Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть II. Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж
Вы только что выполнили тест (в значительно упрощенном его виде), разработанный доктором Дж. П. Торренсом, с помощью которого можно оценить, в какой мере у вас развито творческое мышление (креативность). Поскольку творческое мышление непосредственно связано со способностью устанавливать взаимосвязи, этот тест оценивает также и эту способность. В полном объеме тест Торренса оценивает не только творческое мышление в целом, но и четыре его составляющие. После тестирования опытный специалист, просмотрев ответы, может сразу же присвоить баллы по каждой из них: Скорость — способность генерировать большое количество идей. Проще говоря, подсчитывается, сколько всего способов вы придумали. Гибкость — способность генерировать идеи в разных направлениях. Сколько различных видов применения консервной банки вы придумали? Наиболее часто ее предлагают использовать в качестве какого-нибудь резервуара, как игрушку, как средство связи и т. п. Оригинальность — способность генерировать уникальные и необычные идеи. Любой ответ, предлагающий стандартный способ использования консервной банки, получает ноль баллов. Нестандартные применения (например, в качестве «шляпки для куклы») получают два балла. Тщательность — способность увеличивать количество деталей и усложнять само изделие. Варианты, которые подразумевают добавление составных частей или изменение формы, получают дополнительные баллы. Например, если вы предложите расправить банку, стереть ее в порошок, покрасить или соединить с другой, то получите в награду дополнительные баллы. Итак, как вы справились с этим тестом? Были ли ваши идеи гибкими, оригинальными, тщательными? Насколько быстро вы выполнили тест? Если у вас есть дети, предложите и им этот тест. Я часто провожу этот тест на семинарах для взрослых и в классах для детей. Как правило, дети набирают большее количество баллов, чем взрослые. К примеру, сравните свои ответы с ответами группы второклассников: • в ней можно хранить жуков • это домик для муравьев • это банк • ею можно играть в футбол • это стиральная машина для маленьких человечков • это шляпка для моей куклы • это бассейн для Барби • это телефон • это музыкальный инструмент • это ходули • ее можно расплавить и переделать в солдатика Это вовсе не означает, что взрослым не хватает способностей придумывать новые решения. Это означает только, что мы используем лишь малую долю своего творческого потенциала и не умеем преодолевать внутренние барьеры своего сознания. На протяжении всей жизни нас учат «не переходить границы». «Ограничения — наши друзья», как говорится в одном рекламном объявлении. Так вот, если вы действительно хотите стать творческой личностью, вам придется иногда думать так, как думают маленькие дети! Исследования показывают, что по мере взросления человека его творческие способности постоянно снижаются. В результате одного из исследований, в котором оценивалась способность генерировать оригинальные идеи (примерно так же, как в тесте Торренса), но учитывались как оригинальные, так и стандартные ответы, получилось следующее: • дети до 5 лет — 90% оригинальных ответов • дети 7 лет — 20% оригинальных ответов • взрослые — 2% оригинальных ответов Снижение творческого уровня прямо поражает — с пятилетнего до взрослого возраста творческие способности снижаются более чем в 40 раз! Неудивительно, что к сорока годам мы вязнем в рутине жизни и всякий раз, как только пытаемся сделать нечто творческое, терпим неудачу, чувствуя горькое разочарование. А^гх снова ^газжечь «tHeoftHecfcoe пламя»? Если в детстве мы подавляли свои творческие способности, а в юности не использовали в полной мере оставшиеся, то возникает логичный вопрос: что мы можем сделать сейчас, будучи взрослыми? Можем ли мы оживить и повысить свой творческий потенциал? И если — да, то как потом использовать его в личных и профессиональных целях? Именно этому и посвящена моя книга. В следующих главах вы найдете стратегии, с помощью которых можно сделать жизнь более творческой, узнаете, как мобилизовать свои креативные способности при решении возникших проблем. Основная цель книги — помочь вам освоить десять ключевых методик, которые, в свою очередь, позволят вам в будущем творчески решить любую задачу — связанную с работой, семьей, увлечениями, общественной жизнью. Вот эти основные стратегии: 1. Поддерживайте связь с другими людьми 2. Создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду 3. Вылезайте из своего футляра — путешествуйте 4. Развлекайтесь, играйте и шутите 5. Расширяйте свой кругозор — читайте 6. Приобщайтесь к искусству 7. Используйте современные технологии 8. Воспользуйтесь возможностями Могущества Разума 9. Выпустите на волю свое альтернативное сознание 10. Загляните в глубь своей души Концепции перечисленных выше десяти стратегий в основном базируются на моем личном опыте и проведенных мною исследованиях, которые доказали, что есть множество путей высечь искру, способную запустить генератор идей. И неважно, что вы захотите сделать: написать акварель, сочинить роман или справиться с производственной задачей — в любом случае эти десять стратегий помогут вам пережить мгновения творческого озарения. Стратегии могут быть использованы по-разному. Во-первых, они стимулируют ваше мышление. С их помощью вы становитесь открытыми для новых путей и возможностей. Они расширяют ваши горизонты, тем самым позволяя формировать многочисленные взаимосвязи, что является необходимым условием творческого процесса. Во-вторых, эти стратегии помогут вам проложить путь в лабиринте многочисленных препятствий, блокирующих свободу мышления и сковывающих усилия по внедрению новых идей в жизнь. Одни стратегии помогут вам сосредоточиться, если ваши мысли мчатся слишком быстро для качественного выполнения работы; другие на- против, расслабиться, чтобы собраться с силами и дать возможность полуготовым идеям «довариться» в соответствующем режиме. И наконец, эти стратегии продемонстрируют вам, как с пользой применить до сих пор еще мало изученные наимощнейшие двигатели творчества, известные в народе как удача или счастливый случай. В мире существует бесчисленное множество возможностей, которые буквально умоляют нас о том, чтобы мы ими воспользовались. Эти возможности попадаются нам на глаза ежедневно, но, пока мы не в состоянии распознать их, они пропадают, остаются неосуществленными. Некоторые стратегии сами по себе являются видами творческой деятельности. Многие писатели часто используют чтение, чтобы познакомиться с другими авторами и почерпнуть из их книг свежие идеи для своих собственных произведений. Многие художники долгими часами изучают творения великих мастеров, чтобы со временем самим выйти на более высокий уровень мастерства в живописи, ваянии, музыке. Изобретатели и программисты, создавая новые приборы или программное обеспечение, как точку отсчета используют уже существующие технологии, тем самым продвигая на шаг вперед и саму технологию. Однако цель книги является более глобальной. Замысел заключается в том, чтобы научить вас как можно шире использовать все десять перечисленных стратегий. Не ограничивайте себя, применяя только те стратегии, которые связаны с вашей сферой деятельности. Если, к примеру, вы скульптор или танцор, то вы можете очень многое получить, используя современные технологии или сотрудничая с другими людьми — именно там вы почерпнете вдохновение для своих будущих работ. Если вы автор песен или романов, то лучшими источниками новых тем станут для вас размышление и чтение. Если вы деловой человек или изобретатель, то в поисках решения сложных задач вам помогут путешествия и эксперименты с поо- сознанием. Как говорил Абрахам Маслоу: «Если у вас нет ничего, кроме молотка, то все прочее начинает казаться вам гвоздем». В каких-то случаях одна из стратегий может оказаться более полезной, нежели другие, хотя при иных обстоятельствах она, возможно, и не сработает. Например, если решение требуется найти в течение двадцати четырех часов, то у вас просто нет времени для путешествий. Вполне возможно, что какая-то стратегия по своей внутренней сути станет вам наиболее близкой. И все же основная цель книги заключается в том, чтобы научить вас использовать все десять стратегий. Выберите творческий стиль жизни — включите эти стратегии в свою повседневную жизнь. Пусть они станут ее неотъемлемой частью, и тогда вы увидите, как у вас развивается естественный талант к творческому мышлению, которое даст вам в руки множество инструментов. С их помощью вы сможете обрести вдохновение; вам будут по плечу решения проблем, которые прежде казались вам непреодолимыми; вас посетит множество новых идей. МИНИ-СЕМИНАР Мысли о Шво^чес/Яве Поразмышляйте немного о том, что такое творческая жизнь. Как по-вашему: сейчас вы ведете творческую жизнь? Какие чувства и мысли вызывают у вас эти слова? А не кажется ли вам, что ваша жизнь в настоящее время весьма далека от той, что называется творческой? Что больше всего заинтересовало вас в списке стратегий? Что вам наименее интересно? Ну а теперь, определив наиболее и наименее предпочтительные стратегии, отбросьте-ка в сторону все эти мысли. Станьте открытым для всех возможностей, которые предоставляются предложенными стратегиями. Ну и последнее: по какой причине вы начали читать эту книгу? Почему вы все-таки хотите стать более творческой Личностью? К какой цели в конечном итоге стремитесь? Вы хотите стать художником или писателем? Вы хотите что-то изобрести? Вы хотите получить хорошую работу? Как вы думаете, изменится ли что-то в вашей жизни после того, как вы прочитаете эту книгу? Вы можете записать свои ответы. Если вы сразу же четко определите для себя поставленную цель, то чтение книги будет доставлять вам большее удовольствие и из каждой главы вы сможете извлечь гораздо больше полезной информации. Сле< щющий шш Прежде чем вы начнете читать о десяти стратегиях, обратите внимание на три важных аспекта, которые будут рассмотрены в следующих трех главах. Глава «А вы — творческая личность?» исследует миф о творчестве. Она написана с целью избавить вас от сомнений и страхов, которые, возможно, вызывает у вас сама мысль об обучении творчеству. В главе «Как включиться в творческий процесс» объясняется природа процесса творчества и дается понятие о том, как можно, используя перечисленные десять стратегий, обрести вдохновение и стать автором новых идей. После прочтения главы «Как поймать идею» вам уже не грозит опасность потери блестящих мыслей. Все три темы являются очень важными для усиления положительного эффекта от прочтения этой книги. ^4е< л - ffieoflHeCfCOSi MtWQC/fib? На моих семинарах я часто слышу: «Ну что вы, я совсем не творческая личность», или: «О, у меня вовсе не артистическая натура», или: «У меня левополушарный (то есть логический) тип мышления». Беда в том, что подобные высказывания уводят людей в сторону от творчества. В настоящей главе исследуется вопрос о природе творческой личности с разных точек зрения и показано, как можно развить в себе четыре важнейших качества для того, чтобы «подстегнуть» свое творческое «я». Сг/щеаЯв^е^ ли определенный ^ /Нин tfUfofMecicou личнос^ни? y£ ^U Попробуйте выполнить следующий тест. Прочитайте список характеристик человека и подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, присущи истинно творческой личности. • рассеянность • оригинальность мышления • чувство юмора • авантюризм • настойчивость • нетерпеливость • уверенность в себе • озабоченность • независимость • стеснительность • находчивость • вдохновенность • цинизм • гибкость • умение быстро адаптироваться • восприимчивость • романтичность • замкнутость » ироничность • импульсивность • надежность • воинственность • предприимчивость • критичность ума • чувствительность • интеллигентность скептицизм нетерпимость страсть разрушать
|