Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет как главный элемент государственных финансов.






Содержание и структура государственного бюджета.

Слово " бюджет" переводится с английского языка как " сумка и её содержимое". Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики, в том числе стимулирование НТП;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный и местный бюджеты), в федеративных - три (ещё и бюджеты субъектов федерации).

Бюджетная система РФ включает три уровня:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма, предусматривающего:

- самостоятельность бюджетов различных уровней;

- разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней;

- межбюджетное регулирование, то есть возможность обеспечения сбалансированности нижестоящих бюджетов за счёт вышестоящих.

Межбюджетное регулирование осуществляется следующими методами:

- зачисление в доход определённого бюджета части доходов субъектов

(обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов);

- субвенция – это денежная сумма, которая выдаётся из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия дефицита, для финансирования социальных или экономических проблем, в том числе - это долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего;

- кредитные ресурсы – это средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%. Неналоговые доходы бюджета образуются:

- в результате экономической деятельности самого государства (функционирования государственной собственности);

- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);

- реализации государственных запасов;

- получение процентных платежей по займам, которые предоставляло государство в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы государственного бюджета можно классифицировать по двум признакам: во-первых, с точки зрения влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства, во-вторых, с точки зрения функционального назначения расходных статей.

В рамках первой классификации все государственные расходы подразделяются на: текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы включают следующие направления:

- командировки и служебные разъезды, заработная плата чиновников и государственных служащих;

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов, и оплата услуг;

- различного рода субсидии, социальные трансфертные платежи, дотации;

- выплаты по займам и другие.

Капитальные расходы – это денежные затраты государства, направленные на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности. Сюда относятся:

- капитальное строительство, в том числе производственное, культурное, жилищное;

- капитальные вложения в основные фонды, а именно приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

- расходы на капитальный ремонт;

- создание государственных запасов и резервов, приобретение земель и другие.

Вторая классификация с точки зрения функционального назначения расходов предполагает их деление на:

- расходы на общественные и социальные нужды, то есть расходы на образование, здравоохранение и т.п.;

- расходы на хозяйственные нужды или расходы по вмешательству государства в экономику; к ним относятся: расходы по государственным инвестиционным программам, субсидии, дотации, ассигнования на НИОКР;

- административные расходы, то есть расходы на содержание органов власти;

- расходы по обеспечению стратегической безопасности, то есть расходы на оборону, на содержание посольств и консульств, таможенных органов, милиции;

- платежи по государственному долгу и другие.

Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды её развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими. У ряда стран высока доля военных расходов, наблюдается постоянный рост расходов на управление страной.

Государственные расходы имеют важное предназначение, а именно выполняют различные функции:

- Социальная функция предполагает, что государственные расходы могут смягчить социальную дифференциацию и обеспечить нормальные условия жизни нетрудоспособному и незанятому населению, ибо государственные расходы должны обеспечить приобщение определенных слоев общества к получению знаний и медицинской помощи. А, следовательно, расходы государственного бюджета содействуют обеспечению народного хозяйства страны квалифицированной и здоровой рабочей силой.

- Регулирующая функция заключается в том, что расходы государственного бюджета могут стимулировать или сдерживать совокупный спрос и влиять на совокупное предложение, в том числе под воздействием государственных расходов могут происходить изменения в отраслевой и региональной структуре общественного производства.

- Административная функция означает, что государственные расходы должны создавать нормальные условия для выполнения государственными управленческими и правоохранительными органами своих задач.

Действенность государственных расходов зависит от следующих факторов: от абсолютных размеров денежных средств, выделяемых по тому или иному направлению; от структуры этих расходов, то есть от доли определенных статей расходов в общих расходах государственного бюджета; от эффективности использования каждой единицы расходуемых сумм.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал