![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МИНИ-СЕМИНАР. Scuou непонимание и ложные п/гес^с/Яа&ленлл/
Scuou непонимание и ложные п/гес^с/Яа& ленлл/ Помимо широко распространенных ложных представлений о творческой личности, мне часто приходилось слышать и о неверных понятиях, связанных с самим понятием творчества. Посмотрите, не увидите ли вы в этом списке что-то очень знакомое: Первое ложное представление: творчеству нельзя научиться. Творцами либо рождаются, либо нет. Второе ложное представление: у меня мышление логического типа. А логика и творчество несовместимы. Третье ложное представление: я никогда не создавал никаких «шедевров», а потому я неспособен к творчеству. Все эти взгляды отражают предубеждения, которые могут сковать ваше творческое развитие. Они заставляют вас отказываться от обучения и любых попыток заняться творчеством. Иногда эти предубеждения основаны на сомнениях, посеянных еще в детстве или в юности, которые продолжают вас преследовать до настоящего времени. В других случаях такие предубеждения продиктованы тем, что наше общество в целом ориентировано на «готовый продукт», и такая ориентация заставляет людей отказываться от любого творчества, результат которого нельзя продать. Проблема заключается в том, что в таких случаях телега ставится впереди лошади. Вас заставляют усиленно размышлять о результате еще до того, как вы начнете творить, и потому ваши попытки терпят неудачу. А у вас есть какие-нибудь предубеждения или ложные понятия? Может быть, вы считаете, что не способны заниматься творчеством, потому что не обладали творческими способностями в детстве? Или, может быть, размышляя о творчестве, вы сплошь и рядом используете коммерческие термины и без устали подсчитываете доход от реализации будущего го- тового изделия или произведения искусства? А может, вы не напрягаете свои творческие мускулы только потому, что боитесь критики и скептицизма со стороны окружающих? Подумайте: что же не позволяет вам развить свой творческий потенциал? Ну а теперь отбросьте страхи и начните с «чистого листа». Семь Hiftfieu ifU! ofi4ecftt£ a Существуют два мифа о творческой личности. В первом говорится о том, что способность человека к творчеству прямо пропорциональна его интеллектуальному уровню; во втором, что истинное творчество — удел одаренных от рождения. Эти два предубеждения способны подкосить творческий потенциал любого человека. Как утверждает доктор Гарвардского университета Говард Гарднер в книге «Границы, разума» (ему вторит Томас Армстронг в своей чудесной, ставшей очень популярной книге «Семь умников»), существуют семь типов мышления: • вербально-лингвистический: способность манипулировать словами устно или письменно • логико-математический: способность манипулировать математическими формулами и логическими понятиями • пространственный: способность видеть графические объекты и манипулировать их составляющими • музыкальный: способность воспринимать ритм и гармонию мелодий, идентифицировать различные звуки и манипулировать ими • телесно-кинестетический: способность использовать движения тела — например, в спорте или в танце • внутриличностный: способность понимать свои чувства и размышлять на философском уровне • коммуникативный: способность понимать других людей, их чувства и мысли У человека, как правило, преобладает какой-то один тип мышления, ну в крайнем случае два, но в то же время каждый из нас владеет уникальной комбинацией всех семи типов, что дает нам богатые возможности на протяжении всей жизни. Многие ограничивают себя только потому, что еще в детстве нас строго ориентировали на развитие одного определенного типа мышления — как правило, вербально-лингвистического или логико-математического, ведь существующая система образования делает упор именно на них. В результате мы приходим к выводу, что у нас отсутствуют иные способности, в то время как проблема заключается в том, что у нас просто не было возможности развить их! Передовая теория Гарднера о многогранности интеллекта является центральной в науке о творчестве. Как только мы поймем, что интеллект не есть «все или ничего», мы сразу же почувствуем себя совершенно свободными и начнем развивать свои творческие способности в соответствии с индивидуальным их соотношением. Если мы выбираем лишь узкую стезю творчества (например, хотим стать художником или писателем) или стремимся творить так, чтобы добиться успеха (как его понимают другие), то мы явно оказываем себе плохую услугу, ограничивая свои возможности. Какие бы узкие представления о своих интеллектуальных и творческих способностях ни были у вас в прошлом, настало время расширить их и позволить себе поискать иные пути. Когда вы будете читать следующие главы о десяти стратегиях творчества, не старайтесь прикидывать, как применить их к тому, чем вы уже занимаетесь. Помните обо всех семи типах мышления. Найдите в себе мужество играть на широком поле и следовать своим порывам, куда бы они ни привели вас. Если вы ученый, то может случиться, что десять стратегий наведут вас на мысль заняться написанием акварелей или музыкальных опусов. Если вы руководитель производства, то десять стратегий могут помочь вам использовать свою интуицию при решении сложных проблем. Для десяти стратегий не существует границ в формировании творческого стиля жизни. МИНИ-СЕМИНАР UifioK. какови лее ваши творческие слосо^нос/Яи? Если пока еще никто не собрался и не собирается проводить научного исследования для проверки вашего интеллектуального уровня по всем типам мышления, то вы сами можете оценить свои достижения и решить, в каких же сферах вы преуспеваете. Расположите типы мышления по степени их важности для себя, присвоив им места с 1 по 7 — то есть на первое место поставьте тот тип, где вы считаете себя наиболее одаренным, а на седьмое — тот, где вы чувствуете свою слабость. Не смущайтесь ни оценивая свою силу, ни оценивая свою слабость — у каждого человека доминируют один-два типа мышления и один-два отстают. Итак, расставьте баллы: Q вербально-лингвистический D логико-математический D пространственный D музыкальный I1 телесно-кинестетический ГП внутриличностный 11 коммуникативный Оцените, в какой степени преобладающий у вас тип мышления реализуется в вашей работе. То есть, попросту говоря, соответствует ли ваша профессия сильным сторонам вашей личности? Каковы ваши увлечения и как они соотносятся с различными типами мышления? Скажите, если бы вы могли поднять у себя уровень только одного из типов мышления, из тех, что считаете своим слабым местом, то какой бы вы выбрали? Овладейте tft/Хйм, тво^чес^Ява Все сказанное в этой главе сводится к тому, чтобы помочь вам распознать и устранить те страхи и ложные представления о творчестве, которые берут начало из стереотипов, предрассудков и чужих мнений. Чем в большей степени вы освободитесь от внешних ограничений, тем скорее вы поймете, что единственным истинным источником творчества является ваша собственная личность. Ваши творческие способности произрастают из уникальной смеси личных качеств и различных типов мышления, которые и определяют вашу индивидуальность. Для того чтобы сделать свою жизнь более творческой, нужно немедленно начать питать и развивать свой творческий дух. Что мы понимаем под творческим духом9 Мы уже поняли, что творчество зависит не только от ваших интеллектуальных способностей или конкретных навыков — например, музыкальных или атлетических. Однако это отнюдь не означает, что творческий дух нельзя оценить, нельзя воспитать, равно как и не означает, что невозможно узнать, какие именно качества в наибольшей степени способствуют творчеству. По моему мнению, существуют четыре основных элемента, из которых и складывается творческий дух. Я называю их Я.Д.Р.О. — то есть сердцевиной духа творчества. В отличие от способности поставить балетный спектакль или решить задачу по физике, эти качества присущи каждому человеку. Без этих качеств жить творческой жизнью трудно — даже, можно сказать, невозможно. Давайте посмотрим, как каждое из этих качеств поддерживает огонь творчества. ^^кн^ознсипельнас^пь: сила воп/госа Творческому духу прежде всего свойственна любознательность. Без интереса к тому, что происходит в мире, как и почему работает то или иное устройство, какие вокруг властвуют законы природы и идеи, нет стимула к творчеству. Любознательность заставляет человека исследовать область за областью и искать все новые и новые пути исследования. Любознательность побуждает изобретать, экспериментировать, строить. Чарльз Хэнди в своей книге «Неблагоразумный возраст» замечает: «Необходимость может быть матерью изобретения, а любознательность — матерью открытия». В детстве мы были страшно любопытны. Мы спрашивали обо всем и сами давали ответы, придуманные нами же. У взрослых любопытство вдруг резко куда-то исчезает. Фраза «праздное любопытство» предполагает, что подобное времяпрепровождение — в отличие от полезного знания — суть слабость, бесцельная трата времени. Любопытство часто смиряется ложной скромностью («Никогда не смогу понять, как работать с компьютером») или ссылкой на недостаток времени («Хотел бы научиться готовить, да времени совсем нет. Хотя, впрочем, жена готовит так хорошо, что займусь-ка я лучше чем-нибудь другим...») Иногда страх, замаскированный под так называемый «здравый смысл», не дает вам окунуться с головой в новое дело или поехать в неизведанный район — а ведь в молодости вы непременно бы так и поступили! Мало-помалу взрослый человек очерчивает вокруг себя множество границ, за пределы которых невозможно продвинуться в своем развитии. Мы бессознательно создаем «зону комфорта»: в ней мы чувствуем себя в безопасности и боимся высунуть из нее нос. Выйти из зоны комфорта становится все труднее и труднее, границы нашего существования утверждаются незыблемо. Зона комфорта превращается в рутину жизни — специфический набор приемлемых людей, мест, вещей, мыслей, которые становятся нашей жизненной территорией. Утратив любознательность, мы утрачиваем и способность к творчеству. Жизнь, в которой каждое событие запрограммировано, не дает пищи для творчества, не дает новых идей, способных «подкормить» творческий дух. Поглотившая нас рутина не позволяет встречаться с новыми людьми или хотя бы слышать о новых веяниях. Она не поставляет новой информации и поэтому не способна навести вас на блестящую мысль. Представьте себе, как бы выглядел наш мир, если бы в свое время некоторые люди не проявили любопытства: • Если бы Ньютон, поглядев на упавшее яблоко, просто вяло подумал: «Что это было?», то кто открыл бы Закон всемирного тяготения? • Если бы бактериолог Александр Флеминг после того, как уронил немного хлебной плесени в бактериальную культуру, просто помыл все чашки Петри в своей лаборатории и из любопытства не заглянул в микроскоп, то кто открыл бы пенициллин? • Если бы химик Рой Ппанкетт не заинтересовался истинными причинами испарения газа из запаянного контейнера, то кто изобрел бы тефлон? • Если бы любопытство Эдвина Лэнда не было подстегнуто нетерпением его трехлетней дочери в ожидании изготовления снимков, то кто изобрел бы моментальную фотографию? • Если бы Питер Ходжсон согласился с мнением всего научного мира, что компания «.General Electric» ничего не сможет сделать с необычным кремниевым соединением, то разве имели бы мы сейчас изделия из силикона? • Если бы Перси Спенсер, постояв перед работающей радарной установкой и обнаружив в кармане растаявшую шоколадку, просто отнес бы испачканные брюки в чистку, то кто создал бы микроволновую печь? • Если бы инженер ВМС США Ричард Джеймс не обратил внимания на поведение брошенной плоской пружины, то поколения детей были бы лишены радости игры в спинки (разноцветные пружинки из мягкой пластмассы, способные «передвигаться»)! Понять суть любопытства помогает образ воронки: в горлышке воронки находится вся масса информации, накопленная вами в течение жизни. Она отфильтрована в вашем сознании и доступна при необходимости. Это есть то, что я знаю. В широкой части воронки находится та информация, о которой вы знаете только то, что она существует, но ее предстоит изучить, чтобы внести в свою базу данных. Это есть то, что я знаю, что этого я не знаю. Выше воронки и далее во всем пространстве космоса находится огромнейшая масса информации, о которой вы не имеете ни малейшего представления. Это все знание и вся мудрость Вселенной. Это есть то, про что я не знаю, что этого я не знаю. Любознательность — это процесс исследования того, что находится выше горлышка воронки. Чем больше информации протекает через воронку, тем эффективнее подпитывается дух творчества. OffllCfUftifiOCffIb: ш< 5кос^1ь мышления и ^валсшнельное OlfiHOtueuue ко всем^ новому Подобно любопытству, открытость всему новому есть жизненно важное средство поддержания творческого духа, так как именно такая открытость позволяет нам воспринимать новые идеи и включать их в сферу своего мышления. Если вы будете всегда придерживаться старых проверенных представлений, то вы никогда не сможете выйти за установленные рамки. Открытость ведет нас на тот перекресток, где встречаются творчество и новаторские идеи. Творческие натуры открыты для новых представлений, людей, мест, вещей. 2 Зак. № 28 Творчество расцветает, когда питается мыслями других людей. Если вы отвергаете, осмеиваете или игнорируете чужие мысли, то вы никогда не сможете выйти из своей зоны комфорта и исследовать широкий мир за ее пределами. По странной иронии судьбы, открытость новому дается людям заметно труднее, чем любознательность. Люди вроде бы и хотят что-то исследовать, но как только наталкиваются на новое понятие, которое им не нравится, они немедленно замыкаются и отвергают его; они отталкивают все новое, не допуская его до своего разума и сердца. Новые идеи подобны страшным снам: они непонятны и в то же время угрожают каким-то глубинным устоям наших верований и представлений и потому пугают. Говоря языком конкретных цифр, человеку требуется в среднем только десять секунд, чтобы начать высказывать причины, по которым новое не будет работать. Вспомните, когда вы в последний раз повстречались с чем-то ранее неизвестным, попробовали новое блюдо экзотической кухни, посетили незнакомое место? Скажите, вы восприняли это или сразу же отвергли только потому, что эти явления не смогли вписаться в вашу зону комфорта? Открытость новому проявляется также и в способности распознавать счастливые совпадения в жизни. Закрытый ум часто проходит мимо судьбоносных встреч и событий, которые могут впоследствии обернуться открытиями и изобретениями. (В следующей главе обратите внимание на рассуждение о синхронности.) Т^сиЯовнос/нь ^шсковсиЯь: ерл tfloto 4fflo^bi вышЯи из зоны. класфо^г^1а, fiifte^ifettlcsi аирсес/ЯвоУ Творчество требует риска. Без желания рисковать большинство творческих начинаний закончились бы крахом. Писатель рискует, когда отдает свое произведение в печать и отправляет в торговую сеть; художник рискует, выставляя свои картины; актер рискует, выходя на сцену. Предприниматель рискует своим капиталом и репутацией, начиная новый проект. Риск тесно связан с зоной комфорта. Если вы терпимо относитесь к риску, то вы позволяете себе покидать зону комфорта и выходить в широкий мир, где вас ждут новые встречи, идеи, информация. Если вы боитесь рисковать, то постоянно пребываете в зоне комфорта, недоступной для потенциальных проблем, которые могут подвигнуть вас на какие-нибудь эксперименты. Творческий риск можно поделить на несколько категорий: Прыжок в темноту. Этот тип риска ощущается инстинктивно, на уровне кишечного тракта. Он возникает при таких видах деятельности, которые способствуют выделению адреналина, например, различные спортивно-авантюрные предприятия (прыжки) с парашютом или сплав по реке на плоту) и общественная деятельность (публичные выступления). Искушение судьбы. Вы вроде и хотите сотворить нечто новое, но ранее вы уже потерпели фиаско на этом поприще и потому считаете, что изначально обречены на неудачу. Даже если разум убеждает вас в том, что бояться нечего, душа продолжает твердить свое. Все поставить на карту. Этот вид риска связан с возможностью в результате творческой попытки получить или потерять большие деньги. Люди, не склонные рисковать, предпочитают вкладывать деньги консервативно, но есть и любители высоких ставок. Стать посмешищем. Этот вид риска связан с боязнью стать объектом осмеяния или осуждения. Многие творческие предприятия связаны с необходимостью выставлять свою работу на суд публики. Любители риска относятся к этому спокойно, но те, кто не любит рисковать, робеют. Даже крупные компании иногда рискуют, а иногда стараются избежать риска. Так, корпорация «Apple Computer» довольно смело разработала и внедрила совершенно новую систему, шедшую вразрез с традиционным подходом, однако несколько позже проявила излишний консерватизм, отказав в праве другим производителям совершенствовать операционную систему Macintosh. Стремление «Apple Computer» защитить созданную ими операционную систему побудило компанию «Microsoft» разработать конкурирующую под названием Windows, которая впоследствии и захватила рынок персональных компьютеров. ЭнфША: ffiunMieO ^1Я /Ш^О/ЯЫ и иафа с/ля ст^гаопи И наконец, последнее качество, необходимое для поддержания духа творчества — энергичность. Энергия — это искра зажигания для вас. Без достаточной умственной энергии результаты вашего творчества могут пострадать от недостатков, порожденных неверными рассуждениями и ущербным мышлением, и как следствие, не будут внедрены в жизнь. Без достаточной физической энергии ваши творческие идеи так и будут пылиться на полке. В некотором смысле все творчество есть энергия, поскольку идеи, составляющие ваше творческое мышление, суть набор электрических импульсов вашего мозга. Без энергии волн мозга творчество невозможно. Термином энергия определяется также степень страсти, которую вы вкладываете в творчество. Если вы увлечены проектом или вносите много личного в порученное вам дело, то чувствуете ответственность и воодушевление. Вы способны сконцентрировать именно ту энергию, которая необходима для выполнения работы, и это воздается вам сторицей. Чем больше вы любите свое дело, тем больше энергии ему отдаете и тем более творческим оно становится. Если вы не энергичны, то весь процесс превращается в борьбу и творчество умирает. Доктор Михали Шикшентмихали из Чикагского университета определил состояние высокой энергии как критическую составляющую интеллектуального и творческого успеха. В результате сложнейших исследований он пришел к выводу, что человек выполняет работу более успешно, если входит в- состояние, близкое к тому, что испытывает пловец, подхваченный водным потоком. Когда человек находится «на гребне волны», его энергетический уровень очень высок, и это способствует обострению его мышления и собранности. Человек в таком состоянии не нуждается в передышке, не знает сомнений, он действует как бы инстинктивно. Подумайте, что вы умеете делать по-настоящему хорошо: в спорте, в искусстве, в музыке, в чем-то ином... В такие моменты, когда вы увлечены предметом своей деятельности, вас подхватывает течение, и вы способны реагировать и отвечать только на то, что необходимо — без сознательного осмысления. Достижение такого состояния является важным элементом творчества. Вы как бы сливаетесь со своим делом, вы полностью поглощены работой, вы не совершаете ошибок, вы продуктивны и полны вдохновения. МИНИ-СЕМИНАР Оцените свое творческое А.З).У.О. и otefnitUHle сооаЯвеннцю зош/ icoMi/ioftiHa. Часть I. Оцените свое творческое Я.Д.Р.О. Любознательность. По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы любопытны. 1 балл соответствует низкому уровню любопытства, 10 баллов означают, что вас интересует широкий спектр вопросов. Запишите ответ _________ Открытость новому. По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы открыты. 1 балл соответствует низкому уровню открытости, 10 баллов означают, что вы восприимчивы и открыты новым людям и новым идеям. Запишите ответ _________ Готовность рисковать. По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы готовы рисковать. Поставьте себе 1 балл, если вы всеми силами избегаете риска, и 10 баллов, если вы приветствуете всякий риск как средство перемен. Запишите ответ _________ Энергичность. По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы энергичны. 1 балл соответствует низкому уровню энергичности, 10 баллов означают, что вы вкладываете всю душу в ваши занятия. Запишите ответ ________
|