Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Органы юстиции в 1970–2000 - е гг.⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Сложившаяся в 1950-е гг. система судебных органов действовала без существенных преобразований до 1970 г., когда ЦК КПСС, осознав ошибочность решения ликвидировать органы юстиции СССР, не начал обратный процесс. 31 августа 1970 г. Министерство юстиции СССР было восстановлено. Немного позднее были восстановлены минюсты союзных республик и иные учреждения юстиции на местах. На воссозданное Министерство юстиции были возложены следующие функции: организационное руководство судебными органами союзных республик и военными трибуналами, руководство адвокатурой, нотариатом и иными учреждениями юстиции; систематизация и подготовка предложений о кодификации законодательства; осуществление иных функций в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Таким образом, Верховный Суд СССР был освобожден от выполнения несвойственных ему задач. В то же время разъяснения Пленума Верховного Совета СССР по вопросам судебной практики носили теперь не рекомендательный, а обязательный характер. Эффективность сложившейся судебной системы вызывает некоторые сомнения. Советский суд не был беспристрастным, поскольку на судей постоянно оказывалось давление со стороны партийных и советских работников. Партийные и советские органы имели возможность вмешиваться в процедуру избрания народных судей, предоставляя наибольшие шансы быть избранными тем судьям, которые проявляли к ним большую лояльность. Важнейшие изменения произошли в советском судопроизводстве в связи с расширением права обвиняемого на защиту в уголовном процессе. С 1970 г. защитник мог быть допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в некоторых случаях его участие с момента предъявления обвинения стало обязательным. Конституция СССР 1977 г. провозгласила презумпцию невиновности. Было законодательно закреплено право общественных организаций и трудовых коллективов ходатайствовать о применении к виновному лицу условного осуждения. После развала СССР происходит эволюция судебной системы России. В октябре 1991 г. одобрение Верховного Совета РСФСР получила Концепция судебной реформы в РСФСР, подготовленная группой независимых экспертов под руководством народного депутата Б.А. Золотухина. Концепцией провозглашалась необходимость возрождения суда присяжных, института мировых судей, введения судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, восстановления принципа несменяемости судей, пересмотра ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов. Основополагающие идеи Концепции судебной реформы нашли отражение в ряде важнейших нормативных правовых актов, таких как: Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г. Учреждением в РСФСР Конституционного суда РСФСР (1991) и арбитражных судов (1991) было нарушено единство судебной системы. Впоследствии отечественной судебной системе пришлось проделать серьезную работу по разграничению сферы юрисдикции новых органов судебной власти и судов общей юрисдикции. В СССР государственные арбитражы рассматривались не как судебные, а как административные учреждения. Форма участия представителей народа в осуществлении правосудия было существенно видоизменена. Постепенно участие народных заседателей было упразднено как в гражданском, так и в уголовном процессе. С 2001 г. в арбитражных судах субъектов Российской Федерации был установлен институт арбитражных заседателей. Согласно Закону Российской Федерации от 16 июля 1993 г. № 5451-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР,, О судоустройстве РСФСР”, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в некоторых субъектах федерации стали появляться суды присяжных, призванные решать вопрос о виновности подсудимого. Данный институт был закреплен Конституцией Российской Федерации 1993 г. Прокуратура Российской Федерации сохранила общий надзор и практически все полномочия в области надзора за судебной деятельностью. В то же время от прокуроров судьям было передано право решать вопрос о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и продлении срока его содержания под стражей. Наряду с этим был установлен судебный контроль за применением таких мер процессуального принуждения, как прослушивание телефонных переговоров, наложение ареста на корреспонденцию, наложение ареста на имущество и др. Кроме того, широкое развитие в нашей стране получила адвокатура. Развилась система частного нотариата. В настоящее время адвокаты объединены в адвокатские палаты, имеющиеся в каждом субъекте Федерации. Новую жизнь в современном российском обществе получил институт мировой юстиции. Служба судебных исполнителей была реорганизована в Федеральную службу судебных приставов при Минюсте России.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Каково значение Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 года для дальнейшего развития исправительно-трудовой системы? 2. Охарактеризуйте структуру советской исправительно-трудовой системы на начало 1970-х годов. 3. Что Вы знаете об отрядной системе в советских исправительно-трудовых учреждениях? На каких принципах осуществлялось комплектование отрядов осужденных? 4. Какова роль начальника отряда в функционировании советских исправительно-трудовых учреждениях? 5. Что Вы знаете о производственной деятельности исправительно-трудовых колониях в 1970–1980-х годах? 6. В чем, на Ваш взгляд, причина повышения уровня пенитенциарной преступности в конце 1980-х годов? 7. Чем было обусловлено изменение численности осужденных, отбывавших наказание в местах лишения свободы в 1980–1990-е ггоды? 8. С какими проблемами столкнулась отечественная уголовно-исполнительная система в 1990-е годы? 9. При каких обстоятельствах произошла передача УИС из состава МВД в ведение Минюста России? 10. Каковы основные цели, задачи Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года? 11. Какие структурные изменения отечественной пенитенциарной системой предусмотрены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года? 12. Какие существенные изменения в советской судебной системе произошли в 1970–1980-е годы?
|