Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль государства в экономике России.






 

На этапе становления рыночной экономики в переходный период роль государства как регулятора экономических процессов возрастает. В переходный период без активного участия государства невозможно успешное становление новой системы отношений собственности и различных видов предпринимательства, присущих смешанной экономике, формирование финансового (в том числе фондового) рынка, рынка труда и рыночной инфраструктуры.

Развитие рынка - объективный процесс. Ему можно содей­ствовать, создавая благоприятные правовые предпосылки. В последние годы проведена большая работа по формированию правовой базы новой системы хозяйствования: это Конститу­ция РФ, кодексы законов - Гражданский, На­логовый, Земельный, Трудовой и др. Кроме того, принято боль­шое количество законов, указов президента, постановлений правительства по широкому кругу хозяйственных вопросов. Процесс совершенствования правовой базы включает принятие новых и отмену устаревших законов и нормативных актов, вне­сение по мере необходимости поправок и дополнений в дейст­вующие законы.

Государственное регулирование направлено на достижение конкретных общественно значимых целей. Цели регулирова­ния многообразны и на каждом историческом этапе зависят от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры, социальной ориентации, меры включенности страны в мировые экономические связи. Различаются текущие (ближайшие) и стратегические цели регулирования. Генераль­ной целью является обеспечение динамичного и сбалансиро­ванного развития экономики на основе эффективного исполь­зования ресурсов. Во взаимосвязи с ней существует набор конкретных целей, образующих дерево целей. Среди них выделяются: обеспечение приемлемых темпов экономического роста, эффективной занятости населения, стабильного уровня цен, справедливого распределения доходов в обществе, достижение высокой экономической эф­фективности и другие. Поскольку целевые установки неодинаковы по своим масштабам и значению, то необходимо определение приоритетов при их выполнении.

Однако следует констатировать, что в России система государственного регулирования пока не отвечает потребностям нынешнего этапа российских реформ. Государство до сих пор перегружено функциями, которые ему в рыночной экономике не дол­жны быть свойственны. В то же вре­мя оно недостаточно занимается созданием необходимой конкурентной рыночной среды, разработкой последовательной социальной политики. Очень слаба под­держка малого бизнеса. Действует разрешительная, а не ре­гистрационная система создания новых предприятий. Не отработаны механиз­мы привлечения долгосрочных инвестиций в реаль­ный сектор и использования в этих целях сбережений населения. Задача совершенствования государственного регулирования состоит не в экстенсив­ном расширении государственного вме­шательства в российскую экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности. Это требует исполь­зования современных форм государст­венного регулирования: совершенст­вования налогового законодательства, развития системы правительственных гарантий под кредиты коммерческих банков на инвестиции и инновации, мер по стимулированию отечественных предприятий обрабатывающей промыш­ленности, работающих на экспорт, прио­ритетного финансирования из бюджет­ных фондов наукоёмких и высокотех­нологичных производств, проведения активной социальной политики.

В любом случае государство должно быть эффективным, то есть мак­симально использовать предпринимательскую энергию для углуб­ления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами, - здравоохра­нение, образование, макроэкономическую стабильность, защиту неимущих и т.д.

По такому пути развиваются экономические и социальные про­цессы в Российской Федерации, где за годы реформ были заложены основы финансово-экономического регулирования эко­номики. Перспективы российской экономики связываются с гаран­тией прав собственности и справедливой конкуренцией для эффективного функционирования рыночной экономики. Госу­дарство осуществляет контроль за денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производ­стве и экспорте продукции.

Государство предпола­гает достичь активизации инвестиционного процесса путем удешевления кредитных ресурсов.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздей­ствия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративно­му сектору исключительно на конкурентной основе. Уменьшится количество налогов и снизятся параметры налоговых ставок, произойдет выравни­вание налоговой нагрузки.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сокра­тить нагрузку на государственный бюджет, не уменьшая расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Вложения государства в социальную сферу, накопление человеческого ка­питала характеризуют уровень цивилизованности страны. В соответствии с Конституцией Российское государство опреде­ляется как социальное. Но, чтобы оно действительно стало таким, нужно пройти большой путь. И в этом отношении перед Российским государством стоят многочисленные и сложные задачи, носящие как текущий, так и перспективный характер.

 

Раздел 5. Денежно - кредитная система и денежно – кредитная политика государства

Деньги и их функции. Виды денег. Денежные агрегаты. Кредит: содержание и значение. Принципы и формы кредитования. Кредитная система рыночной экономики. Спрос на деньги и предложение денег. Равновесие товарного и денежного рынков. Денежно – кредитная политика государства: содержание, направления, формы и основные инструменты. Кейнсианская и монетаристская концепции денежно – кредитной политики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал