что-то записывать: он заключается в том, чтобы установить твердые правила и неукоснительно им следовать. Не стоит считать свой журнал бесполезным, если вы не записываете в него каждый день или не всегда у вас получаются грамматически правильные, полные предложения. Это глупость. Ценность журнала нисколько не снижается, от того, что вы делаете свои записи один или два раза в неделю, всего по несколько слов. Мой собственный журнал значительно усовершенствовался с тех пор, как я пере- стал придерживаться твердого правила каждый день писать как минимум страницу. Когда я отказался от жестко форматированных линованных страниц в пользу свободного белого листа, я почувствовал, что мои мысли тоже стали более свободными. Сейчас я пишу, как мне вздумается — по кругу, разными цветами и даже разными почерками. Иногда я рисую картинки. Иногда составляю списки. А порой исписываю страницы длинными параграфами или, напротив, отрывками фраз. Я дал себе свободу пространства, рисунка, языка, и это расширило свободу моей мысли. Если у вас уже есть опыт ведения дневника, обратитесь к книге Джулии Камерон «Путь художника: духовный путь к высотам творчества». Камерон рекомендует специфическую методику «утренних страниц»: каждое утро следует записывать три страницы совершенно произвольного текста. Никаких требований, тем, ограничений — только три страницы текста. Если вам кажется, что вы не сможете ежедневно писать по три страницы текста, то все же сама идея вести записи в начале дня является плодотворной и стоит того, чтобы попробовать. ЖемшИическии лиу/шаи Другой тип журнала — тематический. Его страницы посвящаются определенным темам, изобретениям, сторонам жизни. Например, учителю может понадобиться специальный журнал по новым методам обучения, а родители, скорее, станут вести дневник умственного и физического развития своего ребенка. Инженер захочет посвятить журнал новому изобретению. (Примечание: тематический журнал очень полезен, если вам необходимо зафиксировать свои идеи для патентования. Но в этом случае вам все равно следует обратиться к адвокату, чтобы выяснить все требования.) визуальный ли/fiHa.1 Несмотря на то что такие журналы, как правило, предпочитают люди с художественным дарованием, не стоит отказываться от этого интереснейшего средства только из-за недостатка мастерства или отсутствия навыков. Некоторые создают визуальный журнал с помощью коллажей на определенные темы. Вы можете составить коллаж из вырезок из журналов или что-то нарисовать самостоятельно. Даже если вы не имеете художественной подготовки, сам процесс рисования или составления картинок поможет вам осознать значение события. Можно вести и фотожурнал. Все мы любим рассматривать семейные альбомы. Пролистывая страницы прошлого, мы воскрешаем и наши светлые воспоминания и то, что достойно сожаления. Вы можете вести фотодневник своего жизненного опыта. Фотографии особенно полезны, когда вы путаетесь в воспоминаниях определенных событий, сцен, людей. Или, к примеру, художнику, который пишет закатный пейзаж, наблюдая его в течение всего нескольких минут, фотография зафиксирует красоту заката навеки. Рассматривая фотографии, вы вспоминаете значение происшедшего события и те ощущения, которые были связаны с ним, и это приводит вас к формированию взаимосвязей и рождению новых идей. Co3< fatiifle свой JKifftHcui. Вы можете использовать любой метод, который вам понравился. Один из наиболее удачных журналов был придуман неким менеджером компании «Боинг» для того, чтобы записывать свои мысли во время путешествия. Он постоянно носил с собой подписанные почтовые открытки с марками и на них писал все, что приходило ему в голову, а затем посылал открытки по почте домой. Некоторые даже звонят себе по телефону и оставляют сообщения на автоответчике. Очень удобны миниатюрные дешевые диктофоны. Нет предела изобретательности творческого ума. Придумайте несколько своих собственных способов вести журнал идей, которые бы соответствовали вашему стилю жизни и которыми вы будете пользоваться с удовольствием. 60. МИНИ СЕМИНАР Не cfftomfi недооценивав свой Md/fmcu Нет ли у вас некоторого предубеждения против ведения журнала? Может быть, у вас был дневник или ежедневник и вы чувствовали себя обязанным писать в него каждый день, потому что страницы были помечены датами? Считаете ли вы, что нужно обязательно писать по линейкам и пользоваться только полными предложениями? От сомнений очень просто избавиться, если представить себе свой будущий журнал визуально. Как он выглядит? Что в него попадет? Как вы будете писать — длинными параграфами или краткими отрывками? Что можно в него включить: цитаты, статистику, анекдоты, новые сведения, истории из личной жизни? Вы можете записывать в журнал что-нибудь по одной из предложенных ниже тем: интересные случаи из моей жизни что я узнал особое достижение что я изменил в чьей-то жизни впечатление от встреч или событий Ваш журнал будет настолько уникальным, насколько вы этого захотите. Один мой знакомый знаток вин ведет журнал вин. Однажды его спросили, как ему понравился букет одного очень редкого вина, которое \ 1 У у ем^ Довелось попробовать. Он ответил, \ | / у что его журнал посвящен не столько \ ^^У.^^ оценке опробованных вин, сколько свя- ^f ^ занных с ними событий — с кем распили ^Ш бутылку, что ели. Он записывал скорее то, ^^Ш_ как он чувствовал себя в моменты пития, f^^^^k нежели то, каким было вино на вкус. Я^^^Ш Разработайте собственную концепцию f ^^ш ведения журнала, записывайте в него свои f f мысли, стоящие перед вами задачи, ваши изоб- f f ретения, впечатления, личные проблемы. Веди-^^^^ те записи в процессе чтения этой книги. Запи-^^^^ шите в журнал все мысли, которые возникнут у вас при изучении десяти стратегии, а также все, что связано с вашими творческими устремлениями. ^{есколысо слов в заключение Итак, вы уже готовы к изучению второй части книги. Когда вы будете читать о том, как каждая стратегия способствует вашей творческой деятельности, помните о двух существенных моментах, отмеченных в этой части. Во-первых, вы — от природы творческая личность и не нуждаетесь ни в каких ограничениях: ни в интеллектуальных, ни в физических. Ваш творческий дух будет расти сам как следствие вашей неутолимой любознательности, открытости всему новому, склонности к риску и вашей энергии. Во-вторых, помните, вы можете самостоятельно включиться в естественный творческий процесс, если воспользуетесь методом инкубационной модели генерирования новых идей или если просто будете жить более творческой жизнью. Hacffib 2
|