Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный бюджет как главный элемент государственных финансов.
Содержание и структура государственного бюджета. Слово " бюджет" переводится с английского языка как " сумка и её содержимое". Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по формированию и использованию централизованного фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Государственный бюджет выполняет следующие функции: - перераспределение национального дохода; - государственное регулирование и стимулирование экономики, в том числе стимулирование НТП; - финансовое обеспечение социальной политики; - контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы её построения и функционирования. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах существуют два звена бюджетной системы (государственный и местный бюджеты), в федеративных - три (ещё и бюджеты субъектов федерации). Бюджетная система РФ включает три уровня: - федеральный бюджет; - бюджеты субъектов РФ; - местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Финансовые отношения между различными звеньями бюджетной системы строятся на основе принципа бюджетного федерализма, предусматривающего: - самостоятельность бюджетов различных уровней; - разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней; - межбюджетное регулирование, то есть возможность обеспечения сбалансированности нижестоящих бюджетов за счёт вышестоящих. Межбюджетное регулирование осуществляется следующими методами: - зачисление в доход определённого бюджета части доходов субъектов (обычно устанавливается процент отчислений от федеральных налогов); - субвенция – это денежная сумма, которая выдаётся из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия дефицита, для финансирования социальных или экономических проблем, в том числе - это долевое участие вышестоящего бюджета в целевых мероприятиях нижестоящего; - кредитные ресурсы – это средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них. Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%. Неналоговые доходы бюджета образуются: - в результате экономической деятельности самого государства (функционирования государственной собственности); - от продажи объектов государственной собственности (приватизации); - реализации государственных запасов; - получение процентных платежей по займам, которые предоставляло государство в предшествующие периоды и других источников. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы государственного бюджета можно классифицировать по двум признакам: во-первых, с точки зрения влияния расходов на процесс расширенного воспроизводства, во-вторых, с точки зрения функционального назначения расходных статей. В рамках первой классификации все государственные расходы подразделяются на: текущие и капитальные расходы. Текущие расходы включают следующие направления: - командировки и служебные разъезды, заработная плата чиновников и государственных служащих; - приобретение предметов снабжения и расходных материалов, и оплата услуг; - различного рода субсидии, социальные трансфертные платежи, дотации; - выплаты по займам и другие. Капитальные расходы – это денежные затраты государства, направленные на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности. Сюда относятся: - капитальное строительство, в том числе производственное, культурное, жилищное; - капитальные вложения в основные фонды, а именно приобретение оборудования и предметов длительного пользования; - расходы на капитальный ремонт; - создание государственных запасов и резервов, приобретение земель и другие. Вторая классификация с точки зрения функционального назначения расходов предполагает их деление на: - расходы на общественные и социальные нужды, то есть расходы на образование, здравоохранение и т.п.; - расходы на хозяйственные нужды или расходы по вмешательству государства в экономику; к ним относятся: расходы по государственным инвестиционным программам, субсидии, дотации, ассигнования на НИОКР; - административные расходы, то есть расходы на содержание органов власти; - расходы по обеспечению стратегической безопасности, то есть расходы на оборону, на содержание посольств и консульств, таможенных органов, милиции; - платежи по государственному долгу и другие. Структура государственных расходов, то есть соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды её развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими. У ряда стран высока доля военных расходов, наблюдается постоянный рост расходов на управление страной. Государственные расходы имеют важное предназначение, а именно выполняют различные функции: - Социальная функция предполагает, что государственные расходы могут смягчить социальную дифференциацию и обеспечить нормальные условия жизни нетрудоспособному и незанятому населению, ибо государственные расходы должны обеспечить приобщение определенных слоев общества к получению знаний и медицинской помощи. А, следовательно, расходы государственного бюджета содействуют обеспечению народного хозяйства страны квалифицированной и здоровой рабочей силой. - Регулирующая функция заключается в том, что расходы государственного бюджета могут стимулировать или сдерживать совокупный спрос и влиять на совокупное предложение, в том числе под воздействием государственных расходов могут происходить изменения в отраслевой и региональной структуре общественного производства. - Административная функция означает, что государственные расходы должны создавать нормальные условия для выполнения государственными управленческими и правоохранительными органами своих задач. Действенность государственных расходов зависит от следующих факторов: от абсолютных размеров денежных средств, выделяемых по тому или иному направлению; от структуры этих расходов, то есть от доли определенных статей расходов в общих расходах государственного бюджета; от эффективности использования каждой единицы расходуемых сумм.
|