![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи дисциплины.Стр 1 из 13Следующая ⇒
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА Лабунская В.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» для студентов всех форм обучения специальности психология
Ростов-на-Дону Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по специальности 030301 – Психология. Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Психология» и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному профилю Института управления, бизнеса и права (протокол № 18 от 28.02.04).
Составитель: д.псих.н., профессор Лабунская В.А. (ИУБиП)
Рецензенты: д.псих.н., профессор, зав. кафедрой " Психология развития" Скрипкина Т.П. (РГУ); к.псих.н., доцент кафедры " Социальная психология" Рюмшина Л.И. (РГУ)
СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение …………………………………………………………… 4 1. Учебно-тематический план дисциплины ……………………… 5 2. Содержание дисциплины ………………………………………. 6 3. Планы семинарских занятий …………………………………… 35 4. Рейтинговые задания по дисциплине ………………………….. 41 5. Вопросы к заключительному собеседованию ………………… 59 6. Список литературы............................................................................ 61 ВВЕДЕНИЕ Цели и задачи дисциплины. Курс “Социальная психология” представляет собой самостоятельный, фундаментальный курс и является обязательным для студентов всех психологических специальностей и специализаций. Основная цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о предмете социальной психологии, о его составляющих, о феноменах и закономерностях социального поведения личности и различных групп. Задачи: 1. Раскрыть специфику и особенности социально-психологического знания, сложность его строения, рассмотреть взаимосвязи между различными предметными областями социальной психологи. 2. Обратить внимание на историю развития социально-психологических знаний, на их связь с развитием различных гуманитарных дисциплин и самой психологической науки. 3. Ознакомить студентов с разными подходами к исследованию социально-психологических феноменов, имевшимися в зарубежной и отечественной науке и развивающимися в настоящее время. 4. Научить студентов осмысливать различные социально-психологические явления, опираясь на принципы естественнонаучной, гуманитарной и постмодернистской парадигм. 5. Продемонстрировать значимость выявленных социально-психологических закономерностей для понимания современного состояния общества и решения его проблем и их влияние на становление прикладной и практической психологии. Курс “Социальная психология” строится с опорой на предшествующие курсы: философия, история, антропология, введение в психологию, общую психологию и т.д. и, в свою очередь, служит основой для многих спецкурсов, рассматривающих отдельные предметные области социальной психологии, прикладную и практическую социальную психологию. Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения. В расчете на студентов заочного отделения, которым труднее доставать необходимую литературу для подготовки по данному курсу, в заданиях к семинарским занятиям часто указывается несколько разных источников для получения одной и той же информации. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче экзамена. Выполняется три рейтинговых задания, проводится собеседование. Итоговой формой отчетности является экзамен. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет и виды социальной психологии Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Пограничный характер социально - психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Специфика трактовки границ между социальной психологией и социологией, между социальной психологией и общей психологией. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). " Двойной" статус социальной психологии, " две социальные психологии" – естественнонаучная и гуманитарная. Таксономический подход (объектный), как объяснение поведения свойствами социальных и несоциальных стимулов (40 – 50 гг.). Изучение влияния социальных стимулов на процессы мышления, формирования установок, социальной перцепции (Йэльская школа, К. Ховлэнд). Дифференциальная социальная психология (конец 50 – 60-х гг.) – изучение категорий людей в соответствии с их особенностями реагирования на объект или другого человека (Макклелэнд – мотивация к достижению, малые группы, лидерство; А. Стоунер – сдвиг в риске и т.д.). Системная социальная психология – изучение отношений субъекта и объекта, опосредованного вмешательством еще одного субъекта – агента действия (исследования К. Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа – развитие межгрупповых отношений, Л. Фестингера – социальное сравнение и др.). Формирование теоретической, экспериментальной (эмпирической) и прикладной (практической) социальной психологии. Диспропорции между эмпирическим и теоретическим знанием. Противоречие между ростом общественной заинтересованности в социальной психологии и слабостью ее как науки, претендующей на решение сложных практических задач. Кризис американской социальной психологии.
|