Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномены групповой динамики малых групп.






Феномен группового давления. Конформизм. Эксперименты С. Аша, Кратчфилда по изучению конформизма. Исследование М. Шерифом конформизма и групповых норм. Эксперименты С. Милгрэма по выявлению факторов подчинения личности. Современные исследования конформного поведения (М. Дойч, Г. Джерардо). Роль социального контекста и психологического состояния личности в проявлении конформизма. Различия в определении конформизма и групповой сплоченности. Социометрический подход к изучению групповой сплоченности. Принцип деятельностного опосредования и феномен групповой сплоченности (А.В. Петровский; А.И. Донцов). Ценностно-ориентационное единство группы. Феномен нонконформизма. Самоопределение личности в группе как альтернатива явлению конформизма – нонконформизма.

Понимание лидерства как группового психологического феномена. Теоретические подходы к изучению лидерства в социальной психологии. Теория " черт" лидерства и ее связь с харизматической концепцией. " Ситуационная" теория лидерства. " Системная" теория лидерства. Концепция ценностного обмена Р.Л. Кричевского.

Социометрический подход в изучении лидерства. Основные содержательные и формальные характеристики стилей лидерства. Психологические характеристики различных видов функциональных лидеров в группе. Особенности делового и эмоционального лидерства. Мотивация лидерства в группе: власть над людьми; самореализация организатора; мотивация " жертвы"; мотив самоутверждения; " помогающее поведение". Лидерство и руководство. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера.

Феномен групповой фацилитации. Явление " поляризации группы". Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения. Феномен " сдвига риска" и " сдвига к осторожности" и их роль в объяснении особенностей группового решения. Причины ошибочных групповых решений. Феномен " диффузия ответственности" и его последствия в группе.

Конфликт как процесс внутригруппового взаимодействия и как психологическое состояние малой группы. Функции конфликта в группе. Критерии определения конфликта в группе. Характеристика основных видов конфликта в малых группах. Стадии развития конфликта и их характеристика. Явление спонтанного " затухания" конфликта. Конфронтация и сотрудничество в разрешении конфликта.

Понятие продуктивности групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе. Факторы эффективности групповой деятельности: объем группы и соответствие групповым целям и задачам; психологическая композиция группы; виды коммуникативных сетей в группе; стиль лидерства; распределение ответственности и т.д.

Тема 10. Большие группы в социальной психологии

Большая социальная группа как объект социально-психологического исследования. Понимание больших социальных групп и их сравнение с малыми группами. Виды больших социальных групп (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные, неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика. Связь социальной психологии и социологии при исследовании больших групп. Специфика социально-психологического изучения больших групп по сравнению с социологическим подходом (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев). Описание " предметного поля" социальной психологии в исследовании больших групп (Г.Г. Дилигенский). Критерии определения больших групп по степени их интеграции. Особенности основных уровней интеграции больших групп: типологического, идентификационного, установочно-деятельностного и собственно-деятельностного. Факторы, определяющие уровень психологической интеграции больших социальных групп. Влияние степени гомогенности – гетерогенности больших социальных групп на ее интеграцию. Роль внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций, социальной мобильности на интеграцию и дезинтеграцию больших социальных групп. Лидеры и организация как условие совместных действий больших групп (А.Л. Журавлев, Б.Д. Парыгин, Г.Г. Дилигенский). Проблемы исследования больших социальных групп: какие группы следует рассматривать в качестве " больших"; какова структура, соподчинение и характер взаимосвязи ее элементов; каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии; какими методами изучаются большие группы (Г.М. Андреева). Признаки, отличающие большие группы от малых: специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи, традиции); образ жизни группы (интересы, ценности, потребности группы); наличие специфического языка. Структура большой группы: 1) психический склад (социальный, национальный характер, нравы, обычаи, традиции); 2) эмоциональная сфера (потребности, интересы, настроения) (Г.М. Андреева, Г.Г. Дилигенский, Ю.В. Бромлейц, А.И. Горячева); 3) социальные представления группы (С. Московичи) и менталитет групп.

Психология социальных классов и этнических групп. Понятие о социальных классах. Проблема выделения критериев стратификации общества на современном этапе его развития. Базовые социологические критерии социальной стратификации (П. Сорокин). Традиции исследования психологии классов в американской психологии, европейской и отечественной социальной психологии (Г.М. Андреева). Динамическая структура классовой психологии (классовые потребности, интересы, социальные чувства) (Б.Д. Парыгин). Устойчивые компоненты психологии классов: социальный характер (Э. Фром); привычки, обычаи и традиции класса. Понятие о классовом сознании и самосознании, динамика их содержания на различных этапах общественного развития.

Этнопсихология как наука, рождающаяся на стыке социальной психологии и этнографии. Вундт как основоположник психологии этнических групп. М. Лазарус и Г. Штейнталь о психологии народов как науке. Понимание предмета и задач этнопсихологии в трудах Г. Шпета. Основные подходы к изучению этнической психологии: культурная антропология, психологическая антропология (понятие базовой и модальной личности – А. Кардинер и Р. Линтон; концепция национального характера и ее содержание – М. Мид, Дж. Горер; мультимодальная концепция национального характера). Взаимосвязь в развитии кросскультурной, этнической и антропологической психологии (Г. Триандис).

Понятие " психологический склад нации" и " национальный характер". Элементы психического склада: национальный характер, нравы, обычаи, традиции. Эмоциональные компоненты: национальное чувство, настроения, потребности, интересы. Системный подход к изучению этнопсихологических особенностей группы. Рассмотрение интегральных явлений: ценностные ориентации; особенности общения; поведения, межэтнического взаимодействия, специфика проявления психических процессов и темперамента. Относительность и историчность национальной психологии.

Этническая идентификация личности и этническое самосознание. Стадии формирования этнической идентификации и самосознания. Этноцентризм как свойство этнического самосознания. Концепция " мы – чувства" Б. Поршнева.

Практическое значение изучения этнических стереотипов, предрассудков, установок.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал