![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МИНИ-СЕМИНАР 4 страница
скими возможностями современных технологий, вряд ли будет принят даже на самую непритязательную должность в этих отраслях. Личные и деловые вйп/мси Методы современных технологий вторглись не только в область искусства. Многие из основных направлений мирового бизнеса и даже наша повседневная жизнь оказались под их влиянием. Они изменили наш образ мышления и наши поступки. Переносные, размером с ладонь, электронные помощники (PDA) типа компьютера «Ньютон» фирмы «Apple Computer's» или. «Волшебник» фирмы «Sharp» — еще один пример внедрения новейших технологий, преобразующих наш творческий потенциал. Хотя PDA еще не достиг уровня популярности, на которую надеялись их создатели, вполне возможно, что за несколько лет эти электронные записные книжки встанут в авангарде персональной информационной революции. Они позволят с необыкновенной легкостью выполнять наши деловые планы и решать личные дела в дороге, а также связываться с любым местом на планете. Компьютер «Ньютон» фирмы» «Apple Computer's» — один из первых образцов технологии PDA. «Ньютон» позволяет вам использовать электронное перо, похожее на обыкновенную ручку, для записей в электронном блокноте. Затем он переводит рукопись в файл, который может быть отредактирован и напечатан точно так же, как любой текстовый файл. В виде эксперимента я почти полностью записал этот раздел на «Яъютаоме» и с помощью свойств распознавания преобразовал свои каракули в текст. Несмотря на несколько ошибок, модуль в целом справился со своей работой, что позволило мне зафиксировать вечно ускользающие мысли. Со временем «Ньютон» и подобные ему устройства будут совершенствоваться, и, по всей вероятности, PDA в недалеком будущем будет способен распознавать речевые команды и отвечать на них. По мере снижения цены и повышения эффективности PDA предоставит возможность пользователю 23S сразу же записывать возникшие идеи или даже получать любую информацию, используя спутниковую технологию и Интернет. Объединение PDA с новым поколением «умных» электронных помощников — программ, в основном предназначенных для удовлетворения ваших личных потребностей, поднимет методы современной технологии на еще более высокий уровень, а созданное оборудование станет просто необходимым инструментом для творческого человека. Проекты таких «помощников» уже разрабатываются для PDA, персональных и сетевых компьютеров. Они будут • просматривать электронную почту и учитывать приоритеты, базируясь на знании, каковы ваши истинные интересы и какая информация вам необходима; • наблюдать за вашим счетом в банке и предупреждать о нежелательных изменениях в вашем кошельке; • непрерывно искать в сети ключевую информацию и давать знать, когда там появляется то, что представляет для вас интерес. Технология PDA делает только первые шаги, но можете быть уверены, что «умные помощники» в конечном счете усовершенствуют способ обработки и накопления информации, необходимой нам в работе и личной жизни. Обилие информации в современном мире часто страшит нас, затрудняет поиск необходимых данных и препятствует творческим начинаниям. Видео-конференц-связь — еще один пример метода современной технологии, который радикально изменил творческий подход к работе. Подобно факсимильному аппарату, видео-конференц-связь дает людям возможность связываться с коллегами на расстоянии. Это особенно важно, когда необходимо сообща использовать визуальную информацию. С усовершенствованием видеотехнологии и снижением затрат персональный компьютер, оборудованный небольшим оптическим устройством, позволит участвовать в видеоконференциях не выходя из офиса или дома. Современные ifieXH& nozuu как, новая < /)OftMa tfUfofiwcicou вьфамсенил Итак, в этой главе мы увидели, что современные технологии — это творческий инструмент и мощное средство радикальных изменений во многих сферах. Следует выделить еще один аспект в расширении нашего творческого потенциала с помощью новейшей технологии: мультимедиа. Мультимедиа — что можно понять даже из названия — это комплексное представление информации для персональных компьютеров в различных видах (движущееся видеоизображение, звук, неподвижные изображения, графика, музыка, фотография, кино, мультипликация, рисование и т. п.). Но этот список далеко не полон. Как изобретение кинокамеры братьями Люмьер и Томасом Эдисоном стало началом совершенно нового жанра искусства, в котором раскрылись дарования Чарли Чаплина, Орсона Уэллса, Франсуа Трюффо и Стивена Спилберга, точно так же и производство мультимедиа породило поколение художников, которые откроют новую эпоху в творчестве. В силу характера мультимедиа, художники часто работают в группах, чтобы использовать преимущество разнообразия талантов, но встречаются и такие, кто работает в одиночку. Рынок мультимедиа разросся до такой степени, что многие из наиболее престижных киностудий и компаний шоу-бизнеса, такие как «Paramount», «Дисней», «Lukas-Art» и др., создают филиалы, занимающиеся разработкой исключительно мультимедийных проектов. Программы мультимедиа обычно существуют в форме игр на CD-ROM, дискетах или в виде страниц WWW. Благодаря этим новым реалиям полностью изменяется содержание понятия «развлечение». Соединяя динамичный сюжет с объемной компьютерной графикой, музыкой, отрывками из кинофильмов, фотографией и всем, что еще смогут придумать разработчики, эти диски поднимают творческий потенциал на новый уровень. Интерактивный характер мультимедиа позволяет пользователю направлять ход игры, выбирать персонажей, развитие действия и даже предопределять ее исход. Кроме всего прочего, системы мультимедиа не стоят на месте. Только за несколько прошедших лет успехи в развитии аппаратных средств и программного обеспечения позволили производителям и художникам начать работу над более совершенным и творческим поколением программ «учение с увлечением». Речь идет о виртуальной реальности, которая волнует и вызывает огромные надежды. Технология виртуальной реальности стремится вызывать эффект присутствия, используя всю мощь мультимедиа. Прикладное значение виртуальной реальности будет поистине велико — это и практические занятия по хирургии у студентов медицинских заведений, и помощь начинающим водителям в безопасном управлении автомобилем, и возможность любителям триллеров напугать себя до смерти с помощью близких к реальности интерактивных фильмов ужасов. С точки зрения творчества, разработка технологии виртуальной реальности полезна во многих отношениях. В первую очередь в голову приходят мысли о новых возможностях в сферах образования, отдыха и развлечений. Устройства виртуальной реальности вытеснят кинопроекторы. Но что более важно, развитие средств аппаратного и программного обеспечения виртуальной реальности создаст тысячи новых рабочих мест для людей творческого склада. Многие компании уже готовятся быть лидерами в том, что могло бы называться technotainment (игра + обучение + технология), нанимая авторов, художников-графиков, программистов и разнообразных технических специалистов. В этом смысле роль современных технологий в поощрении творчества совершенно ясна: это — источник новых рабочих мест. Сов/геменшле технологии — вам э^Яо пон^гавшнсл Современные технологии, без сомнения, играют сегодня главную роль в наиболее творческих профессиях. Компьютеры и программное обеспечение уже властвуют там, где надо думать, писать, изобретать, решать, экспериментировать и учиться. Художники тоже все более активно обращаются к технологии в поисках новых путей выражения собственных мыслей, просвещения и развлечения публики. Поразительно, но технология никогда не стоит на месте. Журнал " Wall Street" сообщил об открытии микрокристаллов, способных испускать запахи. Хотя эта технология кажется пока фантастикой, уже сегодня стоит задуматься о возможности ее применения в виноделии и парфюмерии. Ваша цель состоит в том, чтобы быть непрерывно вовлеченным в волшебный и мощный процесс технологического развития. Только представьте, радикальные изменения в аппаратном и программном обеспечении персональных компьютеров происходят примерно каждые два года. До тех пор пока в вашем творчестве нет места современным технологиям, вы будете жить в современном «средневековье». Cfftficuflezusi 8: BocnaAfyStfiifflecb возможностями Мбгцщес^а 7аз1/мл t^\VJW\\! L, AWjTA, UCOpS-i- •^JVLp'Hvw, Ч4-Л1- vJMt^wn слМЛтЛ. Ф< 1ЧС*-мТЛ.Ч< -исТЛ- i-Mftlfc " И, ш-ОЛ^ЧЙв^иС-Я. тх^уйййи, 'РйМ-t^/l /Vl/иЛЛЬ t^UcOvfidpWL. ЛЮЧТЛ, ^Й^ЛгМбйЮуиС-Я ЧЙИЛ-t, «•б-уС-уйиО; р1\т. •и -U> („ Я С^-О/ШСЙЛ./HJLSfC'jtiKAlaO'jHXK-й-юИ-улАиЛ/и-, 'jt-ЛЙЯ ЭуиО РЙ^ 1Л-/1.1/1. ЧОЙ о HJLqt-/ltO. Т^гх-оючгк- 'bt^oKAio'j Шо^ Достаточно ли вам будет двадцати четырех часов, чтобы придумать концепцию новой детской игрушки, или всего трех дней, чтобы обернуть двадцатипроцентный убыток в прибыль? Можно ли быть творческими по принуждению? Есть ли способ заставить свой мозг генерировать идеи и управлять информацией так, чтобы завершить свою работу в строго назначенное время и под пристальным взглядом окружающих? Подобные ситуации возникают чаще, чем нам хотелось бы, требуя «подключить», как по приказу, наш творческий потенциал. Мы и сами чувствуем иногда необходимость свежей творческой струи, даже когда нет никакого давления извне. Бывают моменты творческого зуда, когда хочется заняться какой-то проблемой или необходимо срочно преодолеть возникшее на пути препятствие. Просыпаясь утром, вы уже думаете о работе, несетесь туда и целый день неистово исписываете черновики в поисках свежей идеи. Или, например, внезапно вас осеняет вечером перед телевизором, и вы тут же садитесь за кухонный стол, чтобы быстренько записать эту блестящую мысль, неожиданно пришедшую на ум, — идею, благодаря которой можно кардинально перестроить работу своей фирмы. Ситуации, похожие на эти, требуют полной сосредоточенности творческого мышления, что дает возможность найти оптимальный вариант за считанные минуты или даже секунды. Необходимо объединить традиционные методы разработки новых идей с четырьмя шагами творческого подхода. Бывает, что нет времени на поездки, чтение, посещение театров и музеев и некогда ждать, пока муза вдохновения соизволит посетить вас или поможет счастливая случайность. Вы стоите перед творческой необходимостью, и ваш мозг (или ваш начальник) кричит: «Давай побыстрее! Твоя идея и решение нужны нам немедленно». В таких случаях вы нуждаетесь в том, что я называю Могущество Разума — в совокупности всех стратегий мышления, которые помогут вам выйти из состояния «отсутствие идеи» за короткое время. Стратегии Могущество Разума строго направленные и сознательные. Большинство из них базируются на так называемом разветвляющемся размышлении, генерирующем множество разнообразных идей. Эти стратегии, основанные на способности мозга мыслить ассоциациями, нацелены на увеличение «идейного счета» — другими словами, на получение как можно большего числа идей. Конечно, в итоге вы должны будете оценить и проанализировать все появившиеся идеи, чтобы выбрать самую лучшую, но наиболее ценным в методике Могущество Разума является именно количество идей, а не их качество. Как сказал Алекс Осборн, один из пионеров исследования творческого потенциала: «Насущное требование — это количество и еще раз количество!» Могущество Разума может быть особенно ценным инструментом в деловой сфере. В ситуации, когда современные корпорации ищут новые идеи, новые программы, новые способы уменьшить затраты и увеличить доходы, пригодится даже самая маленькая, но свежая идея. Многие компании стремятся достигать «постоянных улучшений» в каждом аспекте бизнеса. Поэтому они используют методы управления, уделяющие особое внимание поощрению всех служащих за создание новых идей. В основе программы I-Power (сокращение от англ. Ideas Power — могущество идей) лежит аксиома, что служащие должны выдавать одну или две новых идеи в неделю. Мартин Эдельстон, автор книги «I-Power: Секреты большого бизнеса в плохие времена», использовал эту программу в собственной издательской фирме для генерирования тысяч разных идей, одна из которых действительно помогла фирме сэкономить 500 000 долларов. Остальная часть этой главы подробно представляет восемь стратегий Могущества Разума: 1. «Мозговая атака» 2. Преобразующее мышление 3. Принудительные связи 4. Размышления в духе «Если бы я...» 5. Установка ЦНП 6. Составление схемы размышления 7. Польза дневника 8. Ролевые игры Из сотен возможных методов и стратегий мышления здесь приведены только восемь, но они являются базисными и служат основой для всех остальных. Имея богатый опыт консультанта, я могу подтвердить, что эти стратегии очень легко воспринимаются и в то же время наиболее эффективны в производстве новых идей. «Мозговая сиЯака» Мозговая атака — одна из самых простых в использовании стратегий, но она часто неправильно истолковывается и употребляется. Это понятие обозначает процесс рождения идеи двумя или более людьми. Данная методика впервые была предложена Алексом Осборном в его ставшей классической книге «Прикладное воображение: принципы творческого решения проблем». Эта методика стала особенно популярной в мире как способ стимулировать творческое мышление. Несколько людей объединяются в группу и начинают высказывать свои идеи, что оказывается намного эффективнее, чем усилия одного человека. Мозговая атака годится не только для коллективных ситуаций; она может использоваться всякий раз, когда человек не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно и призывает на помощь других. Мозговая атака — это мощная стратегия, в которой проявляются следующие важные характеристики группы: Коллективная энергия. Мозговая атака пользуется преимуществом синергетики — общая энергия группы больше суммы индивидуальных энергий ее участников. Групповая динамика вызывает бурный всплеск каждой отдельной энергии. Коллективная уверенность. Перед лицом трудной задачи со многими людьми случается забавная вещь: они недооценивают собственные силы. В одних случаях их пугает масштаб или сложность задачи, в других они считают, что не обладают теми качествами и той квалификацией, которые необходимы для выхода из сложившейся ситуации. На своих семинарах я часто иллюстрирую преодоление недостатка уверенности в себе с помощью простого эксперимента. Я спрашиваю, кто в аудитории может назвать двадцать птиц за одну минуту. Добровольцев немного, если вообще таковые находятся. Однако, как только я объединяю людей в группы, возникает удивительная уверенность, перечисление двух десятков птиц становится тривиальной задачей, и каждый участник понимает, что смог бы сделать это и сам. Так же и со многими трудными творческими ситуациями: что одному человеку кажется не под силу, он играючи проделывает в коллективе. Разветвленное мышление. Разветвленное мышление обеспечивает широчайший диапазон идей по заданной теме. Мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления, так как каждый индивидуум имеет собственные восприятие и точку зрения. При решении какой-либо проблемы каждый участник группы почти наверняка видит ситуацию по-своему и выдвигает оригинальные идеи. Ассоциативное коллективное мышление. Любое высказывание на сеансе мозговой атаки побуждает других участников думать в общем русле. Возникает естественная цепная реакция, поскольку люди «подпитываются» репликами друг друга и идеи вытекают одна из другой. Представьте группу людей, которые с помощью мозговой атаки пытаются усовершенствовать программы компьютерного образования в школах. Кто-то предлагает обратиться к спонсорам с просьбой о пожертвованиях на покупку оборудования. Эта идея наводит другого человека на мысль о том, что те, кто не в состоянии выделить средства, могли бы направлять своих сотрудников проводить компьютерные уроки. Третьему человеку, в свою очередь, приходит мысль посылать учеников раз в неделю на местные предприятия — получать практический опыт работы на компьютере. Отсроченное суждение. Необходимое условие для успеха мозговой атаки — запрет на осуждение и критику только что зародившейся идеи. Другими словами, приветствуются любые идеи, даже самые сумасбродные. Этот принцип помогает коллективному творчеству двояким образом: во-первых, люди стремятся выдавать как можно больше идей, когда они знают, что важно не качество, а количество. Во-вторых, когда люди уверены, что никто их не осудит, они становятся более раскованными и не боятся рисковать. В результате часто появляются невероятные, захватывающие проекты. Мозговая атака — больше чем просто группа людей, сидящих за столом и ведущих ни к чему не обязывающий разговор. Для пущей эффективности мозговая атака дол-ясна быть определенным образом организована, важно соблюсти строгую последовательность, состоящую из четырех шагов. Шаг f. Лоанановка. п^ю& лемм В начале предлагается тема для исследования. Ведущий объявляет область, над которой предстоит поработать. Затем каждый участник задает вопрос по схеме: «Как я могу...» («Как мы можем...»). В конце этого этапа методом голосования выявляется тот «Как я могу...», над которым и предстоит работать в течение последующего времени. Лучше всего представить тему в виде ясной и конкретной цели, желаемого результата, в виде утверждения, не содержащего отрицаний. Например: «Мы ищем новые способы, как лучше обслуживать телефонные заказы» или «Мы хотим разработать изделие, в котором будут использоваться новые возможности печати». Любой участник группы вправе задавать вопросы для полного прояснения ситуации. Шаг 2. /ЗьфаёоШка шуеи Это ключевой шаг. Группа как целое пытается генерировать как можно больше идей. Помните, что имеет значение количество, а не качество. Запрещаются оценки или осуждение любых идей, даже самых абсурдных. «Дежурный» быстро записывает каждую идею на большой доске, чтобы всем было хорошо видно. Вот по крайней мере три способа плодотворной работы на этой стадии: «Свободное плавание» — наиболее часто встречающаяся ситуация. Участники группы могут в любой момент высказывать пришедшую на ум мысль. Преимущество такой «дискуссии» в высокой скорости размышления. В этом случае дежурный должен писать быстро, чтобы не прервать синергетику группы. «Круговой турнир» — альтернативный подход, в котором участники друг за другом выдвигают идеи или пропускают ход. Раунды продолжаются, пока не иссякнут все идеи. Эта более глубокая методика, нежели «свободное плавание». Ее преимущество в том, что она, по сути, более коллективная, так как участники внимательнее слушают друг друга, что вызывает их собственные ассоциации. Закрытые глаза. Мне кажется, это дополнительное условие прибавляет эффективности любому типу мозговой атаки. Люди с закрытыми глазами не смущаются и становятся намного раскованнее, потому что не смотрят на своих коллег. Это может увеличить «поставку» идей более чем на 30 процентов. Замечено, что, когда глаза у участников группы закрыты, они высказывают необычные идеи гораздо чаще. Иногда с помощью этих методов идеи появляются настолько быстро и в таком большом количестве, что их необходимо записывать на магнитофон. Шаг 3. Оценка В течение этой стадии группа сначала обсуждает каждую записанную идею, чтобы удостовериться, что участники понимают ее смысл и то, чем они могли бы помочь. Затем беспристрастно оцениваются все «за» и «против». Обычно некоторые идеи частично совпадают, накладываются друг на друга, и искомое решение лежит на их пересечении. Часто решение сложной проблемы — это синтез идей и подходов, отражающий синергетику всей группы. В других случаях решение внезапно приходит к одному человеку благодаря мысли, высказанной кем-то другим. Шаг У. Уешение и исполнение На этой последней стадии группа выбирает самое лучшее решение. Иногда группа приходит к единодушному мнению, так как каждый ее участник в процессе об- суждения смог оценить преимущество именно этой идеи. А бывает, что две-три идеи могут казаться одинаково приемлемыми, и члены группы голосованием должны решить, какую из них они считают более предпочтительной. Мозговая атака — одна из наиболее эффективных стратегий программы Могущество Разума, так как в проекте участвуют несколько человек: «Одна голова хорошо, а две лучше». Но вы можете и самостоятельно использовать этот метод в своей творческой работе, привлекая к поиску решения своих близких друзей и родственников. В некоторых семьях, например, принято вместе планировать отпуск или решать какие-то другие проблемы. С первой попытки мозговая атака может и не принести желаемого результата. Как в любом командном деле, здесь требуется время и опыт. Нужно научиться внимательно и без предубеждения прислушиваться к словам коллег, чтобы «сработаться». В подобных ситуациях очень полезна практика. МИНИ-СЕМИНАР Мозговая сииака, Используя описанные выше четыре шага мозговой атаки, соберите у себя на работе группу из четырех-восьми человек. Попрактикуйтесь на разработке одной из приведенных ниже тем или придумайте свою. Проведите десяти-пятнадца-тиминутную мозговую атаку. Поставьте себе цель сосчитать, сколько различных идей вы сможете выдвинуть; сосредоточьтесь на количестве, а не качестве. Помните, что «глупая» на первый взгляд идея часто приводит к самому лучшему решению. ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ: • Способы усовершенствования коммуникаций внутри вашей организации • Методы этического воспитания служащих • Новые направления использования электронной почты в вашей компании • Новые возможные сферы деятельности вашей компании • Как снизить конфликтность в вашем отделе • Как решить проблему в вашем отделе • Как снизить уровень преступности в вашем городе Практикуйтесь с закрытыми или открытыми глазами. Продолжайте мозговую атаку до тех пор, пока не иссякнут все идеи. Сколько идей вы смогли выдвинуть? Если ваша группа нашла метод мозговой атаки полезным, примените его для решения насущных творческих проблем. Преобразующее мышление — интеллектуальная гимнастика, которая помогает осознанно и всесторонне «раскручивать» одну-единственную мысль, пока вы досконально не разработаете новую — искомую — идею. Здесь используется свойство человеческого разума при решении проблемы прибегать к различным способам мышления и заранее видеть результаты. Эта методика хороша как сама по себе, так и в сочетании с мозговой атакой. Преобразующее мышление охватывает многие мыслительные процессы. Эта концепция базируется на методике рождения идей, которая называется SCAMPER. SCAMPER — акроним, разработанный Бобом Эберлем на основе одного из методов Алекса Осборна. В понятии SCAMPER за каждой буквой стоит обозначение определенного процесса мышления, который может быть полезен для развития идеи. Вот эти термины: • Substitute — ЗАМЕНА — Чем можно заменить данный материал, процесс, подход, компонент, вид и т. д.? • Combine — КОМБИНИРОВАНИЕ — Какие цели, идеи, процессы, компоненты, цвета и т. д. можно скомбинировать? 248. • Adapt — АДАПТАЦИЯ — С чем можно сравнить данный проект? Что можно скопировать? С чем соперничать? • Magnify/minimize/ Modify — УВЕЛИЧЕНИЕ/УМЕНЬШЕНИЕ/МОДИФИКАЦИЯ — Что можно добавить? Или, может быть, увеличить? Что можно усилить? Cдe•: лать более значимым? Как можно сделать это короче или меньше? • Pu/ to other uses — НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — Как еще можно применить то, что имеется в наличии? • Eliminate — УСТРАНЕНИЕ — От чего можно избавиться или безболезненно отказаться? • Reverse/Rearrange — ПЕРЕДЕЛКА/ПЕРЕСТРОЙКА — Что можно переделать? Перевернуть? Вывернуть наизнанку? Изменить последовательность? Переоформить? Применяя эти процессы в ситуации поиска и усовершенствования идей, можно открыть массу новых возможностей. Например: • ЗАМЕНА — Название «сахарные хлопья» сменилось на «Поп-корн» (воздушная кукуруза), что привлекло внимание родителей, озабоченных здоровым питанием своих детей; • КОМБИНИРОВАНИЕ — Компания «Липгон» приправила свой чай разнообразными фруктовыми добавками и ароматизаторами и таким образом открыла новую линию в производстве чая; • АДАПТАЦИЯ — Фирма «Сони» перенесла свою оригинальную концепцию аудиоплейера на разработку малогабаритного телевизора и CD-плейера; • МОДИФИКАЦИЯ — «Макдональдс» увеличил число своих ресторанов, разместив их на автозаправках и в мелких магазинах; • НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ — Фирма «Arm & Hammer» преобразовала свой продукт (пищевую соду) в зубную пасту; • УСТРАНЕНИЕ — Компания «Сатурн» избавила торговцев от боязни заниматься продажей автомобилей;
• ПРЕОБРАЗОВАНИЕ — Рейнольд Бюргер при изобретении термоса применил физические принципы работы холодильника. Со своей коллегой Диной Берг я разработал подобную методику, в которой слово TRANSFORM выступает как акроним для тридцати шести английских обозначений всевозможных преобразований, которые помогут зерну некой идеи прорасти в крепкий росток. Это следующим образом отображено в таблице: При пользовании таблицей «TRANSFORM» рассматривайте ячейки в любом порядке и применяйте их по одному для решения своей проблемы. Если какое-то слово натолкнет вас на мысль, запишите ее; если нет — переходите к другому слову. Работайте, пока мысли не закончатся. Например, вы решили увеличить объем продаж вашей компании на 10 процентов. Таблица может навести на следующую идею: снизить цену, чтобы увеличить число заказов, увеличить премиальные, избавиться от старых акций, перенести заказы следующего квартала на текущий, упростить оформление бумаг, чтобы поощрить заказчиков покупать больше, наладить сеть связей и т. д. Таблица «Transform» эффективна, потому что мысль частенько «тормозит», когда вы находитесь под давлением. Тридцать шесть слов помогают вызвать ассоциации. Даже лучшие из лучших временами не могут вырваться из привычной колеи, размышляя по шаблону час за часом и день за днем. Вероятно, и вам случалось бывать в ситуации, когда при решении какой-то проблемы, как бы вы ни пытались, каждый раз на ум всплывали одни и те же ответы. Долгожданное решение приходило только тогда, когда вы разбирали свою проблему «по косточкам», смотрели на нее с разных сторон. Секрет преобразующего мышления состоит в том, чтобы заставить себя выйти за рамки привычного подхода. По словам Роджера фон Оиха, автора нескольких книг о творчестве, люди часто нуждаются «в сильном ударе по голове», чтобы переориентировать мысли и «выйти из тупика». __________________________ МИНИ-СЕМИНАР Тинное мышление Выберите один из своих проектов, касающийся или вашей работы, или увлечения, к которому можно применить метод «гибкого мышления». Обозначьте проблему и начните всесторонне исследовать ее, пользуясь стратегиями таблицы «Transform». He пожалейте несколько часов, чтобы выяснить, как стратегии могут изменить ваше мышление. Какой среди тридцати шести перечисленных мыслительных процессов, на ваш взгляд, наиболее успешный? Можете ли вы придумать какую-нибудь другую, полезную для себя, гимнастику для ума? ^ JIfiuHifCfWflenbHbte соединения Каким бы мощным и распространенным методом ни являлась мозговая атака, она имеет один недостаток: все участники обладают как бы общим пониманием проблемы и находятся в единых границах ее осмысления, что приводит к довольно комфортной для них ситуации. Все они думают о проблеме в одинаковых понятиях, и обычный процесс ассоциаций в конечном счете становится непроизводительным.
|