Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы государственного вмешательства и функции государства в рыночной экономике.






А.Смит доказывал способность рыночной системы к саморегулированию. Поэтому государству отводилось роль «ночного сторожа», который должен охранять экономику, но ничего в ней «не трогать».

Экономический механизм современного общества наряду с рыночным саморегулированием органично включает и государственное регулирование.

Масштабы государственного вмешательства и государственного регулирования в целом зависят от многих факторов, в том числе особенностей исторического периода, доли частного, государственного и муниципального секторов, удельного веса национального дохода, распределяемого через бюджет, и других показателей.

Формирование и функционирование смешанной хозяйственной системы позволило сформулировать основные принципы государственного вмешательства в экономику.

1. Государство своими действиями не должно подменять рынок, не должно подрывать рыночные стимулы к труду и к инвестиционной деятельности. Рыночный механизм выполняет важную регулирующую и стимулирующую роль. Он направляет хозяйственных субъектов на совершенствование экономической деятельности, на применение достижений НТП, на реализацию инициативных действий и людей, на производство товаров, востребованных покупателями, на перераспределение ограниченных экономических ресурсов с учетом изменяющихся экономических потребностей.

2. Возрастание экономической роли государства в периоды форс-мажорных ситуаций (природных, стихийных бедствий, военных конфликтов, экономических и финансовых кризисов). Роль государства по-разному проявляется на разных этапах функционирования экономики. Наличие дестабилизирующих факторов определяет необходимость мобилизации экономических ресурсов на самых важных направлениях.

3. Финансирование функционирования жизненно важных стратегических отраслей. Определенные отрасли национальной экономики, относящиеся к группе общественного сектора, создающего общественные товары, должны находиться на обеспечении со стороны государственного бюджета.

4. Государство должно воздействовать на экономику по преимуществу экономическими методами. Государство может воздействовать на экономику разными методами, но приоритет должен быть отдан мерам поощрения, побуждения к определенной хозяйственной деятельности, а не методом приказов и запретов.

Государство осуществляет вмешательство в рыночную экономику выполняя, следующие экономические функции:

· Обеспечение правовой базы функционирования рыночной экономики. Правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса хозяйствующим субъекта, определение и закрепление прав частных собственников и гарантирование соблюдения контрактов.

Правительство устанавливает своеобразные «правила игры» для субъектов на рынке, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и товаров, и их потребителями.

На основе законодательства правительство выполняет своеобразные функции арбитра в области экономических связей, выявляет случаи нечестной практики экономических субъектов и применяет власть в виде наказания.

Все выше перечисленные действия позволяют расширить рынки и осуществить более глубокую специализацию при использовании материальных и людских ресурсов, и гарантируют качество продуктов.

· Защита конкурентной среды, преодоление монополистических тенденций.

Конкуренция в рыночной экономике является основным регулирующим механизмом. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов ориентироваться на интересы потребителей – покупателей.

Если на рынке создается монополия, то производитель – продавец может ущемлять интересы покупателей – потребителей, манипулируя ценами и объемами производства и предложения. Монополисты стремятся к собственной выгоде, нанося ущерб обществу в целом.

Монополисты могут сдерживать научно-технический прогресс и определять нерациональное распределение экономических ресурсов.

В этих условиях государство проводит антимонопольную политику.

· Перераспределение доходов и богатства, обеспечение социальных гарантий.

Правительство берет на себя задачи уменьшения неравенства доходов. Это неравенство может преодолеваться через трансфертные платежи (пособия по безработице, пособия на детей, инвалидам) путем изменения цен на товары, используя «цену пола» и «цену потолка», через регулирование минимальной заработной платы.

· Воздействие на размещение ресурсов, влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта.

Эта функция определяется, с одной стороны, наличием побочных эффектов, а с другой стороны, необходимостью создания общественных благ.

· Контроль за инфляцией и занятостью, стимулирование экономического роста и обеспечение макроэкономической стабилизации.

Государство своими действиями должно сглаживать взлеты и падения деловой активности, обеспечивать стабильность уровня цен, стремиться обеспечить полную занятость и поддерживать устойчивость экономического роста.

Все функции переплетены и действуют в комплексе. Например, наличие определенного антимонопольного законодательства сказывается на размещении ресурсов и распределении доходов.

 

3. Государственное регулирование экономики: содержание, объекты, направления и методы.

 

Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимается система мер законодательного, исполнительного и контролирующего ха­рактера, осуществляемых правомочными государственными органами и учреждениями в целях обеспечения нормального функционирования экономической системы и приспособления её к изменяющимся условиям. Механизм государственного ре­гулирования сложен и по-разному действует в той или иной стране.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса общественного производства.

ГРЭ направлено на определенные объекты. Объектами ГРЭ являются те сферы, отрасли, регионы, явления и условия функционирования экономики страны, где и по поводу чего возникли или могут возникнуть трудности или проблемы, которые не разрешить автоматически с помощью рыночного механизма.

Конкретно в качестве основных объектов ГРЭ выступают:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структура народного хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- цены;

- условия конкуренции;

- НИОКР;

- социальные отношения (отношения между работодателями и наемными работниками, социальное обеспечение);

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи;

- платежный баланс.

Государство осуществляет воздействие на экономику, предусматривая следующие основные направления.

1. Антициклическое регулирование. Суть его заключается в принятии комплекса мер, чтобы не допустить перегрева экономики, избежать резкого и глубокого падения общественного производства, то есть экономического кризиса и продолжительной депрессии.

2. Финансовое регулирование. В широком смысле финансовое регулирование включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Это направление предполагает регулирование государственного бюджета и государственного долга, а также регулирование банковской деятельности и кредитных отношений.

3. Регулирование в сфере капитала и инвестиционной деятельности. Оно направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, на создание предпосылок для осуществления сбережений, на привлечение иностранных инвестиций, на поощрение инвестиционной деятельности.

4. Регулирование ценообразования. Оно связано с наличием рыночных структур монополистического и антимонополистического характера, с наличием государственного сектора, господством государства на денежном рынке, необходимостью контроля над импортными и экспортными ценами в рамках проведения протекционистской политики.

5. Регулирование трудовых отношений. Оно направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки и переподготовки с учетом уровня технико-экономического развития страны, на снятие социального напряжения в обществе и содействие в заключении генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей).

Реализация экономической политики возможна при использовании совокупности мер, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

По способу функционирования различают методы прямого и косвенного влияния на экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решения, основанные на предписаниях государства, а не на самостоятельном экономическом выборе.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономические решения; государство создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самодеятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые выгодны с точки зрения общенациональных интересов, и соответствуют целям экономической политики.

Эти косвенные методы предусматривают действия государства в сторону побуждения субъектов к определенной деятельности.

Преимущество косвенных методов воздействия на экономику заключается в том, что они не противоречат рыночным правилам и не нарушают рыночной ситуации.

Недостатком этих методов является то, что между принятием этих методов и реальным воздействием их на экономику неизбежно наличие так называемого временного лага, то есть определенного промежутка времени между принятием решения со стороны государства и получением конкретного результата.

Методы прямого воздействия предполагают административные меры со стороны государства.

Административные меры — это совокупность административных рычагов, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Их целью является обеспечение стабильности юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, сохранение прав собственности.

Административные меры конкретно выражаются в мерах запрета, разрешения, принуждения.

Степень активности применения административных мер может различаться в зависимости от области экономики. Наиболее широко они используются в сфере охраны окружающей среды и в области социальной защиты населения. (Например, нормы выброса вредных веществ, параметры минимальной заработной платы, границы рабочей недели, использование труда несовершеннолетних).

К экономическим мерам относят те действия государства, которые оказывают воздействие на определенные аспекты рыночного процесса; это меры влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, уровень централизации капитала и т.п. В роли экономических мер выступают меры фискальной и денежно-кредитной политики, государственные экономические программы и прогнозы.

Например, в рамках финансовой политики, манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать или сдерживать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию; в рамках денежно-кредитной политики, используя операции на открытом рынке, изменяя учетную ставку процента и норму обязательного резервирования, можно повлиять на инвестиционную и деловую активность, на параметры инфляции в стране.

Конкретное сочетание различных форм и методов регулирования зависит от уровня и этапа развития страны, её национальных особенностей. Необхо­димость вмешательства государства в экономику, в том числе прямого, выше в раз­вивающихся странах. Об этом свиде­тельствует опыт стран Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Сингапура) и Тайваня, достигших за относительно короткий срок экономического расцве­та в немалой мере при содействии госу­дарства.

В развитых странах в трудные перио­ды роль государства, как правило, уси­ливается, в периоды ста­бильного развития - уменьшается. В рамках долгосрочной тенденции рас­ширения роли государства в ХХ веке про­исходила волнообразная смена типов экономической стратегии и политики, менялось соотношение административ­ных, прямых и косвенных экономиче­ских методов регулирования. Начиная с 1930-х годов и в особенности в 1950-60-е годы действовал кейнсианский тип экономической политики, основан­ный прежде всего на использовании прямых экономических методов государ­ственного регулирования через меха­низм государственных расходов, бюд­жетного финансирования. В конце 1970-х - начале 1980-х годов на смену кейнсианской пришла неоконсервативная концепция экономической политики. Проводи­мая неоконсервативными правитель­ствами США и Великобритании эко­номическая политика способствовала некоторому сокращению размеров го­сударственного вмешательства в эконо­мику, в первую очередь в результате уменьшения бюджетного финансирова­ния. На первое место вышли косвенные методы государственного ре­гулирования, кредитно-денежная и на­логовая политика.

Активизируется и такая функция госу­дарства, которая состоит в стимулиро­вании развития экономики в соответст­вии с выбранными ориентирами. Это находит отражение в разработке и реа­лизации долгосрочной экономической стратегии, включающей экономические и социальные приоритеты, специаль­ные целевые программы и проекты. Последние обычно подкрепляются, на­ряду с административно-организаци­онными мерами, финансовыми ресур­сами.

В последнее время во Франции, Япо­нии, в Южной Корее и на Тайване дол­госрочная государственная стратегия реализовывалась в форме индикативно­го планирования.Хотя планы носили ре­комендательный характер, содержав­шиеся в них показатели служили ориен­тирами, позволившими государству в какой-то мере стимулировать деятель­ность частного сектора.

Всё большее значение приобретает гуманитарная функция государства, его действия по формированию социаль­ной направленности экономики. На ру­беже 1990-х гг. в развитых странах госу­дарство, перераспределяя доходы, тра­тило на социальные нужды от 20% до 30% ВВП. Существует несколько моделей соци­альной политики государства, которые реализуются в каждой стране в соответствии сеё национальными особенно­стями. Наиболее успешной в течение длительного времени была социал-де­мократическая модель Швеции. Общественное благосостояние рассматрива­ется в ней как цель экономической де­ятельности государства. В отличие от других индустриально развитых стран, социальные программы рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных егогрупп. Очень высокий объём пере­распределяемого через бюджет национального богатства (50-60% ВВП) по­зволяет обеспечивать все социальные слои бесплатным или относительно де­шевым государственным образованием и медицинским обслуживанием.

Во многих странах были проведены налоговые ре­формы, уменьшающие налоговый пресс. Усиливается внимание к повышению качества жизни, защите прав потреби­телей, охране среды обитания.

В 2008г. в связи с мировым финансовым кризисом были увеличены масштабы государственного вмешательства в финансовую сферу, в том числе по линии поддержки частных банков, частичной национализации банковских активов, увеличения гарантий вкладов частных лиц.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал