Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформирование УИС в 1991–2010 гг.
В 1995 г. Главному управлению по исполнению уголовных наказаний (ГУИУН) МВД России подчинялись 731 колония, 180 следственных изоляторов и тюрем. С 1994 г. в его ведении находились и лесные ИТУ. В годы перестройки в связи с временным сокращением количества осужденных к лишению свободы материально-техническая база ИТУ была подорвана. В условиях затяжного экономического кризиса 1990-х гг. восстановить ее не удалось, в то время как число осужденных в местах лишения свободы росло и составило в 1999 г. 1 млн 38 тыс. человек (в 1993 г. – 750 тыс.). Большие проблемы порождала безработица, коснувшаяся ИТУ. Без работы осталось около 170 тыс. осужденных. Невозможно было обеспечить работой лиц, отбывших наказание. Вызывал сомнения и сам исправительно-трудовой уклон в деятельности мест лишения свободы. Правительство демократической России проявило готовность следовать международным требованиям в организации уголовно-исполнительной системы. Однако представители международных организаций (ООН и Совета Европы) настаивали на ее децентрализации и демилитаризации, что в условиях возросшей криминализации российского общества было нецелесообразным. Многие международные стандарты, касающиеся условий отбывания наказания в местах лишения свободы, оставались нереализованными из-за хронического недофинансирования УИС в 1993–1998 гг. В минимальной степени были учтены задачи улучшения службы и быта сотрудников уголовно-исполнительной системы. Важным этапом на пути совершенствования нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы стало принятие Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». В этом Законе термин «исправительно-трудовые учреждения» был заменен на «уголовно-исполнительные». Кроме того, детально регламентировались условия применения к осужденным физической силы, технических средств и оружия, устанавливались основные принципы и направления развития системы исполнения наказаний. В целях решения проблем функционирования российских мест лишения свободы группой теоретиков и практиков была разработана Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (на период до 2005 г.), утвержденная в 1996 г. В 1997 г. были приняты новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации. УИК РФ 1997 г. закрепил отмену многих из необоснованных ограничений в отношении осужденных, действовавших до 1992 г. Кодекс также предусматривал введение системы учреждений, исполняющих наказания в виде ограничения свободы (исправительные центры). Для исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ создавались уголовно-исполнительные инспекции. 16 июня 1997 г. вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности». На исполнение высшей меры наказания в 1997 г. был наложен мораторий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации» начался процесс передачи уголовно-исполнительной системы Министерству юстиции Российской Федерации, завершившийся в 1999 г. Базовым элементом уголовно-исполнительной системы остались исправительные, специализированные лечебные и воспитательные колонии. К началу 2000 г. в ведении ГУИН Минюста России находились 732 исправительные, 63 воспитательные колонии, 193 тюрьмы и следственных изолятора, где содержалось более 1 млн 196 тыс. человек. Численность сотрудников ГУИН Минюста России достигла 300 тыс. человек. При переводе в Минюст России сотрудникам уголовно-исполнительной системы были оставлены все льготы, которыми они пользовались, находясь в составе Министерства внутренних дел. Кроме того, выслуга лет для начисления пенсии стала пересчитываться из расчета полтора года за год фактической службы. В короткие сроки оформилась сеть учебных заведений для подготовки и переподготовки сотрудников УИС. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГУИН Минюста России было преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН России), высшее руководство которой непосредственно подчинено Президенту Российской Федерации. Следует отметить, что за минувшее десятилетие (2000–2010 гг.) уголовно-исполнительная система России достигла значительных успехов. Выросла доходность производственного сектора колоний, улучшились материально-бытовые условия содержания подследственных и осужденных, за счет проведенных амнистий и гуманизации системы уголовных наказаний на несколько сот тысяч человек сократилась численность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. На 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию осужденных от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе: в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, – 131, 4 тыс. человек; 755 исправительных колониях – 723, 9 тыс. человек; 7 тюрьмах – 2, 8 тыс. человек; 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5, 9 тыс. человек. В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534, 4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества. В целях дальнейшего развития отечественной пенитенциарной системы и приведения ее в соответствие с европейскими стандартами распоряжением правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Помимо проблем, связанных с ухудшением криминогенной обстановки в стране, Концепция в качестве важнейшей проблемы отметила падение престижа службы в УИС, а также несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы сотрудников. Концепция предусматривает реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и совершенствование их организационно-структурного построения. Одним из важнейших положений программы реформирования является прекращение коллективного содержания заключенных, а также раздельное содержание заключенных, способных к ресоциализации, и лиц, усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды. Также предусматривается замена существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений – тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением). Представляется, что реализация данной Концепции положит начало новому этапу истории отечественной пенитенциарной системы, развивающейся в русле мировой практики и отвечающей потребностям современного демократического общества.
|