![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ю ctfifuufleuui cj^ /гсиишфенил вашего ^о/гчес/сого Л.З).У.О.
Ст/гсипешя^ JlocfqeftJfcUJecwfle с& язь С CffUfii4MU MOqbMU Попробуйте вспомнить какой-нибудь случай, когда вы работали вместе с другими в классе, на конференции, на собрании или какой-нибудь момент из вашей жизни, когда практически все, кто находился рядом, неожиданно воодушевляясь, начинали говорить одновременно, делясь друг с другом идеями или совместно анализируя возникшую проблему. В такие минуты чувствуешь, что атмосфера буквально заряжается той энергией, которая питает всех присутствующих. Такие воодушевляющие и полезные всем собрания являются прекрасной иллюстрацией того, что связь с другими людьми способна повысить вашу собственную творческую энергию. Когда речь идет о генерации идей, воодушевлении, стимулировании, наблюдениях, то ничто не может заменить возможности общения с другими людьми. На своих семинарах я поясняю эту мысль простым образным примером. Я беру мотки цветных ниток и раздаю их каждому десятому слушателю. Потом я прошу каждого из них кинуть клубок знакомому человеку, находящемуся в комнате, удерживая при этом кончик нитки. Получившие мотки кидают следующему и так далее. Вскоре все присутствующие соединяются тропинками разноцветных нитей. Самое интересное, что любому слушателю требуется не больше минуты, чтобы проследить связь между собой и любым другим человеком в комнате. Помните об этой картине, применяя в своих творческих стремлениях те стратегии, которые описаны в этой главе. МИНИ-СЕМИНАР Оём.ашИесь с творческими мое/ьми Подумайте и выберите из знакомых вам людей троих, кого вы считаете наиболее творческими. В чем состоит их творческая сущность? Это артистизм? Или предпринимательская жилка? Или весь их стиль жизни? Общаетесь ли вы с этими людьми? Делитесь ли с ними своими мыслями? Обращаетесь ли за помощью в своей творческой деятельности? Даете ли вы им возможность обращаться к вам и делиться с вами своими идеями? Позвоните одному из этих знакомых. Поинтересуйтесь, чем он (или она) сейчас занимается. Попытайтесь вдохновиться их творческим настроем. Выделите время, чтобы посетить их и поделиться своими соображениями о творчестве. /^cuc ifCffUiHO^MHb кошИсиап с лалияцью cuHXfiOHHOctHU Возможно, самым мощным способом повышения творческого потенциала является ясное осознание того, что в каждой встрече и в каждом разговоре заложены удивительные скрытые возможности. Человек подобен бильярдному шару на жизненном столе — он постоянно перелетает от одной встречи к другой. Встреча с любым человеком может коренным образом изменить ход всей вашей жизни, озарить потрясающей идеей или подарить новый взгляд на вашу работу. Некоторые люди вдохновляют нас непосредственно, другие помогают случайно, сделав какой-нибудь незначительный комментарий, который оказывается совершенно неоценимым для нашей творческой деятельности. Многие предприниматели закладывали основы нового дела благодаря своей прозорливости и способности общаться с людьми. Несмотря на то что у Памелы и Гая Аулд не. было явного намерения заняться бизнесом, они 3 Зак № 28 все же создали компанию «Chukar Cherri Co.», имеющую на сегодняшний день многомиллионные обороты. Это произошло потому, что однажды соседи начали настойчиво упрашивать супругов продать им вишни из их сада площадью сто акров. Билл Цанкер начал новое дело, хотя к тому времени он уже был владельцем процветающей компании «Learning Annex». Посетив как-то раз парк в Сан-Франциско, он обратил внимание на массажиста, который предлагал свои услуги за доллар в минуту. Цанкер решил, что идея сулит богатые возможности. Он продал свою фирму и открыл компанию по производству массажных изделий «Great American Backrub», которая, в частности, изготавливает комфортабельные сиденья для автомобилей. Боб Лэнгкемп, в свою очередь, основал фирму «Gemini Fiberglass Products» в городе Голден. Раньше он занимался изготовлением бассейнов и ванн, и кто-то спросил его, нельзя ли использовать его бассейны для разведения лосося. Эта мысль показалась Лэнгкемпу интересной, и сегодня оборот его новой компании превышает миллион долларов. На конференции я встретил своего коллегу Динна Берга и понял, что мы претендуем на один и тот же консалтинговый контракт — и мы решили объединить наши усилия и проводить семинары вместе. Многие выдающиеся художники также черпали свое вдохновение в случайных встречах. Лилиан Хеллман встретила в голливудском ресторане Дэшил Хэммета, автора нашумевшего детективного романа «Мальтийский сокол», — и эта встреча помогла ей стать крупным сценаристом и драматургом. Джон Леннон впервые увидел Йоко Оно в картинной галерее в Лондоне и сразу же потянулся к ней как к родной душе. Их совместная работа в корне переменила карьеру Леннона. Вы тоже можете многое почерпнуть из случайных встреч и совпадений. Возможно, беседуя со случайным попутчиком в лифте, вы узнаете, что он является членом той самой ассоциации, к которой вы давно мечтаете примкнуть. А может быть, во время телефонного разговора с матерью одноклассницы вашей дочери вдруг выяснится, что эта женщина собирается спонсировать новую картинную галерею, а вы как раз ищете, где бы выставить ваши новые акварели. Для того чтобы извлечь пользу из подобных потенциально плодотворных совпадений, вы должны развивать в себе наблюдательность и то качество, которое психолог Эллен Лангер назвала полнотой ума. В некотором смысле способность распознать счастливый случай связана с расширением вашего творческого Я.Д.Р.О., с ростом любознательности по отношению к тому, что встречается вам на пути, с открытостью новым идеям, с желанием рисковать — встречаться с новыми людьми, посещать новые места, с вашей энергией и исследовательской страстью первооткрывателя. В своей книге «Полнота ума» Лангер выделяет три основополагающих момента, которые могут помочь нам вести более осознанную жизнь: Перестать жить «на автопилоте». Все мы легко входим в режим рутинного поведения, характерный для существования в зоне комфорта. Когда вы на автопилоте, вы перестаете замечать новое вокруг вас. Например, если вы много лет подряд ездите на работу по одной и той же дороге, то способны ли вы заметить по пути вновь открывшуюся картинную галерею и посетить ее? А совершить вылазку в близлежащий район вашего города и найти там новый ресторан? А может быть, случалось и так, что вы только месяц спустя обнаруживали на работе нового сотрудника? Как правило, вы действуете на автопилоте до тех пор, пока какие-то новые обстоятельства не привлекают вашего внимания. Проявляйте гибкость мышления в отношении своего жизненного опыта и оценок. Многие события в вашей жизни можно интерпретировать по-разному, но вы продолжаете воспринимать и понимать их в соответствии с однажды установленными правилами. При этом вы совершенно утрачиваете способность улавливать фактор новизны, упускаете возможности чему-то научиться. Тот зануда, в обществе которого вам пришлось убивать время на вечере неделю назад, быть может, был блестящим президентом крупной компании, несколько утомленным после напряженной деловой поездки. Если вы не испытываете желания пересмотреть свои оценки, то вы можете никогда этого и не узнать. Уличный саксофонист не обязательно музыкант второго сорта. Если вы потратите некоторое время и послушаете его, то можете открыть новую суперзвезду джаза. Постарайтесь смотреть на мир под другим углом зрения, отличным от вашего традиционного взгляда. Способность смотреть на мир с разных точек зрения делает вас открытым случайным плодотворным событиям и встречам с новыми людьми, поскольку в таком случае вы с готовностью воспринимаете чужую точку зрения, которая может в значительной степени отличаться от вашей собственной. Когда я работал над этим разделом книги, я случайно натолкнулся на описание типичного случая, когда повышенная восприимчивость чужой точки зрения привела к крупному успеху. Николае Кэллоуэй, издатель высококачественных иллюстрированных книг, зашел как-то в магазин игрушек и увидел на одной из коробок чудесную картинку. Но он воспринял увиденное не просто как образчик хорошей упаковки, а как источник вдохновения. Он обратился к художнику фабрики игрушек Дэвиду Кирку и предложил ему самому написать книгу и самому ее проиллюстрировать. «Вечерний чай у миссис Спайдер» стал бестселлером и породил целую серию игрушек. Мудрая старинная турецкая сказка рассказывает о том, как глупость не позволила человеку воспользоваться плодами счастливого случая. В этой сказке неудачли- вый и бесталанный герой решает найти Судьбу и спросить у нее совета. Он пускается в долгий путь и встречает волка. — Куда ты идешь? — спрашивает волк. — Да вот, Судьбу ищу. Пусть подскажет мне, как избавиться от несчастий, которые отравили мою жизнь. — Судьба мудра. Когда найдешь ее, спроси заодно, как мне избавиться от головной боли, которая давно мучает меня. Горемыка согласился и пошел дальше. Вскоре он подошел к городу и решил там переночевать. У городской стены он встретил караульного. — Куда путь держишь? — спросил тот у путника. — Судьбу ищу. Пусть научит меня, как найти работу, которая будет доставлять мне не только неприятности и неудачи, — ответил наш герой. Караульный признался, что он тоже страдает от неудач — работает много, а денег получает мало. — Брат, — сказал он, — когда найдешь Судьбу, спроси ее, как получить в жизни то, чего я действительно хочу. Путник пообещал выполнить и эту просьбу, переночевал и утром снова пустился в путь. Пришел он на берег реки. Всплыла на поверхность воды рыба, поздоровалась с ним и спросила, куда он направляется. Он рассказал свою историю. Рыба ему в ответ: — Я всю жизнь не могу закрыть рот. Обещай мне, что спросишь у Судьбы, как мне это сделать, а я за это перевезу тебя на спине на тот берег. Путник пообещал выполнить и эту просьбу, и рыба отвезла его на другой берег. Долго ли коротко шел горемыка, но наконец добрался до дома Судьбы. А там сидит сама Судьба и прядет пряжу. Горемыка рассказал Судьбе о своих печалях и о своей незадачливости. Судьба повертела для него свое колесо удачи и спросила: — Добрый человек, а по пути не повстречал ли ты кого-нибудь, кому нужна была моя помощь? — И тут наш путешественник вспомнил и про рыбу, и про караульного, и про волка. Выслушав его, Судьба сказала: — Для волка есть только одно лекарство. Он должен съесть голову самого глупого человека, и тогда голова у него болеть не будет. Рыба не может закрыть рот, потому что внутри у нее два драгоценных камня. Достань камни, и рот закроется. Караульщик должен пойти к северо-западному углу городской стены, а ты помоги ему копать. Вы найдете два кувшина, полных золота. Там вам обоим хватит до конца жизни. На обратном пути человек опять встретил рыбу. Он залез к ней в рот и достал два прекрасных изумруда. — Спасибо тебе, — сказала рыба. — Возьми эти камни, им цены нет. — Мне не нужны какие-то камни, — сказал человек и бросил их в воду. — Для меня сама Судьба крутила колесо удачи. Потом у городской стены он встретил караульщика и рассказал ему о горшках золота. И вот тем же вечером они откопали эти горшки. Караульщик предложил путнику половину золота, но тот отказался, сказав, что ни к чему ему золото, когда сама Судьба прокрутила для него колесо удачи. Наконец он встретил волка и поведал, что для того, чтобы тому избавиться от головной боли, тот должен проглотить голову самого глупого человека во всем королевстве. — А Судьба не сказала, кто этот самый глупый человек? — спросил волк. Путник признался, что забыл об этом спросить. Затем он поведал о том, как встретил караульщика и рыбу и помог им. Тут волк вскочил и набросился на него: — Ты выбросил изумруды и отказался от горшка золота, только потому, что Судьба прокрутила для тебя колесо удачи? И тебе больше ничего не нужно?! Тогда знай: ты уже получил от Судьбы свой ответ. Ты не смог воспользоваться удачей. Нет никого глупее тебя! И он съел голову этого человека и навсегда избавился от своей головной боли. Запомните эту сказку. МИНИ-СЕМИНАР /бяк fiacno3ncmib счааНмиеий см/чай Вспомните об удачных стечениях обстоятельств, которые произошли с вами в течение последнего месяца. В число таких событий могут попасть и совершенно тривиальные (познакомились и нашли общих знакомых, коллег или клиентов или прочитали в журнале статью, посвященную тому человеку, о котором вы как раз думали). Если вы начнете обращать внимание на такие совпадения, то это обострит ваше восприятие и вашу прозорливость. В то же время начните собирать статьи и рассказы о тех удачных событиях, которые произошли в окружающем мире. Ведите дневник счастливых совпадений и записывайте в него случившееся не только с вами, но и с другими людьми. Чем более вы уверуете в то, что такое случается, тем больше шансов и у вас пережить нечто подобное. Развивайте свою наблюдательность. Начните с формирования списка стоящих перед вами задач и проблем. Каждый день задавайте себе следующие вопросы: • Что из того, что я видел, прочитал или сделал, связано с новыми для меня идеями? • Кого я сегодня встретил и чему научился? • Как применить то, что я узнал, к тому, что я делаю? Сделайте усилие и постарайтесь общаться с теми людьми, которые находятся за пределами вашей зоны комфорта, — с продавцом бакалейной лавки, с разносчиком пиццы, с таксистом, который везет вас в аэропорт, — словом, со всеми, с кем вы обычно не разговариваете. Вы увидите, что мысли, высказанные этими людьми, и общение с ними окажутся для вас просто неоценимыми. JTleoft^ectcue союзы — вс^пайШе или созс/авай^е Вы можете черпать воодушевление от других людей, вступая в творческие союзы. Творческие союзы не являются изобретением последнего времени. Их корни уходят в глубь истории. В средние века, например, гильдии мастеров являлись в какой-то мере эквивалентами профессиональных и творческих союзов; это была школа, где молодежь осваивала избранное ремесло под руководством опытных мастеров. Когда ученик достигал определенного уровня подготовки, он мог стать странствующим ремесленником и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Многие великие художники Возрождения, от Леонардо да Винчи до Боттичелли, учились и работали в мастерских старших художников вместе с другими учениками. Ранние импрессионисты барбизонской школы сформировали творческий союз, в который, в частности, вошли Руссо, Милле, Дюпре и Коро. В Америке в середине девятнадцатого века мыслители трансцендентального направления (Натаниэль Готорн, Генри и Дэвил Торо) поселились на знаменитой ферме Брук Фарм. Парижские апартаменты Гертруды Стайн и Алисы Токлас стали центром неформального сообщества, которое питало творчество Эрнеста Хемингуэя, Торнтона Уайлде-ра, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Скотта Фицдже-ральда. Эти исторические примеры доказывают, что люди учатся мастерству друг у друга, а взаимное творческое общение обогащает духовно и интеллектуально. Современные творческие союзы не менее полезны для людей, занятых искусством или бизнесом. Некоторые из таких союзов неформальны, встречи происходят от случая к случаю, темы для обсуждения выбираются свободно. Другие действуют более строго, с обязательными собраниями, установленными целями и задачами, официальными лицами и обязанностями. Есть и такие сообщества, как знаменитая колония художников Яддо, — совершенно лишенные структуры, но зато предоставляющие условия существования, в которых творческая личность может работать, не испытывая помех извне. Любое сообщество может способствовать решению творческих задач, вы можете выбрать наиболее подходящее для вас в зависимости от времени, которым располагаете. Один из способов найти нужный союз — спросить о нем в учреждениях или в центрах образования; в книжных, музыкальных или художественных магазинах, которые являются местом общения людей по интересам, а также в центрах народного творчества, в небольших ассоциациях предпринимателей и так далее. Многие магазины и центры спонсируют собственные творческие группы или проводят выставки, организуют чтения, обсуждения, учебные программы. Наиболее быстро развивающиеся современные учебные программы, как правило, базируются на методиках книги Джулии Камерон «Путь художника». Написанная для людей творческих, работающих в самых разных направлениях, эта книга предлагает двенадцатинедельный курс для развития собственного творческого потенциала и преодоления внутренних барьеров. Книга часто используется как основа для семинаров, проводимых либо самой Джулией Камерон, либо другими преподавателями, которые освоили ее методику. Другим типом сообщества является Альянс руководителей, концепция которого была разработана еще в тридцатые годы классиком-самоучкой Наполеоном Хил-лом и описана в его бестселлере «Думай и богатей». Такие альянсы представляют собой группы людей, добившихся успеха в том или ином бизнесе, которые встречаются, чтобы решать конкретные задачи. Я в свое время работал в Комитете Старших Руководителей (КСР). Одним из видов деятельности комитета являлось формирование групп в количестве 12—14 человек, которые не являлись конкурентами и взаимными поставщиками. Встречи происходили раз в месяц и давали возможность участникам общаться и обмениваться опытом и идеями. В настоящее время членами КСР являются тысячи руководителей предприятий. Если вы не можете найти организацию, которая удовлетворяла бы вашим требованиям или вашему графику, подумайте о том, чтобы создать собственную. Прочитайте колонки объявлений в местной газете, в магазинах, на почте и поместите собственное: ИЩУ коллег и единомышленников для того, чтобы организовать творческий коллектив. Проведите первые несколько встреч в ресторане или кафе, пока не узнаете получше потенциальных членов творческой группы и не освоитесь с ними настолько, чтобы пригласить их к себе домой. Если вы вступаете в творческий союз или организуете свой собственный, заручитесь помощью и содействием других людей. Не судите о людях по их репутации или финансовому успеху. Такие факторы не обязательно являются показателями их способности плодотворно сотрудничать в составе творческой группы. Гораздо важнее творческое Я.Д.Р.О. каждого участника, поскольку именно эти четыре фактора определяют, насколько он (или она) сможет вписаться в ваш коллектив.
|